Распоряжение Администрации Томской области от 20.09.2013 N 707-ра "Об утверждении региональной программы "Развитие инновационного территориального кластера "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области" на 2013 - 2016 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 сентября 2013 г. № 707-ра

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
ИННОВАЦИОННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА "ФАРМАЦЕВТИКА,
МЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТОМСКОЙ
ОБЛАСТИ" НА 2013 - 2016 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. распоряжения Администрации Томской области
от 16.12.2013 № 932-ра)

1. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 № 188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров" утвердить региональную программу "Развитие инновационного территориального кластера "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области" на 2013 - 2016 годы" (далее - Программа) согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Определить:
уполномоченным структурным подразделением Администрации Томской области по взаимодействию с Министерством экономического развития Российской Федерации по вопросам реализации мероприятий, предусмотренных Программой, Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области;
уполномоченным органом исполнительной власти Томской области по взаимодействию с Министерством экономического развития Российской Федерации по вопросам финансового обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных Программой, Финансово-хозяйственное управление Администрации Томской области.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике Князева А.С.

Губернатор
Томской области
С.А.ЖВАЧКИН





Утверждена
распоряжением
Администрации Томской области
от 20.09.2013 № 707-ра

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА
"ФАРМАЦЕВТИКА, МЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2013 - 2016 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. распоряжения Администрации Томской области
от 16.12.2013 № 932-ра)

ПАСПОРТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
(в ред. распоряжения Администрации Томской области
от 16.12.2013 № 932-ра)

Наименование Программы
Развитие инновационного территориального кластера "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области" на 2013 - 2016 годы (далее - Программа)
Координатор Программы
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области
Заказчик Программы
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области
Соисполнители Программы
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области;
Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области;
организации, входящие в состав инновационного территориального кластера "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской
области", организации научно-образовательного комплекса, организации инновационной инфраструктуры, определенные в соответствии с действующим законодательством (по согласованию) (далее - организации - участники кластера)
Стратегическая цель социально-экономического развития Российской Федерации и Томской области, на которую направлена реализация Программы
Создание динамично развивающейся, сбалансированной и конкурентоспособной региональной экономики, обеспечивающей высокий уровень доходов населения
Цель Программы
Обеспечение на территории Томской области высоких темпов роста объемов производства и вывода на глобальные рынки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биокомпозиционных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения
Показатели цели Программы
Показатели
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Объем отгруженной организациями - участниками кластера инновационной продукции собственного производства, млн руб.
4179,1
4200
4240
4300
4400
Выработка на одного работника в среднем по организациям - участникам кластера, тыс. руб./чел. в год
2448
2700
3000
3400
4170
Число рабочих мест в организациях - участниках кластера с уровнем заработной платы, превышающим на 100% средний уровень в регионе базирования кластера, ед.
945
1000
1200
1700
2350
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, %
10,1
11
13
15
18
Задачи Программы
1. Увеличение темпов роста производства научно-технической продукции по тематическим направлениям деятельности инновационного территориального кластера.
2. Развитие системы адресной подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров для организаций - участников инновационного территориального кластера.
3. Развитие инновационной инфраструктуры инновационного территориального кластера, производственного потенциала и производственной кооперации организаций - участников кластера.
4. Продвижение инновационной продукции организаций - участников инновационного территориального кластера на глобальные рынки.
5. Методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение деятельности инновационного территориального кластера
Показатели задач Программы и их значения
Показатели
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
1.1. Объем НИОКТР в области разработки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биодеградируемых и композитных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения, выполняемых совместно двумя и более организациями - участниками кластера либо одной или более организациями - участниками кластера совместно с иностранными организациями, млрд руб.
-
1,9
2,5
3,3
4,4
2.1. Численность работников организаций - участников, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, чел.
-
10
15
20
25

2.2. Рост средней заработной платы работников организаций - участников кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, %
-
10
12
15
20
3.1. Объем инвестиционных затрат организаций - участников кластера за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций, млрд руб.

