Постановление Администрации Томской области от 17.12.2013 N 539а "Об утверждении государственной программы "Детство под защитой на 2014 - 2019 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2013 г. № 539а

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
"ДЕТСТВО ПОД ЗАЩИТОЙ НА 2014 - 2019 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. постановления Администрации Томской области
от 12.03.2014 № 71а)

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 11 Закона Томской области от 14 сентября 2009 года № 177-ОЗ "О системе документов стратегического и программно-целевого планирования Томской области", постановлением Администрации Томской области от 22.06.2012 № 237а "О государственных программах Томской области" постановляю:
1. Утвердить государственную программу "Детство под защитой на 2014 - 2019 годы" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Департаменту информационной политики и общественных связей Администрации Томской области (Севостьянов) обеспечить опубликование настоящего постановления.
3. Признать утратившими силу следующие постановления Администрации Томской области:
1) от 11.12.2012 № 510а "Об утверждении государственной программы "Право быть равным на 2013 - 2016 годы" ("Собрание законодательства Томской области", № 12/2(89), часть 1 от 29.12.2012);
2) от 08.05.2013 № 200а "О внесении изменения в постановление Администрации Томской области от 11.12.2012 № 510а" ("Собрание законодательства Томской области", № 5/2(94) от 31.05.2013);
3) от 16.09.2013 № 396а "О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 11.12.2012 № 510а" ("Собрание законодательства Томской области", № 10/1(99) от 15.10.2013);
4) от 27.09.2013 № 411а "О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 11.12.2012 № 510а" ("Собрание законодательства Томской области", № 10/1(99) от 15.10.2013);
5) от 01.10.2013 № 416а "О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 11.12.2012 № 510а" ("Собрание законодательства Томской области", № 10/1(99) от 15.10.2013).
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года, но не ранее чем по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Томской области по социальной политике Акатаева Ч.М.

И.о. Губернатора
Томской области
А.М.ФЕДЕНЕВ





Утверждена
постановлением
Администрации Томской области
от 17.12.2013 № 539а

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"ДЕТСТВО ПОД ЗАЩИТОЙ НА 2014 - 2019 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. постановления Администрации Томской области
от 12.03.2014 № 71а)

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
"ДЕТСТВО ПОД ЗАЩИТОЙ НА 2014 - 2019 ГОДЫ"

Наименование государственной программы
Государственная программа "Детство под защитой на 2014 - 2019 годы" (далее - ГП, Программа)
Координатор ГП
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
Заказчик ГП
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
Соисполнители ГП
Органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию)
Стратегическая цель социально-экономического развития Томской области, на которую направлена реализация ГП
Благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей
Цель ГП
Улучшение качества жизни детей группы риска по социальному сиротству, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), нуждающихся в предоставлении жилых помещений
Цель подпрограммы "Сохранение для ребенка кровной семьи на 2014 - 2019 годы"
Повышение эффективности региональной системы профилактики семейного неблагополучия, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды
Цель подпрограммы "Новая семья на 2014 - 2019 годы"
Повышение эффективности региональной системы семейного устройства детей-сирот, сопровождения замещающих семей
Цель подпрограммы "Жилье для детей-сирот на 2014 - 2019 годы"
Обеспечение защиты жилищных прав детей-сирот на территории Томской области
Показатель цели ГП и его значение (с детализацией по годам реализации)
Показатель:
2012 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
Доля детей-сирот в общей численности детского населения (%)
2,78
2,72
2,66
2,6
2,54
2,48
2,4
Показатель цели подпрограммы "Сохранение для ребенка кровной семьи на 2014 - 2019 годы" и его значение (с детализацией по годам реализации)
Показатель:
2012 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
Численность вновь выявленных детей-сирот (человек)
672
630
610
590
570
550
530
Показатель цели подпрограммы "Новая семья на 2014 - 2019 годы" и его значение (с детализацией по годам реализации)
Показатель:
2012 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
Доля детей-сирот, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот (%)
81,4
82,0
83,0
84,0
85,0
90,0
90,0
Показатель цели подпрограммы "Жилье для детей-сирот на 2014 - 2019 годы" и его значение (с детализацией по годам реализации)
Показатель:
2012 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
Численность детей-сирот, имеющих и не реализовавших своевременно право на обеспечение жилыми помещениями на конец календарного года (человек)
В связи с изменениями законодательства значение показателя по итогам 2012 года не сопоставимо с плановыми значениями данного показателя
875
743
631
536
455
386
Задачи ГП
1. Развитие системы профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства в Томской области.
2. Развитие системы семейного устройства детей-сирот в Томской области.
3. Повышение эффективности деятельности по защите жилищных прав детей-сирот на территории Томской области
Задачи подпрограммы "Сохранение для ребенка кровной семьи на 2014 - 2019 годы"
1. Совершенствование механизмов защиты детей от всех форм жестокого обращения, профилактики семейного неблагополучия.
2. Обеспечение доступности реабилитационных услуг для семей группы риска по социальному сиротству
Задачи подпрограммы "Новая семья на 2014 - 2019 годы"
1. Формирование у граждан Томской области значимости семейных ценностей, ответственного родительства, позитивного отношения к замещающим семьям и детям-сиротам через информационно-просветительское продвижение семейного устройства.
2. Развитие системы подготовки кандидатов в замещающие родители и детей к созданию новой семьи.
3. Создание системы межведомственного социального, медико-психологического сопровождения замещающих семей
Задачи подпрограммы "Жилье для детей-сирот на 2014 - 2019 годы"
1. Обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
2. Улучшение качества жизни воспитанников областного государственного казенного стационарного учреждения для умственно отсталых детей "Тунгусовский детский дом-интернат"
Показатели задач ГП и их значения (с детализацией по годам реализации)
Показатель:
2012 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
1. Число граждан, охваченных информационной кампанией (человек)
18000
18000
20000
23000
23000
23000
23000
2. Доля специалистов, работающих с семьей и детьми, повысивших свою профессиональную компетентность, в общей численности специалистов, работающих с семьей и детьми (%)
30
30
55
60
65
70
75
3. Количество муниципальных образований Томской области, имеющих специализированный жилищный фонд (единиц)
89
94
101
110
110
110
110
Показатель задач подпрограммы "Сохранение для ребенка кровной семьи на 2014 - 2019 годы" и их значения (с детализацией по годам реализации)
Показатель:
2012 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
1. Доля детей, родители которых лишены родительских прав, от общей численности детского населения (%)
0,26
0,2
0,18
0,16
0,14
0,12
0,1
Показатель задач подпрограммы "Новая семья на 2014 - 2019 годы" и их значения (с детализацией по годам реализации)
Показатель:
2012 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
1. Снижение числа отмены решений о передаче ребенка на воспитание в семью (случаев)
84
76
70
64
56
48
40
Показатели задач подпрограммы "Жилье для детей-сирот на 2014 - 2019 годы" и их значения (с детализацией по годам реализации)
Показатель:
2012 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
1. Численность детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями специализированного жилищного фонда за счет средств областного бюджета (человек)
116
165
165
165
165
165
165
2. Численность детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями специализированного жилищного фонда за счет средств федерального бюджета (человек)
39
60
60
64
64
64
64
Сроки и этапы реализации ГП
2014 - 2019 годы
Перечень подпрограмм ГП
1. "Сохранение для ребенка кровной семьи на 2014 - 2019 годы"
2. "Новая семья на 2014 - 2019 годы"
3. "Жилье для детей-сирот на 2014 - 2019 годы"
Объемы и источники финансирования (с детализацией по годам реализации, тыс. рублей)
Источники:
Всего 2014 - 2019 годы
2014
год
2015
год
2016
год
2017
год
2018
год
2019
год
федеральный бюджет (по согласованию)
434735,4
70165,4
(утверждено)
70109,6
(потребность)
73615,1
(потребность)
73615,1
(потребность)
73615,1
(потребность)
73615,1
(потребность)
областной бюджет
1524229,0
200000,0
(утверждено)
294519,0
(потребность)
263587,0
(потребность)
259897,0
(потребность)
259223,0
(потребность)
247003,0
(потребность)
местные бюджеты (по согласованию)
0
0
0
0
0
0
0
внебюджетные источники (по согласованию)
0
0
0
0
0
0
0
всего по источникам
1958964,4
270165,4
364628,6
337202,1
333512,1
332838,1
320618,1
Объем и основные направления расходования средств (с детализацией по годам реализации, тыс. рублей)
Основные направления расходования средств
Всего
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
Инвестиции
-
-
-
-
-
-
-
НИОКР
-
-
-
-
-
-
-
прочие
1958964,4
270165,4
364628,6
337202,1
333512,1
332838,1
320618,1
Организация управления ГП
Реализацию ГП осуществляет Департамент по вопросам семьи и детей Томской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию).
Контроль за реализацией ГП осуществляет заместитель Губернатора Томской области по социальной политике.
Текущий контроль и мониторинг реализации ГП осуществляет Департамент по вопросам семьи и детей Томской области

