Решение Томского УФАС России от 24.06.2013 N 06-11/26-13 <О нарушении запрета на рекламу, содержащую непристойные и оскорбительные образы>



ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 24 июня 2013 г. № 06-11/26-13

7 июня 2013 - дата оглашения резолютивной части.
24 июня 2013 - дата изготовления в полном объеме.
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: В.И.Шевченко - руководитель Томского УФАС России; члены Комиссии: Е.В.Чуклина - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; М.Н.Петрова - специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; Н.Н.Наумова - старший специалист 2 разряда отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; рассмотрев дело № 06-11/26-13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения в г. Томске рекламы салона "Ц", в присутствии: лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - общества с ограниченной ответственностью "А", представитель С., на основании доверенности № 12-13 от 15.05.2013 установила:
В ходе осуществления полномочий по надзору за соблюдением законодательства о рекламе сотрудниками отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, которые выразились в следующем.
В г. Томске в кабине лифта многоквартирного жилого дома по адресу: <...> размещена реклама следующего содержания: "Котик, купи мне IPhone 5 <...> Или больше не звони... Давай, до свидания! <...> тел.: <...> *скажи, что увидел меня в лифте, получишь классный бонус iPhone 5, iPad mini, iPad 4", включающая изображение обнаженной девушки в солнцезащитных очках, прикрывающей грудь руками и показывающей жест - сжатых в кулак пальцев с поднятым вверх средним пальцем руки, поднесенным к языку.
Данный факт зафиксирован в акте осмотра наружной рекламы от 03.12.2012, составленном должностными лицами Томского УФАС России с участием двух незаинтересованных лиц.
Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Решение вопроса о наличии в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений носит оценочный характер. В связи с чем, до момента возбуждения дела, данная реклама была вынесена на обсуждение и оценку Экспертного совета по рекламе, действующего при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Томской области.
Большинством голосов членов Экспертного совета по рекламе, действующего при Томском УФАС России, на заседании 25 декабря 2012 г. указанная реклама оценена как неэтичная, поскольку используемый в рекламе IPhone 5, распространяемой в кабинах лифтов, женский образ является оскорбительным и непристойным.
Учитывая изложенное, определением от 27.03.2013 в отношении ООО "А" возбуждено производство по настоящему делу по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
На заседании Комиссии по рассмотрению данного дела представитель ООО "А" пояснил, что рассматриваемая реклама была распространена сотрудниками обособленного подразделения ООО "А" в Томске, что стало возможным в связи с отсутствием должного контроля за распространением рекламных материалов со стороны руководителя структурного подразделения.
Рассмотрев материалы дела и заслушав доводы представителя, приняв во внимание мнения членов Экспертного совета по рекламе при Томском УФАС России, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" одной из основных целей настоящего Федерального закона является реализация прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (ст. 3) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Рассматриваемая информация, распространяемая в г. Томске в кабинах лифтов многоквартирных жилых домов, адресована неопределенному кругу лиц, по своему содержанию направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к салону "Ц", к товару - смартфону IPhone 5, то есть содержит все признаки рекламы, закрепленные в пункте 1 статьи 3 Закона № 38-ФЗ, следовательно, является рекламой.
Согласно разъяснениям ФАС России № АК/41964 от 29.11.2010, часть 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" запрещает использовать в рекламе следующие виды информации: 1) бранные слова; 2) непристойные образы, сравнения, выражения; 3) оскорбительные образы, сравнения, выражения.
К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые модели и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
К оскорбительным образам, сравнениям, выражениям - слова и изображения, которые в том числе ущемляют человеческое достоинство, понижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.
Отнесение используемых в рекламе изображений, слов и иных образов к оскорбительным и непристойным носит субъективно-оценочный характер.
Учитывая изложенное, на стадии рассмотрения выявленного Томским УФАС России факта распространения рекламы салона "Ц", смартфона IPhone 5, в целях его полного и всестороннего рассмотрения, реклама была вынесена на обсуждение и оценку Экспертного совета по рекламе, действующего при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Томской области.
На разрешение Экспертному совету по рекламе при Томском УФАС России были поставлены следующие вопросы:
1) является ли женский образ, используемый в рекламе IPhone 5, распространяемой в кабинах лифтов, оскорбительным?
2) является ли женский образ, используемый в рекламе IPhone 5, распространяемой в кабинах лифтов, непристойным?
Большинством голосов членов Экспертного совета по рекламе, действующего при Томском УФАС России, на заседании 25 декабря 2012 г. указанная реклама оценена как содержащая оскорбительный образ и непристойный образ (по результатам голосования на первый вопрос ответили "да" - 6 чел., ответили "нет" - 5 чел., воздержался 1 чел., на второй вопрос ответили "да" - 12 чел., ответили "нет" - 0 чел., воздержались - 0 чел.).
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что используемый в рекламе салона "Ц", смартфона IPhone 5 образ обнаженной девушки в солнцезащитных очках, прикрывающей грудь руками и показывающей жест - сжатых в кулак пальцев с поднятым вверх средним пальцем руки, поднесенным к языку, является оскорбительным и непристойным, а композиционная схема, используемая в рассматриваемой рекламе, в совокупности изобразительных элементов и образов, а также текстового содержания, неоправданна и является неуместной в рекламе. Следовательно, реклама нарушает часть 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно ч. 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований ч. 6 ст. 5 указанного Закона несет рекламодатель.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является общество с ограниченной ответственностью "А".
Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", п. 37 - п. 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу салона "Ц", смартфона IPhone 5, распространяемую г. Томске в кабине лифта многоквартирного жилого дома по адресу: <...> следующего содержания: "Котик, купи мне IPhone 5 <...> Или больше не звони... Давай, до свидания! <...> тел.: <...> *скажи, что увидел меня в лифте? получишь классный бонус iPhone 5, iPad mini, iPad 4", содержащую изображение обнаженной девушки в солнцезащитных очках, прикрывающей грудь руками и показывающей жест - сжатых в кулак пальцев с поднятым вверх средним пальцем руки, поднесенным к языку, поскольку в ней нарушены требования ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью "А" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
В.И.ШЕВЧЕНКО

Члены Комиссии:
Е.В.ЧУКЛИНА
М.Н.ПЕТРОВА
Н.Н.НАУМОВА





ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 24 июня 2013 г. № 06-11/26-13

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ № 06-11/26-13

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: В.И.Шевченко - руководитель Томского УФАС России;
члены Комиссии: Е.В.Чуклина - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; М.Н.Петрова - специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; Н.Н.Наумова - старший специалист 2 разряда отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; на основании своего решения от 24 июня 2013 г. по делу № 06-11/26-13 о признании ненадлежащей рекламы салона "Ц", распространяемой с нарушением ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "А" в течение десяти дней со дня получения настоящего предписания прекратить распространение ненадлежащей рекламы салона "Ц", смартфона IPhone 5, следующего содержания: "Котик, купи мне IPhone 5 <...> Или больше не звони... Давай, до свидания! <...> тел.: <...> *скажи, что увидел меня в лифте, получишь классный бонус iPhone 5, iPad mini, iPad 4", с использованием оскорбительного образа, описанного в решении по данному делу, с нарушением ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
2. ООО "А" представить в Томское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в течение десяти дней с момента исполнения.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Томское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
В.И.ШЕВЧЕНКО

Члены Комиссии:
Е.В.ЧУКЛИНА
М.Н.ПЕТРОВА
Н.Н.НАУМОВА


------------------------------------------------------------------