4,2
4,5
5
6
3.2. Рост объема услуг со стороны инновационной инфраструктуры кластера, оказанных организациям - участникам кластера, %
-
10
15
25
40
4.1. Рост совокупной выручки организаций - участников кластера от продаж продукции на внешнем рынке, %

10
12
15
20
4.2. Объем совокупной выручки организаций - участников кластера от продаж несырьевой продукции на внутреннем и внешнем рынке, млрд руб.
5,5
6,0
6,7
7,4
9,8
5.1. Рост количества организаций - участников кластера ежегодно, %

2
3
4
5
Сроки и этапы реализации Программы
2013 - 2016 годы, Программа реализуется в один этап
Объем и источники финансирования (с детализацией по годам реализации, тыс. руб.)
Источники
Всего
2013 <*> г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Федеральный бюджет (по согласованию)
1406783,331
46783,331
360000
500000
500000
Областной бюджет
427250
127250
100000
100000
100000
Местные бюджеты (по согласованию)
-
-
-
-
-
Внебюджетные источники (по согласованию)
3479700
1269700
808000
833000
569000
Всего
5313733,331
1443733,331
1268000
1433000
1169000
Объем и основные направления расходования средств (с детализацией по годам реализации, тыс. руб.)
Основные направления расходования средств
Всего
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Инвестиции
3805550
934550
966000
1085000
820000
НИОКР
163500
13500
25000
50000
75000
Прочие
1344683,331
495683,331
277000
298000
274000
Организация управления Программой и контроль за ее реализацией
Управление Программой осуществляет Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области.
Текущий контроль и мониторинг реализации Программы осуществляют Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области, исполнители, являющиеся главными распорядителями средств областного бюджета в рамках реализации данной Программы.
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике

--------------------------------
<*> Мероприятия финансируются в 2013 году за счет средств ДЦП "Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2011 - 2014 годы" и ДЦП "Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2011 - 2014 годов".

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая региональная программа развития инновационного территориального кластера "Фармацевтика и медицинская техника и информационные технологии Томской области" на 2013 - 2016 годы" (далее - Программа) направлена на стимулирование производства на территории Томской области и вывода на глобальные рынки конкурентоспособных наукоемких высокотехнологичных товаров и услуг по направлениям разработки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биодеградируемых и композитных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения, на основе сочетания инструментов кластерной политики, интеллектуальных человеческих ресурсов в секторах высшего профессионального образования, научных исследований и разработок и региональной инновационной инфраструктуры.
Программа действует в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 № 188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров".
Объект Программы - условия для развития производства и вывода на глобальные рынки наукоемкой продукции в области фармацевтики, медицинской техники и информационных технологий на территории Томской области.
Предмет регулирования - производство на территории Томской области и вывод на глобальные рынки конкурентоспособных наукоемких высокотехнологичных товаров и услуг по направлениям разработки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биокомпозиционных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения.
Сфера действия Программы - научно-производственная сфера, включая объекты инженерной и социальной инфраструктуры.