ВВЕДЕНИЕ

Программа направлена на улучшение качества жизни детей группы риска по социальному сиротству, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Программа разработана в соответствии со следующим нормативными правовыми актами:
Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
Указ Президента от 28.12.2012 № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р);
Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 № 1120-р);
Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года) (утверждена постановлением Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 № 2539 "О Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года)");
постановление Администрации Томской области от 22.06.2012 № 237а "О государственных программах Томской области".
Объектом Программы являются дети, в том числе дети-сироты, лица из их числа, нуждающиеся в обеспечении жилыми помещениями; семьи, воспитывающие детей; граждане, изъявившие желание стать замещающими родителями.
Основные понятия, используемые в Программе, применяются в значениях, определенных федеральным и областным законодательством.

1. ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Реализация мероприятий Программы будет способствовать достижению среднесрочной цели "Благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей", обозначенной в Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года), утвержденной постановлением Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 № 2539 "О Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года)", а также выполнению Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и Указа Президента от 28.12.2012 № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Подпрограмма "Сохранение для ребенка кровной семьи
на 2014 - 2019 годы"

В Томской области на начало 2013 года проживало 200498 детей, в том числе 5589 детей-сирот. В 2012 году вновь выявлено 672 ребенка-сироты, или 0,34% относительно общего числа детского населения. Данный показатель выше, чем в среднем по Российской Федерации, но ниже, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу: 0,29% и 0,46% соответственно. Абсолютное большинство детей данной категории (86%) - социальные сироты вследствие неблагополучия семей, ограничений и лишений родителей их прав. В 2012 году в Томской области родительских прав лишены один или оба родителя в отношении 523 детей, в 2011 - 611 детей, в 2010 - 767 детей. Число детей, родители которых ограничены в родительских правах, в 2012 году составляло 94 человека, в 2011 году - 91 человек, в 2010 году - 115 человек. В инфраструктуру помощи семье и детям входят социально-реабилитационные центры, центры помощи семье и детям, реабилитационные центры для детей-инвалидов и детские дома.
Для решения проблемы социального сиротства в Томской области принят ряд значимых документов, формирующих новые приоритеты в социальной политике, инновационные организационно-управленческие механизмы:
Концепция системы профилактики социального сиротства в Томской области, утвержденная распоряжением Губернатора Томской области от 25.11.2005 № 693-р "О создании системы профилактики социального сиротства в Томской области";
Закон Томской области от 17 мая 2007 года № 92-ОЗ "Об утверждении областной целевой программы "Дети Томской области" на 2007 - 2010 годы";
распоряжение Губернатора Томской области от 29.12.2008 № 407-р "О взаимодействии исполнительных органов государственной власти Томской области с иными органами и организациями по вопросам выявления детей, нуждающихся в государственной защите, и устранения причин нарушения их прав и законных интересов";
распоряжение Администрации Томской области от 14.07.2009 № 469-ра "Об утверждении региональной программы "Право ребенка на семью на 2009 - 2013 годы";
распоряжение Администрации Томской области от 25.02.2011 № 128-ра "Об утверждении региональной программы "Защитим детей от насилия на 2011 - 2013 годы".
В рамках реализации региональной программы "Право ребенка на семью на 2009 - 2013 годы", утвержденной распоряжением Администрации Томской области от 14.07.2009 № 469-ра "Об утверждении региональной программы "Право ребенка на семью на 2009 - 2013 годы", во взаимодействии с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, достигнуты следующие результаты:
Приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов.
В каждом из 20 муниципальных образований Томской области сформированы межведомственные группы специалистов для методического сопровождения учреждений различной ведомственной принадлежности по вопросам раннего выявления семейного неблагополучия. Специалисты групп прошли обучение.
Организована комплексная профилактическая помощь семьям и детям по технологии работы со "случаем" в 20 муниципальных образованиях Томской области. Ежегодно адресной индивидуальной работой по месту жительства охвачено около 4000 детей из 1900 семей; 39,4% от общего числа семей, в которых были открыты "случаи", выявлены на ранних стадиях семейного кризиса.
Первый этап реформ позволил создать и апробировать эффективные механизмы, обеспечивающие реализацию технологии раннего выявления семейного неблагополучия и работу со случаем нарушения прав ребенка на всей территории Томской области. В рамках реализации технологий выстроено межведомственное взаимодействие. В учреждения семьи и детства введено 97 штатных единиц специалистов-кураторов "случая".
В рамках региональной программы "Право ребенка на семью на 2009 - 2013 годы" апробированы и внедрены 10 профилактических социальных услуг ("Реабилитационный досуг для детей группы риска", "Социальная гостиная", "Домашние помощники и индивидуальные тьюторы", "Телефон доверия" и др.). Данные услуги предоставлялись в соответствии с минимальными стандартами социальных услуг по профилактике социального сиротства, что позволило отработать конкурсный механизм заказа данных услуг и вовлечь в данную сферу организации различной ведомственной принадлежности (учреждения образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры), а также некоммерческие организации.
В рамках региональной программы "Защитим детей от насилия на 2011 - 2013 годы", утвержденной распоряжением Администрации Томской области от 25.02.2011 № 128-ра "Об утверждении региональной программы "Защитим детей от насилия на 2011 - 2013 годы", проведен конкурс социальных проектов на оказание услуги "Реабилитация детей, пострадавших от насилия", победителями которого стали 6 организаций различной ведомственной принадлежности, в том числе 4 общественные организации, оказавшие услуги 119 детям и 106 их родителям. В 2012 году услуга стандартизирована.
На базе областного государственного бюджетного учреждения "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Луч" г. Томска" образован учебно-методический центр, который обеспечивает методическое сопровождение деятельности и организует повышение профессиональной компетентности специалистов, работающих с семьей и детьми.
В процессе реализации региональной программы "Право ребенка на семью на 2009 - 2013 годы" в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" подготовлена автоматизированная система учета детей, нуждающихся в государственной защите, и их семей. Во все муниципальные образования Томской области, исполняющие полномочия по опеке и попечительству, приобретена компьютерная техника для установки и внедрения данной системы. В настоящий момент система находится на стадии апробации, нуждается в обновлении и укреплении информационной базы и повсеместном внедрении.
Завершен первый этап реформирования сети учреждений, работающих с семьей и детьми, что позволило сократить число стационарных мест в специализированных учреждениях для несовершеннолетних и детских домах. Два учреждения преобразованы в многопрофильные учреждения социального обслуживания семьи и детей.
В результате реализованного комплекса мероприятий по ряду ключевых показателей, характеризующих ситуацию в этой области, достигнута положительная динамика:
наметилась устойчивая тенденция к снижению доли детей-сирот от общей численности детского населения (2006 г. - 3,5; 2012 г. - 2,78);
наметилась тенденция к сокращению числа поставленных на учет семей, находящихся в социально опасном положении (2009 г. - 1925 семей, в них 2503 ребенка; 2011 г. - 954 семьи, в них 2178 детей).
Вместе с тем не удалось:
увеличить темпы снижения социального сиротства и достичь среднероссийского показателя (2011 г. - 2,56 - доля детей-сирот от общей численности детского населения);
существенно снизить численность детей, родителей которых ежегодно лишают родительских прав;
увеличить доступность инновационных социальных услуг, расширить их перечень особенно для семей с детьми, проживающих в сельской местности, и для семей, воспитывающих ребенка-инвалида;
повысить информированность населения о возможностях получения необходимых социальных услуг, способах и возможностях создания замещающих семей.
По ряду муниципальных образований (Зырянский, Кривошеинский, Тегульдетский районы) доля вновь выявленных детей-сирот превышает аналогичный средний показатель по Томской области в 2 и более раза).
Все вышеобозначенное указывает на то, что на данном этапе необходимо принятие мер, направленных на совершенствование инновационной модели защиты семьи и детства Томской области, спроектированной как единое экономическое, социальное и образовательное пространство.
Необходимы новые актуализированные цели, задачи, новые механизмы и инновационные формы взаимодействия для повышения качества и уровня жизни семей с детьми в Томской области.
В ходе реализации Программы планируется создать условия для эффективного функционирования системы профилактики социального сиротства во всех муниципальных образованиях Томской области.
Государственная поддержка семьи и детства не может быть реализована без обновления системы повышения профессиональной компетентности и поддержки специалистов помогающих профессий, работающих с детьми и семьями, с опорой на практико-ориентированный подход. Численность работников учреждений социального обслуживания, подведомственных Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области, в 2012 году составляла 958 человек, в том числе 654 специалиста (2011 год - 1103 человека, 678 специалистов). Повышение квалификации в 2012 году прошли 35 специалистов (в 2011 - 125 специалистов).
Вместе с тем ресурсы действующего учебно-методического центра не позволяют обеспечить эффективное сопровождение процессов по обеспечению детей и семей с детьми качественными профилактическими услугами, обобщению и распространению инновационного опыта, повышению уровня квалификации специалистов отраслей социальной сферы. Требует дополнительных ресурсов создание современной межведомственной автоматизированной информационной системы защиты детства.

Подпрограмма "Новая семья на 2014 - 2019 годы"

На территории Томской области продолжает развиваться и совершенствоваться институт замещающей семьи. В замещающих семьях по состоянию на декабрь 2012 года проживало 81,4% детей-сирот. Данный показатель выше, чем в среднем по Российской Федерации и Сибирскому федеральному округу: 80,2% и 76,6% соответственно.
Из 5589 детей-сирот (без учета усыновленных детей) 2482 (44,4%) ребенка находятся под безвозмездной формой опеки (попечительства), 2027 (36,2%) детей - под возмездной формой опеки (в приемных семьях), 754 (13,49%) ребенка - в учреждениях для детей-сирот, 268 (4,8%) детей - в учреждениях НПО и СПО, 19 (0,3%) детей остались неустроенными на конец 2012 года.
На воспитание в замещающие семьи за 2012 год переданы 755 детей, что на 14,2% меньше, чем в 2011 году (880), так как в 2012 году снизилось число выявленных детей-сирот.
Из 755 детей, переданных в замещающие семьи в 2012 году, под безвозмездную форму опеки (попечительства) устроен 301 ребенок (39,9% от общего числа детей, переданных в замещающие семьи), под возмездную форму опеки (в приемные семьи) - 297 детей (39,3%), усыновлено - 74 ребенка (9,8%). Число детей, устроенных под безвозмездную форму опеки, в 2012 году снизилось по сравнению с 2011 годом с 2636 до 2482 детей; число детей, переданных под возмездную форму опеки (приемная семья), выросло с 1905 до 2027, число усыновленных детей увеличилось с 72 до 74.

Результаты деятельности по выявлению и устройству выявленных
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

№ пп
Направление работы
2006 год
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
1
Всего выявлено и учтено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1630
1354
1510
1120
951
799
672
2
Устроено из числа выявленных детей в замещающие семьи всего, из них:
861
745
794
652
506
489
388
2.1
Передано на безвозмездную форму опеки
685
556
557
446
292
300
217
2.2
Передано на возмездную форму опеки
109
163
190
175
190
157
159
2.3
Усыновлено
67
26
40
31
24
32
12
3
Устроено в учреждения для детей-сирот
371
279
319
237
341
212
198
4
Возвращено детей родителям
185
134
201
149
45
26
22
5
Остались неустроенными на конец года
149
148
143
62
41
20
19
6
Всего в опекунских семьях воспитывалось, в том числе находилось:
4046
4270
4617
4425
4374
4541
4509
6.1
Под безвозмездной формой опеки (попечительства)
3665
3570
3534
3033
2700
2636
2482
6.2
Под возмездной формой опеки (попечительства)
381
700
1083
1392
1674
1905
2027

За последние пять лет наблюдается стабильная тенденция к сокращению числа детей-сирот, поступающих в детские дома Томской области (2012 г. - 153 ребенка, 2011 г. - 187 детей, 2010 г. - 286 детей, 2009 г. - 193 ребенка, 2008 г. - 364 ребенка).
Одно из направлений деятельности подведомственных Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области учреждений - подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями детей-сирот, организация деятельности по сопровождению замещающих семей. За 2012 год 623 кандидата в замещающие родители прошли школу приемных родителей, 69 воспитанников детских домов устроены в замещающую семью, 2 ребенка усыновлены, 12 детей из детских домов возвращены в семьи кровных родителей. В службах сопровождения замещающих семей, действующих при детских домах, находится на сопровождении 1308 замещающих семей, 65% замещающих семей получили психологическую помощь и поддержку. В 2012 году 59 детей возвращено в детские дома из замещающих семей (83 ребенка в 2010 году, 44 ребенка в 2011 году).
На территории Томской области в рамках региональной программы "Право ребенка на семью на 2009 - 2013 годы" реализуется стандарт услуги "Сопровождение замещающих семей". Данная услуга оказывается организациями, прошедшими конкурсный отбор. В 2010 году - 10 организаций, в 2011 - 20 организаций реализовывали услугу при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2013 году - 6 организаций за счет областного бюджета.
Специалистами учебно-методического центра разработана образовательная программа "Организация и осуществление деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей" для специалистов организаций, осуществляющих подготовку кандидатов в приемные родители; образовательная программа для специалистов "Технология сопровождения замещающих семей", организовано ежегодное обучение специалистов, оказывающих эту услугу. Замещающие семьи включены в интегрированные группы, проходящие реабилитацию и сопровождение.
В рамках региональных программ "Право ребенка на семью на 2009 - 2013 годы" и "Защитим детей от насилия на 2011 - 2013 годы" проведена серьезная информационная кампания по продвижению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2011 - 2012 гг. вышло 135 материалов в СМИ, включая 61 сюжет в электронных СМИ (радио, телевидение) и 16 материалов в печатных СМИ.
К активному продвижению семейного устройства привлечено 18 средств массовой информации и 11 некоммерческих организаций.
В результате удалось добиться следующих результатов в сфере семейного устройства детей-сирот:
увеличилась доля детей-сирот, переданных на воспитание в семьи граждан, от общей численности детей данной категории. В 2011 году данный показатель составлял 79,0%, в 2012 году - 81,4% (32-е место из 88 субъектов);
увеличить долю усыновленных детей-сирот от общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в 2011 году до 8,7%, в 2012 году до 9,5%.
В целях дальнейшего развития системы семейного устройства детей-сирот предусматривается:
создание и организация работы сети центров семейного устройства на базе учреждений для детей-сирот;
апробация модели профессиональной замещающей семьи;
создание общего банка данных потенциальных замещающих родителей Томской области:
апробация, доработка, утверждение и внедрение стандартов по подбору и подготовке замещающих семей, а также по подготовке ребенка к устройству в замещающую семью;
обучение специалистов.