Основные понятия и сокращения

Аппаратно-программный комплекс - это продукт, в состав которого входят технические средства и программное обеспечение, совместно применяемые для решения задач определенного типа.
Инновационный территориальный кластер (ИТК) - совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки; механизма координации деятельности и кооперации участников кластера; синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия за счет высокой степени их концентрации.
Инновационная инфраструктура - совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.
Инновационная продукция - продукция, технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) либо предполагаемое использование которой являются принципиально новыми или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой продукции.
Инжиниринговый центр - организация, оказывающая инженерно-консультационные услуги исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера, в том числе разрабатывающая технико-экономические обоснования проектов, осуществляющая выработку рекомендаций в области организации производства и управления, то есть оказывающая комплекс коммерческих услуг по обеспечению процессов подготовки к производству и реализации наукоемкой продукции, по обслуживанию и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и других объектов.
Инновационный ваучер - сертификат, используя который, средние и малые предприятия могут приобрести инновационные консультационные услуги, информацию научно-технического характера, заказать проектно-конструкторские работы у научно-исследовательских учреждений, вузов и других организаций.
Инструмент кластерной политики - комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на создание дополнительных условий для повышения конкурентоспособности и эффективного взаимодействия участников кластера, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления совместно с участниками кластера.
Информационные технологии - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
Испытательный центр - центр, аккредитованный на проведение испытаний продукции в одной из действующих систем сертификации в соответствии со своей областью аккредитации.
Кластерная политика - составная часть экономической политики государства, проводимая в целях формирования и поддержки кластеров на определенных территориях за счет создания дополнительных условий для повышения конкурентоспособности и эффективного взаимодействия участников кластера.
Коммерциализация технологий - введение результатов научных исследований и разработок в коммерческий оборот путем создания нового юридического лица или через технологический трансфер.
Медицинская техника - совокупность технических средств, используемых в медицине в целях профилактики, диагностики, лечения заболеваний, реабилитации, проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также работ по приготовлению лекарств в аптеках.
Наукоемкая продукция - продукция (товар, работа, услуга), имеющая в составе затрат результат интеллектуальной деятельности (определена Законом Томской области от 4 сентября 2008 года № 186-ОЗ "Об инновационной деятельности в Томской области").
НИОКТР - научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.
Участник кластера - хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), входящий в состав кластера.
Фармация - комплекс научно-практических дисциплин, изучающих проблемы создания, безопасности, исследования, хранения, изготовления, отпуска и маркетинга лекарственных средств, а также поиска природных источников лекарственных субстанций.
Центр кластерного развития (ЦКР) - элемент инновационной инфраструктуры, создаваемый в целях развития кластера, обеспечивающий кооперационное взаимодействие участников кластера между собой. ЦКР создается в целях содействия принятию решений и координации проектов, обеспечивающих развитие инновационных кластеров и повышающих конкурентоспособность региона базирования соответствующих инновационных кластеров и кооперационное взаимодействие участников кластера между собой.

1. ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Томской области до 2020 года развитие биотехнологий, информационных технологий является приоритетным направлением государственной политики.
В результате реализации мероприятий Программы планируется достижение обозначенной в Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года цели "Инновационная и конкурентоспособная экономика" в сфере биотехнологий, информационных технологий.
В рамках достижения указанной цели приоритетной задачей социально-экономического развития Томской области, на решение которых направлена Программа, является содействие развитию высокотехнологичных производств и кластеров.
Данная задача может быть решена путем развития сетей компаний в смежных подотраслях; расширения сотрудничества между органами власти, вузами, НИИ, технопарками и компаниями; продвижения продукции на российский и зарубежные рынки. Все это является элементами региональной кластерной политики по повышению национальной конкурентоспособности на микроэкономическом уровне.
Формирование и развитие кластеров являются эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера. Развитие кластеров позволяет обеспечить оптимизацию положения отечественных предприятий в производственных цепочках создания стоимости, импортозамещение и рост локализации сборочных производств, а также повышение уровня неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг <1>.
--------------------------------
<1> Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.12.2008 № 20615-АК/Д19).

В настоящее время в состав инновационного территориального кластера "Фармацевтика и медицинская техника и информационные технологии Томской области" (далее - кластер) входят фармацевтические производители, ИТ-компании, производители биокомпозиционных материалов медицинского назначения, медицинских приборов и оборудования; средств молекулярной диагностики; организации высшего профессионального образования, научно-исследовательские организации, специализированная организация развития кластера. Показатели текущего уровня развития кластера представлены в таблице 1.

Показатели текущего уровня развития кластера

Таблица 1

№ Наименование показателя Значение
пп

Показатели текущего уровня развития научно-технологического
и образовательного потенциала кластера

1 Объем затрат на исследования и 6,4
разработки, развитие
инновационной инфраструктуры
предприятий и организаций -
участников
кластера, а также региональных
и местных органов власти за
2012 год, млрд руб.

2 Численность персонала > 2200
предприятий и организаций -
участников кластера, занятого
исследованиями и разработками,
чел.

3 Численность студентов, 71343
обучающихся по программам
высшего профессионального
образования, в образовательных
учреждениях - участниках
кластера, чел.