Подпрограмма "Жилье для детей-сирот на 2014 - 2019 годы"

Защита жилищных прав детей-сирот является одним из приоритетных направлений работы по социальной адаптации, жизнеустройству и постинтернатному сопровождению детей данной категории.
С 01.01.2008 в соответствии с Законом Томской области от 11 сентября 2007 года № 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" в бюджете Томской области предусматриваются бюджетные ассигнования для реализации государственных гарантий по обеспечению детей данной категории жилыми помещениями.
В целях совершенствования контроля за осуществлением органами местного самоуправления поселений, городских округов Томской области государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в 2012 году сформирован Реестр детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с постановлением Администрации Томской области от 04.03.2009 № 40а "Об утверждении Порядка расходования местными бюджетами субвенций из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, осуществляется путем:
приобретения жилого помещения на основании договора купли-продажи, зарегистрированного в установленном порядке, заключенного между продавцом жилого помещения и органом местного самоуправления поселения (городского округа);
приобретения жилого помещения на основании договора участия в долевом строительстве, зарегистрированного в установленном порядке и предусматривающего срок передачи объекта долевого строительства в течение текущего финансового года, заключенного между застройщиком и органом местного самоуправления поселения (городского округа);
строительства в течение текущего финансового года многоквартирных домов для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, а также лиц из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, путем предоставления жилых помещений в указанных многоквартирных домах названным категориям лиц;
реконструкции в течение текущего финансового года жилых помещений муниципального жилищного фонда для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, а также лиц из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, путем предоставления жилых помещений названным категориям лиц;
реконструкции в течение текущего финансового года нежилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в целях перевода реконструированных нежилых помещений в жилые помещения и включения их в муниципальный жилищный фонд для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, а также лиц из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, путем предоставления жилых помещений названным категориям лиц.
По состоянию на 1 января 2013 года численность детей-сирот, которые должны были быть обеспечены жилыми помещениями, во всех субъектах Российской Федерации составляла 102175 человек.
(в ред. постановления Администрации Томской области от 12.03.2014 № 71а)
Наибольшая задолженность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот на 1 января 2013 года образовалась в 25 регионах и составляла 72,2% от общей задолженности субъектов Российской Федерации, в том числе в Кемеровской области (8313 человек), Иркутской области (6755 человек), Саратовской области (3489 человек), Забайкальском крае (3093 человека), Свердловской области (2913 человек), Омской области (2126 человек), Оренбургской области (2327 человек), Краснодарском крае (2296 человек), Республике Бурятия (1959 человек), Новосибирской области (1845 человек), Хабаровском крае (1810 человек), Алтайском крае (1710 человек).
(в ред. постановления Администрации Томской области от 12.03.2014 № 71а)
Наименьшая задолженность на 1 января 2013 года по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот: в Ярославской области (3 человека), Рязанской области (4 человека), Ямало-Ненецком автономном округе (5 человек), Санкт-Петербурге (11 человек), Ханты-Мансийском автономном округе (14 человек), Московской области (17 человек), Мурманской области (21 человек), Сахалинской области (35 человек), Магаданской области (35 человек), Ульяновской области (39 человек).
(в ред. постановления Администрации Томской области от 12.03.2014 № 71а)
По состоянию на 1 января 2013 года 694 ребенка-сироты Томской области имели право на внеочередное предоставление жилого помещения.
(в ред. постановления Администрации Томской области от 12.03.2014 № 71а)
По данным федерального статистического наблюдения № 103-РИК субъектами Российской Федерации в 2010 году обеспечено жилыми помещениями 13905 детей-сирот, в 2011 году - 22545 детей-сирот, в 2012 году - 24795 детей-сирот.
(в ред. постановления Администрации Томской области от 12.03.2014 № 71а)
В Томской области в 2010 году жилыми помещениями обеспечено 87 детей-сирот, имевших право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями, в 2011 году - 129 детей-сирот, в 2012 году - 304 ребенка-сироты.
(в ред. постановления Администрации Томской области от 12.03.2014 № 71а)
Финансовое обеспечение мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов.
В соответствии с действующим законодательством Томской области Департамент по вопросам семьи и детей Томской области является уполномоченным исполнительным органом в сфере реализации мероприятий по контролю за обеспечением жилыми помещениями детей-сирот, а также лиц из их числа (основание: Закон Томской области от 11 сентября 2007 года № 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" и постановление Губернатора Томской области от 07.12.2012 № 175 "Об утверждении Положения о Департаменте по вопросам семьи и детей Томской области"). Кроме того, Законом Томской области от 29 декабря 2007 года № 318-ОЗ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Томской области" установлено, что полномочия органов опеки и попечительства Томской области в отношении несовершеннолетних граждан осуществляет Департамент по вопросам семьи и детей Томской области. Законом Томской области от 28 декабря 2007 года № 298-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Томской области" определено, что контроль за осуществлением переданных органам местного самоуправления государственных полномочий в отношении несовершеннолетних граждан осуществляет Департамент по вопросам семьи и детей Томской области.

2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы - улучшение качества жизни детей группы риска по социальному сиротству, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Приоритетными задачами Программы, обеспечивающими достижение этой цели, являются:
1. Развитие системы профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства в Томской области.
2. Развитие системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области.
3. Повышение эффективности деятельности по защите жилищных прав детей-сирот на территории Томской области.
Целью подпрограммы "Сохранение для ребенка кровной семьи на 2014 - 2019 годы" является повышение эффективности региональной системы профилактики семейного неблагополучия, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды.
Мероприятия данной подпрограммы направлены на решение следующих задач:
1. Совершенствование механизмов защиты детей от всех форм жестокого обращения, профилактики семейного неблагополучия.
2. Обеспечение доступности реабилитационных услуг для семей группы риска по социальному сиротству.
Целью подпрограммы "Новая семья на 2014 - 2019 годы" является повышение эффективности региональной системы семейного устройства детей-сирот, сопровождения замещающих семей.
Мероприятия данной подпрограммы направлены на решение следующих задач:
1. Формирование у граждан Томской области значимости семейных ценностей, ответственного родительства, позитивного отношения к замещающим семьям и детям-сиротам через информационно-просветительское продвижение семейного устройства.
2. Развитие системы подготовки кандидатов в замещающие родители и детей к созданию новой семьи.
3. Создание системы межведомственного социального, медико-психологического сопровождения замещающих семей.
Целью подпрограммы "Жилье для детей-сирот на 2014 - 2019 годы" является обеспечение защиты жилищных прав детей-сирот на территории Томской области.
Мероприятия данной подпрограммы направлены на решение следующих задач:
1. Обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
2. Улучшение качества жизни воспитанников ОГКСУ для умственно отсталых детей "Тунгусовский детский дом-интернат".
В целях контроля исполнения мероприятий Программы используются следующие целевые показатели (индикаторы), Методика расчета которых изложена в приложении к Программе:

№ пп
Показатели выполнения Программы
Источники информации
2012 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
Показатель цели Программы и его значение
1
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения (%)
Ведомственная статистика
2,78
2,72
2,66
2,6
2,54
2,48
2,4
Показатель цели подпрограммы "Сохранение для ребенка кровной семьи на 2014 - 2019 годы" и его значение
2
Численность вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (человек)
Ведомственная статистика
672
634
615
596
577
558
539
Показатель цели подпрограммы "Новая семья на 2014 - 2019 годы" и его значение
3
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (%)
Ведомственная статистика
81,4
82,0
83,0
84,0
85,0
90,0
90,0
Показатель цели подпрограммы "Жилье для детей-сирот на 2014 - 2019 годы" и его значение
4
Численность детей-сирот, имеющих и не реализовавших своевременно право на обеспечение жилыми помещениями на конец календарного года (человек)
Ведомственная статистика
В связи с изменениями законодательства значение показателя по итогам 2012 года не сопоставимо с плановыми значениями данного показателя
875
743
631
536
455
386
Показатели задач Программы и их значения
5
Численность граждан, охваченных информационной кампанией (человек)
Ведомственная статистика
18000
18000
20000
23000
23000
23000
23000
6
Доля специалистов, работающих с семьей и детьми, повысивших свою профессиональную компетентность, в общей численности специалистов, работающих с семьей и детьми (%)
Ведомственная статистика
30
30
55
60
65
70
75
7
Количество муниципальных образований Томской области, имеющих специализированный жилищный фонд (единиц)
Ведомственная статистика
89
94
101
110
110
110
110
Показатель задач подпрограммы "Сохранение для ребенка кровной семьи на 2014 - 2019 годы" и его значение
8
Доля детей, родители которых лишены родительских прав, от общей численности детского населения (%)
Ведомственная статистика
0,26
0,2
0,18
0,16
0,14
0,12
0,1
Показатель задач подпрограммы "Новая семья на 2014 - 2019 годы" и его значение
9
Количество случаев отмены решений о передаче ребенка на воспитание в семью (случаев)
Ведомственная статистика
84
76
70
64
56
48
40
Показатели задач подпрограммы "Жилье для детей-сирот на 2014 - 2019 годы" и их значения
10
Численность детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями специализированного жилищного фонда за счет средств областного бюджета (человек)
Ведомственная статистика
116
165
165
165
165
165
165
11
Численность детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями специализированного жилищного фонда за счет средств федерального бюджета (человек)
Ведомственная статистика
39
60
60
64
64
64
64

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

№ пп
Наименование цели, задач, мероприятий Программы
Срок исполнения
Объем финансирования (тыс. рублей)
В том числе за счет средств:
Ответственные исполнители
Показатели результата мероприятия
федерального бюджета (по согласованию)
областного бюджета
местных бюджетов (по согласованию)
внебюджетных источников (по согласованию)

Цель Программы. Улучшение качества жизни детей группы риска по социальному сиротству, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений

Задача 1 Программы. Развитие системы профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства в Томской области

Подпрограмма "Сохранение для ребенка кровной семьи на 2014 - 2019 годы" (далее - Подпрограмма 1)
1
Задача 1 Подпрограммы 1. Совершенствование механизмов защиты детей от всех форм жестокого обращения, профилактики семейного неблагополучия
1.1
Создание современной автоматизированной информационной системы защиты детства
Всего (потребность)
28570,0
0
28570,0
0
0
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области,
органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию)
Количество функционирующих оборудованных автоматизированных
рабочих мест:
2014 год - 0;
2015 год - 10 рабочих мест;
2016 год - 20 рабочих мест;
2017 год - 30 рабочих мест;
2018 год - 40 рабочих мест;
2019 год - 50 рабочих мест
2014 год
0
0
0
0
0
2015 год (потребность)
11662,0
0
11662,0
0
0
2016 год (потребность)
9134,0
0
9134,0
0
0
2017 год (потребность)
4954,0
0
4954,0
0
0
2018 год (потребность)
1680,0
0
1680,0
0
0
2019 год (потребность)
1140,0
0
1140,0
0
0
1.2
Организация и осуществление повышения квалификации и профессиональной поддержки специалистов помогающих профессий, работающих с семьями и детьми
Всего (потребность)
7200,0
0
7200,0
0
0
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области,
органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию)
Численность специалистов, работающих с семьями и детьми, получившими профессиональную
поддержку:
2014 год - 0;
2015 год - 1000 специалистов;
2016 год - 1000 специалистов;
2017 год - 1000 специалистов;
2018 год - 1000 специалистов;
2019 год - 1000 специалистов
2014 год
0
0
0
0
0
2015 год (потребность)
1350,0
0
1350,0
0
0
2016 год (потребность)
1400,0
0
1400,0
0
0
2017 год (потребность)
1450,0
0
1450,0
0
0
2018 год (потребность)
1500,0
0
1500,0
0
0
2019 год (потребность)
1500,0
0
1500,0
0
0
2
Задача 2 Подпрограммы 1. Обеспечение доступности реабилитационных услуг для семей группы риска по социальному сиротству
2.1
Организация и проведение мониторинга потребностей в социальных услугах и качества их предоставления в разрезе муниципальных образований Томской области
Всего (потребность)
1250,0
0
1250,0
0
0
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области,
органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию)
Количество муниципальных образований Томской области, в которых проведен мониторинг потребностей в социальных услугах и качества их предоставления:
2014 год - 0;
2015 год - 5 муниципальных образований;
2016 год - 10 муниципальных образований;
2017 год - 15 муниципальных образований;
2018 год - 20 муниципальных образований;
2019 год - 20 муниципальных образований
2014 год
0
0
0
0
0
2015 год (потребность)
150,0
0
150,0
0
0
2016 год (потребность)
200,0
0
200,0
0
0
2017 год (потребность)
250,0
0
250,0
0
0
2018 год (потребность)
300,0
0
300,0
0
0
2019 год (потребность)
350,0
0
350,0
0
0
2.2
Апробация, внедрение и предоставление профилактических услуг детям и семьям с детьми на всей территории Томской области в соответствии с требованиями стандартов
Всего (потребность)
142926,0
0
142926,0
0
0
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области,
органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию)
Численность детей и членов их семей, которым будут оказаны профилактические услуги:
2014 год - 0;
2015 год - 1500 детей и членов их семей;
2016 год - 2000 детей и членов их семей;
2017 год - 2500 детей и членов их семей;
2018 год - 2500 детей и членов их семей;
2019 год - 2000 детей и членов их семей
2014 год
0
0
0
0
0
2015 год (потребность)
13546,0
0
13546,0
0
0
2016 год (потребность)
27060,0
0
27060,0
0
0
2017 год (потребность)
36350,0
0
36350,0
0
0
2018 год (потребность)
38850,0
0
38850,0
0
0
2019 год (потребность)
27120,0
0
27120,0
0
0
2.3
Создание сети стажировочных площадок на базе областных государственных и муниципальных учреждений в целях организации образовательных семинаров для специалистов организаций, предоставляющих профилактические услуги семьям с детьми
Всего (потребность)
4616,0
0
4616,0
0
0
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области,
органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию)
Число созданных стажировочных площадок:
2014 год - 0;
2015 год - 10 площадок;
2016 год - 10 площадок
2017 год - 10 площадок;
2018 год - 10 площадок;
2019 год - 10 площадок
2014 год
0
0
0
0
0
2015 год (потребность)
1716,0
0
1716,0
0
0
2016 год (потребность)
2900,0
0
2900,0
0
0
2017 год
0
0
0
0
0
2018 год
0
0
0
0
0
2019 год
0
0
0
0
0