4 Количество федеральных и 1) Категория "НИУ" - 2;
национальных исследовательских 2) П-218 - 14 проектов;
университетов, университетов - 3) П-219 - 4 программы;
победителей конкурсов по 4) П-220 - 4 проекта
постановлениям Правительства
Российской Федерации
от 09.04.2010 № 218, № 219,
№ 220, входящих в состав
участников кластера (включая
их филиалы), ед.

5 Объем затрат на исследования и > 8,4
разработки, млрд руб.

6 Число публикаций в научных 2011 год > 1150
журналах, индексируемых в
базах данных SCOPUS и Web of
Science, штатных сотрудников
предприятий и организаций -
участников кластера, ед.

Показатели текущего уровня производственного потенциала кластера

1 Совокупная выручка организаций 5,5
- участников кластера от
продаж несырьевой продукции
<2> на внутреннем и внешнем
рынке за последний год, млрд
руб.

2 Доля продаж продукции кластера 0,018
в объеме мирового рынка, %

3 Общее число рабочих мест на 945
предприятиях и организациях -
участниках кластера с уровнем
заработной платы, превышающим
на 100% средний уровень в
регионе базирования кластера,
ед.

4 Доля малых и средних 44
инновационных компаний
в экономике кластера, %

5 Выработка на одного работника 2448
в среднем по предприятиям и
организациям - участникам
кластера, тыс. руб./чел. в год

6 Доля работающих в малых 18
организациях - участниках
кластера от общей численности
занятых в организациях -
участниках кластера, %

7 Удельный вес инновационных 50,3
товаров, работ, услуг в общем
объеме отгруженных товаров
собственного производства,
выполненных работ и услуг
силами предприятий и
организаций - участников
кластера, %

8 Доля продаж продукции кластера 3,4
в объеме российского рынка, %

9 Совокупная выручка от 0,550
несырьевого экспорта
предприятий - участников
кластера за последний год,
млрд руб.

10 Объем частных инвестиций в 0,573
развитие производства,
разработку и продвижение на
рынок новых продуктов,
осуществленных в последние 3
года, млрд руб.

11 Объем финансирования работ по Объем финансирования работ по
развитию инфраструктуры развитию инфраструктуры кластера в
кластера и территории его Томской области
базирования, в том числе из
средств федерального, Феде- Регио- Местный
регионального и местного Год Всего ральный нальный бюджет
бюджетов и институтов бюджет бюджет
развития, за последние 3 года,
млн руб. 2010 14941,2 3088,95 3227,89 730

2011 11465,1 1395,5 1259,72 620

2012 31351,5 2301,91 2181,46 629,36

Объем финансирования работ по
развитию территории базирования
кластера

Феде- Регио- Местный
Год Всего ральный нальный бюджет
бюджет бюджет

2010 45795,8 6068,48 4766,93 921,55

2011 53085,5 6149,23 4502,9 828,42

2012 63905,8 18093,32 3549,76 1965,87

(Источник - Программа
социально-экономического развития
Томской области на 2006 - 2010 годы и
на период до 2012 года)


--------------------------------
<2> К несырьевой продукции относится продукция, произведенная в рамках следующих видов экономической деятельности, относящихся к высокотехнологичному производству и среднетехнологичному производству высокого уровня: производство офисного оборудования и вычислительной техники (код ОКВЭД - 30); производство аппаратуры для радио, телевидения и связи (код ОКВЭД - 32); производство изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов (код ОКВЭД - 33); химическое производство (код ОКВЭД - 24); производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов) (код ОКВЭД - 29); производство электрических машин и электрооборудования (код ОКВЭД - 31); производство автомобилей, прицепов и полуприцепов (код ОКВЭД - 34); производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств (код ОКВЭД - 35); производство резиновых и пластмассовых изделий (код ОКВЭД - 25).