Итого по Подпрограмме 1
Всего (потребность)
184562,0

184562,0




2014 год
0

0


2015 год (потребность)
28424,0

28424,0


2016 год (потребность)
40694,0

40694,0


2017 год (потребность)
43004,0

43004,0


2018 год (потребность)
42330,0

42330,0


2019 год (потребность)
30110,0

30110,0



Задача 2 Программы. Развитие системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области

Подпрограмма "Новая семья на 2014 - 2019 годы" (далее - Подпрограмма 2)
1
Задача 1 Подпрограммы 2. Формирование у граждан Томской области значимости семейных ценностей, ответственного родительства, позитивного отношения к замещающим семьям и детям-сиротам через информационно-просветительское продвижение семейного устройства
1.1
Организация деятельности по позитивному и эффективному освещению темы семейного жизнеустройства детей-сирот в СМИ
Всего (потребность)
2750,0
0
2750,0
0
0
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области,
органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию)
Количество проведенных мероприятий, направленных на совершенствование деятельности по популяризации семейного жизнеустройства детей-сирот:
2014 год - 0;
2015 год - 4 мероприятия;
2016 год - 4 мероприятия;
2017 год - 4 мероприятия;
2018 год - 4 мероприятия;
2019 год - 4 мероприятия
2014 год
0
0
0
0
0
2015 год (потребность)
550,0
0
550,0
0
0
2016 год (потребность)
550,0
0
550,0
0
0
2017 год (потребность)
550,0
0
550,0
0
0
2018 год (потребность)
550,0
0
550,0
0
0
2019 год (потребность)
550,0
0
550,0
0
0
1.2
Проведение ежегодного областного фестиваля "Дела семейные"
Всего (потребность)
2750,0
0
2750,0
0
0
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области,
органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию)
Число семей, ежегодно принявших участие в фестивале:
2014 год - 0;
2015 год - 500 семей с детьми;
2016 год - 500 семей с детьми;
2017 год - 500 семей с детьми;
2018 год - 500 семей с детьми;
2019 год - 500 семей с детьми
2014 год
0
0
0
0
0
2015 год (потребность)
550,0
0
550,0
0
0
2016 год (потребность)
550,0
0
550,0
0
0
2017 год (потребность)
550,0
0
550,0
0
0
2018 год (потребность)
550,0
0
550,0
0
0
2019 год (потребность)
550,0
0
550,0
0
0
1.3
Изготовление информационно-просветительской продукции в целях формирования положительного образа и повышения имиджа замещающих семей (календари, брошюры, буклеты, баннеры, статьи в СМИ)
Всего (потребность)
675,0
0
675,0
0
0
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области,
органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию)
Количество единиц изготовленной информационно-просветительской продукции:
2014 год - 0;
2015 год - 12000 единиц;
2016 год - 12000 единиц;
2017 год - 12000 единиц;
2018 год - 12000 единиц;
2019 год - 12000 единиц
2014 год
0
0
0
0
0
2015 год (потребность)
135,0
0
135,0
0
0
2016 год (потребность)
135,0
0
135,0
0
0
2017 год (потребность)
135,0
0
135,0
0
0
2018 год (потребность)
135,0
0
135,0
0
0
2019 год (потребность)
135,0
0
135,0
0
0
2
Задача 2 Подпрограммы 2. Развитие системы подготовки кандидатов в замещающие родители и детей к созданию новой семьи
2.1
Апробация, доработка, утверждение и внедрение стандартов по подбору и подготовке замещающих семей, а также по подготовке ребенка к устройству в замещающую семью; обучение специалистов
Всего (потребность)
1817,0
0
1817,0
0
0
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области,
органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию)
Численность специалистов, получивших профессиональную поддержку:
2014 год - 0;
2015 год - 100 специалистов;
2016 год - 100 специалистов;
2017 год - 100 специалистов;
2018 год - 100 специалистов;
2019 год - 100 специалистов
2014 год
0
0
0
0
0
2015 год (потребность)
525,0
0
525,0
0
0
2016 год (потребность)
323,0
0
323,0
0
0
2017 год (потребность)
323,0
0
323,0
0
0
2018 год (потребность)
323,0
0
323,0
0
0
2019 год (потребность)
323,0
0
323,0
0
0
2.2
Апробация обязательного психологического тестирования будущих замещающих родителей в 17 школах приемных родителей, обучение специалистов
Всего (потребность)
1700,0
0
1700,0
0
0
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области,
органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию)
Численность специалистов, обученных необходимым диагностическим методикам и процедурам:
2014 год - 0;
2015 год - 34 специалиста;
2016 год - 34 специалиста;
2017 год - 34 специалиста;
2018 год - 34 специалиста;
2019 год - 34 специалиста
2014 год
0
0
0
0
0
2015 год (потребность)
340,0
0
340,0
0
0
2016 год (потребность)
340,0
0
340,0
0
0
2017 год (потребность)
340,0
0
340,0
0
0
2018 год (потребность)
340,0
0
340,0
0
0
2019 год (потребность)
340,0
0
340,0
0
0
2.3
Создание банка данных потенциальных замещающих
родителей Томской области
Всего (потребность)
1975,0
0
1975,0
0
0
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области,
органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию)
2015 год - разработка технического задания, проведение предпроектного обследования;
2016 год - создание программной платформы банка данных;
2017 год - тестовая эксплуатация банка данных;
2018 год - тестовая эксплуатация банка данных;
2019 год - ввод в эксплуатацию банка данных
2014 год
0
0
0
0
0
2015 год (потребность)
395,0
0
395,0
0
0
2016 год (потребность)
395,0
0
395,0
0
0
2017 год (потребность)
395,0
0
395,0
0
0
2018 год (потребность)
395,0
0
395,0
0
0
2019 год (потребность)
395,0
0
395,0
0
0
3
Задача 3 Подпрограммы 2. Создание системы межведомственного социального, медико-психологического сопровождения замещающих семей
3.1
Создание и организация работы сети центров семейного устройства на базе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, апробация модели профессиональной замещающей семьи в двух районах Томской области
Всего (потребность)
42000,0
0
42000,0
0
0
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области,
органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию)
Количество центров семейного устройства, осуществляющих комплексное сопровождение замещающих семей Томской области:
2014 год - 0;
2015 год - 4 центра;
2016 год - 8 центров;
2017 год - 8 центров;
2018 год - 8 центров;
2019 год - 8 центров
2014 год
0
0
0
0
0
2015 год (потребность)
12000,0
0
12000,0
0
0
2016 год (потребность)
12000,0
0
12000,0
0
0
2017 год (потребность)
6000,0
0
6000,0
0
0
2018 год (потребность)
6000,0
0
6000,0
0
0
2019 год (потребность)
6000,0
0
6000,0
0
0
3.2
Организация работы службы "Реабилитация детей, пострадавших от насилия"
Всего (потребность)
12500,0
0
12500,0
0
0
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области,
органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию)
Численность детей, которым будут оказаны реабилитационные услуги:
2014 год - 0;
2015 год - 600 детей;
2016 год - 600 детей;
2017 год - 600 детей;
2018 год - 600 детей;
2019 год - 600 детей
2014 год
0
0
0
0
0
2015 год (потребность)
2500,0
0
2500,0
0
0
2016 год (потребность)
2500,0
0
2500,0
0
0
2017 год (потребность)
2500,0
0
2500,0
0
0
2018 год (потребность)
2500,0
0
2500,0
0
0
2019 год (потребность)
2500,0
0
2500,0
0
0
3.3
Оснащение служб семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, программно-техническим комплексом для оперативной видеосвязи и автотранспортом
Всего (потребность)
3000,0
0
3000,0
0
0
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области,
органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию)
Число служб семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных программно-техническим комплексом для оперативной видеосвязи и автотранспортом:
2014 год - 0;
2015 год - 25 служб;
2016 год - 0;
2017 год - 0;
2018 год - 0;
2019 год - 0
2014 год
0
0
0
0
0
2015 год (потребность)
3000,0
0
3000,0
0
0
2016 год
0
0
0
0
0
2017 год
0
0
0
0
0
2018 год
0
0
0
0
0
2019 год
0
0
0
0
0
3.4
Разработка основных показателей мониторинга и оценки эффективности: межведомственного взаимодействия в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Всего (потребность)
500,0
0
500,0
0
0
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области,
органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию)
Количество проведенных процедур мониторинга и оценки эффективности: межведомственного взаимодействия в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
2014 год - 0;
2015 год - 1 процедура;
2016 год - 1 процедура;
2017 год - 1 процедура;
2018 год - 1 процедура;
2019 год - 1 процедура
2014 год
0
0
0
0
0
2015 год (потребность)
100,0
0
100,0
0
0
2016 год (потребность)
100,0
0
100,0
0
0
2017 год (потребность)
100,0
0
100,0
0
0
2018 год (потребность)
100,0
0
100,0
0
0
2019 год (потребность)
100,0
0
100,0
0
0
3.5
Организация работы служб "Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей", "Формирование поддерживающей среды для опекунов ("Клуб опекунских семей"); обучение и организация супервизорского сопровождения специалистов данных служб
Всего (потребность)
15000,0
0
15000,0
0
0
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области,
органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию)
Численность детей и членов их семей, которым будут оказаны услуги в рамках работы служб:
2014 год - 0;
2015 год - 700 детей и членов их семей;
2016 год - 700 детей и членов их семей;
2017 год - 700 детей и членов их семей;
2018 год - 700 детей и членов их семей;
2019 год - 700 детей и членов их семей
2014 год
0
0
0
0
0
2015 год (потребность)
3000,0
0
3000,0
0
0
2016 год (потребность)
3000,0
0
3000,0
0
0
2017 год (потребность)
3000,0
0
3000,0
0
0
2018 год (потребность)
3000,0
0
3000,0
0
0
2019 год (потребность)
3000,0
0
3000,0
0
0
3.6
Оказание социально-реабилитационной помощи родителям с детьми из
замещающих семей, испытывающих трудности в детско-родительских взаимоотношениях и нуждающихся в социально-психологической помощи, на базе ОГБУ "Центр детского и семейного отдыха "Здоровье"
Всего (потребность)
15000,0
0
15000,0
0
0
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области,
органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию)
Численность детей и членов их семей, которым будет оказана социально-реабилитационная помощь:
2014 год - 0;
2015 год - 500 детей и членов их семей;
2016 год - 500 детей и членов их семей;
2017 год - 500 детей и членов их семей;
2018 год - 500 детей и членов их семей;
2019 год - 500 детей и членов их семей
2014 год
0
0
0
0
0
2015 год (потребность)
3000,0
0
3000,0
0
0
2016 год (потребность)
3000,0
0
3000,0
0
0
2017 год (потребность)
3000,0
0
3000,0
0
0
2018 год (потребность)
3000,0
0
3000,0
0
0
2019 год (потребность)
3000,0
0
3000,0
0
0