Вместе с тем существует ряд проблем в развитии кластера, основные из которых заключаются в следующем:
недостаточное развитие инжиниринговой базы для коммерциализации разработок;
малое количество комплексных проектов мирового уровня конкурентоспособности;
ограниченность финансовых ресурсов организаций - участников кластера для проведения прикладных НИОКТР;
высокие требования наукоемкого бизнеса к выпускникам вуза на фоне крайне недостаточной базовой подготовки абитуриентов;
отсутствие испытательных центров, позволяющих испытывать продукцию на соответствие требованиям, в том числе международным, отсутствие органов по сертификации по тематике кластера;
недостаток специалистов в сфере международного маркетинга, способных продавать продукцию и услуги организаций кластера на мировых рынках;
отсутствие опыта кластерного взаимодействия.
Данная Программа направлена на системное решение вышеуказанных проблем.

2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы - обеспечение на территории Томской области высоких темпов роста объемов производства и вывода на глобальные рынки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биокомпозиционных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения.
Приоритетными задачами Программы, обеспечивающими достижение этой цели, являются:
1. Увеличение темпов роста производства научно-технической продукции по тематическим направлениям деятельности инновационного территориального кластера.
Для решения данной задачи необходимы программные мероприятия, направленные на стимулирование инноваций, организацию совместных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ научными институтами, вузами и промышленными организациями - участниками кластера, разработку программ долгосрочных партнерских исследований, кооперацию предприятий при финансировании и реализации НИОКТР, развитие механизмов коммерциализации технологий, консультационное сопровождение процесса создания наукоемкой продукции малыми организациями - участниками кластера.
2. Развитие системы адресной подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров организаций - участников инновационного территориального кластера.
Для решения данной задачи необходимы программные мероприятия, направленные на обеспечение сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями, в том числе по направлениям прогнозирования потребностей участников кластера в специализированных человеческих ресурсах, совместной разработки и реализации образовательных программ среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров предприятий и организаций - участников кластера, в том числе в области управления инновационной деятельностью, метрологии, сертификации и постановки наукоемкой продукции на производство.
3. Развитие инновационной инфраструктуры инновационного территориального кластера, производственного потенциала и производственной кооперации организаций - участников кластера.
Для решения данной задачи необходимы программные мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе в рамках разработки и производства инновационной продукции крупными организациями - участниками кластера путем выполнения отдельных работ силами компаний малого и среднего бизнеса (производственный аутсорсинг); оказание инновационных консультационных услуг, выполнение научно-технических работ силами научно-исследовательских учреждений, вузов по заказу малых организаций - участников кластера через механизм инновационных ваучеров; на развитие производства и производственной инфраструктуры, включая инжиниринговый центр, испытательный центр в области медицинских приборов, включающей сеть аккредитованных лабораторий для испытаний продукции (в том числе оценки электромагнитной совместимости).
4. Продвижение инновационной продукции организаций - участников инновационного территориального кластера на глобальные рынки.
Для решения данной задачи необходимы программные мероприятия, направленные на поддержку международного патентования инновационной продукции, созданной промышленными партнерами - участниками кластера; поддержку организаций - участников кластера при оформлении нормативно-технических документов на созданную ими инновационную продукцию и получении разрешительных документов, необходимых для выхода на глобальные рынки. В рамках мероприятий Программы необходимо стимулирование создания совместных производств с участием международных партнеров; поддержка мероприятий по рекламе продукции и продвижению бренда кластера, включая регистрацию и продвижение коллективных товарных марок, с целью привлечения иностранных инвестиций. Для продвижения продукции на российский и международные рынки необходимо содействие экспорту производимых на территории кластера товаров и услуг; реализации индивидуальных и коллективных маркетинговых проектов, связанных с выходом на внешние рынки; поддержка участия организаций - участников кластера в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях по представлению научно-технической продукции по тематике деятельности кластера (форумы, конференции, семинары, круглые столы) в Российской Федерации и за рубежом.
5. Методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение деятельности инновационного территориального кластера.
Для решения данной задачи необходимы программные мероприятия, направленные на поддержку деятельности центра кластерного развития Томской области, организацию мониторинга реализации Программы, стимулирование организационных механизмов кооперации участников кластера в сфере образования, включая создание базовых кафедр производственных компаний в вузах, проведение стажировок; субсидирование подготовки и издания методических материалов кластера.
Целевые индикаторы решения данных задач представлены в таблице 2.