Итого по Подпрограмме 2
Всего (потребность)
99667,0
0
99667,0
0
0


2014 год
0
0
0
0
0
2015 год (потребность)
26095,0
0
26095,0
0
0
2016 год (потребность)
22893,0
0
22893,0
0
0
2017 год (потребность)
16893,0
0
16893,0
0
0
2018 год (потребность)
16893,0
0
16893,0
0
0
2019 год (потребность)
16893,0
0
16893,0
0
0
Задача 3 Программы. Повышение эффективности деятельности по защите жилищных прав детей-сирот на территории Томской области
Подпрограмма "Жилье для детей-сирот на 2014 - 2019 годы" (далее - Подпрограмма 3)
1
Задача 1 Подпрограммы 3. Обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным
1.1
Формирование и ведение Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области
всего
0
0
0
0
0
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области,
органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию)
Наличие сформированного и утвержденного Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области:
2014 год - да;
2015 год - да;
2016 год - да;
2017 год - да;
2018 год - да;
2019 год - да
2014 год
0
0
0
0
0
2015 год
0
0
0
0
0
2016 год
0
0
0
0
0
2017 год
0
0
0
0
0
2018 год
0
0
0
0
0
2019 год
0
0
0
0
0
1.2
Обеспечение детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда
Всего, в том числе
1634735,4
434735,4
1200000,0
0
0
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области,
органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию)
Количество приобретенных жилых помещений:
2014 год - 225 жилых помещений;
2015 год - 225 жилых помещений;
2016 год - 229 жилых помещений;
2017 год - 229 жилых помещений;
2018 год - 229 жилых помещений;
2019 год - 229 жилых помещений
(утверждено)
270165,4
70165,4
200000,0


(потребность)
1364570,0
364570,0
1000000,0


2014 год (утверждено)
270165,4
70165,4
200000,0
0
0
2015 год (потребность)
270109,6
70109,6
200000,0
0
0
2016 год (потребность)
273615,1
73615,1
200000,0
0
0
2017 год (потребность)
273615,1
73615,1
200000,0
0
0
2018 год (потребность)
273615,1
73615,1
200000,0
0
0
2019 год (потребность)
273615,1
73615,1
200000,0
0
0
2
Задача 2 Подпрограммы 3. Улучшение качества жизни воспитанников областного государственного казенного стационарного учреждения для умственно отсталых детей "Тунгусовский детский дом-интернат"
2.1
Строительство многофункционального блока общественно-жилого назначения в областном государственном казенном стационарном учреждении для умственно отсталых детей "Тунгусовский детский дом-интернат"
Всего (потребность)
40000,0
0
40000,0
0
0
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
Численность воспитанников областного государственного казенного стационарного учреждения для умственно отсталых детей "Тунгусовский детский дом-интернат", у которых будет улучшено качество жизни:
2014 год - 0;
2015 год - 110;
2016 год - 0;
2017 год - 0;
2018 год - 0;
2019 год - 0
2014 год
0
0
0
0
0
2015 год (потребность)
40000,0
0
40000,0
0
0
2016 год
0
0
0
0
0
2017 год
0
0
0
0
0
2018 год
0
0
0
0
0
2019 год
0
0
0
0
0

Итого по Подпрограмме 3
Всего, в том числе
1674735,4
434735,4
1240000,0
0
0


(утверждено)
270165,4
70165,4
200000,0


(потребность)
1404570,0
364570,0
1040000,0


2014 год (утверждено)
265029,6
70165,4
200000,0
0
0
2015 год (потребность)
301607,0
70109,6
240000,0
0
0
2016 год (потребность)
261607,0
73615,1
200000,0
0
0
2017 год (потребность)
261607,0
73615,1
200000,0
0
0
2018 год (потребность)
261607,0
73615,1
200000,0
0
0
2019 год (потребность)
261607,0
73615,1
200000,0
0
0

Распределение объемов финансирования за счет средств
областного бюджета по главным распорядителям средств
областного бюджета

N
пп
Наименование задачи, мероприятия ГП
Срок исполнения
Объем финансирования за счет средств областного бюджета (тыс. рублей)
Ответственный исполнитель - главный распорядитель средств областного бюджета
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области

Подпрограмма "Жилье для детей-сирот на 2014 - 2019 годы"
1
Задача 1. Обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным
1.2
Обеспечение детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда
2014 год
200000,0
200000,0

Итого по Программе
2014 год
200000,0
200000,0

4. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ

Организацию взаимодействия между соисполнителями Программы осуществляет Департамент по вопросам семьи и детей Томской области. Текущее управление реализацией Программы осуществляет Департамент по вопросам семьи и детей Томской области.
Заказчик Программы с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые индикаторы и показатели, затраты на программные мероприятия, механизм реализации и состав исполнителей, принимает меры по полному и качественному выполнению мероприятий Программы.
Внесение изменений в Программы, в том числе уточнение затрат на программные мероприятия, осуществляется в установленном действующим законодательством порядке.

Источники
Всего 2014 - 2019 годы
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
федеральный бюджет (по согласованию)
434735,4
70165,4
(утверждено)
70109,6
(потребность)
73615,1
(потребность)
73615,1
(потребность)
73615,1
(потребность)
73615,1
(потребность)
областной бюджет
1524229,0
200000,0
(утверждено)
294519,0
(потребность)
263587,0
(потребность)
259897,0
(потребность)
259223,0
(потребность)
247003,0
(потребность)
местные бюджеты (по согласованию)
0
0
0
0
0
0
0
внебюджетные источники (по согласованию)
0
0
0
0
0
0
0
всего по источникам
1958964,4
270165,4
364628,6
337202,1
333512,1
332838,1
320618,1

5. КОНТРОЛЬ И МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель Губернатора Томской области по социальной политике.
Текущий контроль за реализацией Программы осуществляет Департамент по вопросам семьи и детей Томской области.
Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы проводится ежегодно путем сравнения текущих значений основных целевых показателей с установленными Программой значениями.
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области с учетом объема финансовых средств, ежегодно выделяемых на реализацию Программы, уточняет целевые показатели, перечень мероприятий Программы и затраты на них, состав исполнителей мероприятий Программы.
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области представляет отчет о реализации Программы в Департамент экономики Администрации Томской области по формам и в сроки, установленные постановлением Администрации Томской области от 22.06.2012 № 237а "О государственных программах Томской области".

6. ОЦЕНКА РИСКОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Использование программно-целевого метода дает возможность последовательно осуществлять меры по улучшению условий для жизни детей группы риска по социальному сиротству, а также детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на территории Томской области.
Вместе с тем выполнению поставленных задач могут помешать риски, связанные с экономическими проблемами в Томской области и Российской Федерации, ростом уровня безработицы, снижением реальных доходов семей с детьми, увеличением числа детей-сирот, отсутствием жилых помещений, отвечающих необходимым требованиям.
Возможными механизмами минимизации возникающих рисков в ходе реализации Программы являются:
усиление контроля за ходом выполнения программных мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией Программы;
своевременная корректировка мероприятий Программы;
привлечение дополнительного финансирования из внебюджетных источников.





Приложение
к государственной программе
"Детство под защитой на 2014 - 2019 годы"

МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ

N
пп
Наименование показателя
Формула расчета
Обозначение и наименование переменных
Источник исходных данных
Показатель цели Программы и его значение
1
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения (%)
Чдс
Ддс = --- x 100
Чд
Ддс - доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения;
Чдс - численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Чд - общая численность
детского населения
Ведомственная статистика (Департамент по вопросам семьи и детей Томской области)
Показатель цели подпрограммы "Сохранение для ребенка кровной семьи на 2014 - 2019 годы" и его значение
2
Численность вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (человек)

Чв - численность вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (человек)
Ведомственная статистика (Департамент по вопросам семьи и детей Томской области)
Показатель цели подпрограммы "Новая семья на 2014 - 2019 годы" и его значение
3
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (%)
Чс
Дс = --- x 100
Чдс
Дс - доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Чс - численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи;
Чдс - общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Ведомственная статистика (Департамент по вопросам семьи и детей Томской области)
Показатель цели подпрограммы "Жилье для детей-сирот на 2014 - 2019 годы" и его значение
4
Численность детей-сирот, имеющих и не реализовавших своевременно право на обеспечение жилыми помещениями на конец календарного года (человек)

Чж - численность детей-сирот, имеющих и не реализовавших своевременно право на обеспечение жилыми помещениями на конец календарного года
Органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области
Показатели задач Программы и их значения
5
Численность граждан, охваченных информационной кампанией (человек)

Чи - численность граждан, охваченных информационной кампанией
Ведомственная статистика (Департамент по вопросам семьи и детей Томской области)
6
Доля специалистов, работающих с семьей и детьми, повысивших свою профессиональную компетентность, в общей численности специалистов, работающих с семьей и детьми (%)
Чспп
Дсп = ---- x 100
Чсп
Дсп - доля специалистов, работающих с семьей и детьми, повысивших свою профессиональную компетентность, в общей численности специалистов, работающих с семьей и детьми;
Чспп - численность специалистов, работающих с семьей и детьми, повысивших свою профессиональную компетентность;
Чсп - общая численность специалистов, работающих с семьей и детьми
Ведомственная статистика (Департамент по вопросам семьи и детей Томской области)
7
Количество муниципальных образований Томской области, имеющих специализированный жилищный фонд (единиц)

Кф - количество муниципальных образований Томской области, имеющих специализированный жилищный фонд
Органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области
Показатель задач подпрограммы "Сохранение для ребенка кровной семьи на 2014 - 2019 годы" и их значения
8
Доля детей, родители которых лишены родительских прав, от общей численности детского населения (%)
Чдл
Ддл = --- x 100
Чд
Ддл - доля детей, родители которых лишены родительских прав, от общей численности детского населения;
Чдл - численность детей, родители которых лишены родительских прав;
Чд - общая численность детского населения
Ведомственная статистика (Департамент по вопросам семьи и детей Томской области)
Показатель задач подпрограммы "Новая семья на 2014 - 2019 годы" и их значения
9
Количество случаев отмены решений о передаче ребенка на воспитание в семью (случаев)

Ко - количество случаев отмены решений о передаче ребенка на воспитание в семью
Ведомственная статистика (Департамент по вопросам семьи и детей Томской области)
Показатели задач подпрограммы "Жилье для детей-сирот на 2014 - 2019 годы" и их значения
10
Численность детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями специализированного жилищного фонда за счет средств областного бюджета (человек)

Чжо - численность детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями специализированного жилищного фонда за счет средств областного бюджета (человек)
Органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области
11
Численность детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями специализированного жилищного фонда за счет средств федерального бюджета (человек)

Чжф - численность детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями специализированного жилищного фонда за счет средств федерального бюджета (человек)
Органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области


------------------------------------------------------------------