Целевые индикаторы решения задач Программы

Таблица 2

Показатели
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
1.1. Объем НИОКТР в области разработки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биодеградируемых и композитных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения, выполняемых совместно двумя и более организациями - участниками кластера либо одной или более организациями - участниками кластера совместно с иностранными организациями, млрд руб.
-
1,9
2,5
3,3
4,4
2.1. Численность работников организаций - участников, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, чел.
-
10
15
20
25
2.2. Рост средней заработной платы работников организаций - участников, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, %
-
10
12
15
20
3.1. Объем инвестиционных затрат организаций - участников кластера за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций, млрд руб.
-
4,2
4,5
5
6
3.2. Рост объема услуг со стороны инновационной инфраструктуры кластера, оказанных организациям - участникам кластера, %
-
10
15
25
40
4.1. Рост совокупной выручки организаций - участников кластера от продаж продукции на внешнем рынке, %
-
10
12
15
20
4.2. Объем совокупной выручки организаций - участников кластера от продаж несырьевой продукции на внутреннем и внешнем рынке, млрд руб.
5,5
6,0
6,7
7,4
9,8
5.1. Рост количества организаций - участников кластера, %
-
2
3
4
5

3. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

Мероприятия Программы представлены в таблице 3.

Перечень мероприятий Программы
(в ред. распоряжения Администрации Томской области
от 16.12.2013 № 932-ра)

Таблица 3

№ пп
Наименование цели, задачи, мероприятия Программы
Срок исполнения
Объем финансирования (тыс. рублей)
В том числе за счет средств
Ответственные исполнители
Показатели результата мероприятия
федерального бюджета <*>, тыс. руб.
областного бюджета, тыс. руб.
местных бюджетов <*>, тыс. руб.
внебюджетных источников <*>, тыс. руб.

Цель Программы: обеспечение на территории Томской области высоких темпов роста объемов производства и вывода на глобальные рынки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биокомпозиционных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения
1
Задача 1. Увеличение темпов роста производства научно-технической продукции по тематическим направлениям деятельности инновационного территориального кластера
1.1
Создание условий для формирования кластера Томской области с учетом формируемых планов инновационного развития ведущих государственных корпораций. Оказание консультационных услуг организациям - участникам кластера по вопросам подготовки заявок на конкурсное финансирование НИОКТР в рамках государственных и федеральных целевых программ
Всего
14000 <**>

3000 <**>

11000
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области
Количество победивших заявок на конкурсное финансирование НИОКТР организаций - участников кластера в рамках государственных и федеральных целевых программ - не менее 10 ежегодно
2013 год
5000 <**>

3000 <**>

2000
2014 год
2000



2000
2015 год
3000



3000
2016 год
4000



4000
1.2
Поддержка НИОКТР в области разработки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биодеградируемых и композитных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения, выполняемых совместно двумя и более организациями - участниками кластера либо одной или более организациями - участниками кластера совместно с иностранными организациями
Всего
163500



163500
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области
Количество разработанных технологических регламентов на производство инновационных лекарственных препаратов, биодеградируемых и композитных материалов медицинского назначения, опытных образцов медицинской техники, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения, - не менее 2 ежегодно
2013 год
13500



13500
2014 год
25000



25000
2015 год
50000



50000
2016 год
75000



75000
1.3
Поддержка испытаний с целью подтверждения соответствия требованиям, сертификации предприятий и продукции, регистрации наукоемкой высокотехнологичной продукции, созданной организациями - участниками кластера
Всего





Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области
Количество образцов наукоемкой высокотехнологичной продукции, созданной организациями - участниками кластера, прошедшей сертификацию или регистрацию, - не менее 2 ежегодно
2013 год





2014 год





2015 год





2016 год





1.4
Оказание консультационных услуг по вопросам постановки продукции на производство и оценке ее соответствия обязательным требованиям
Всего





Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области
Количество инновационных проектов для размещения в инжиниринговом центре с целью подготовки к запуску в промышленное производство (от организаций - участников кластера) - не менее 5 ежегодно
2013 год





2014 год





2015 год





2016 год





2
Задача 2. Развитие системы адресной подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров для организаций - участников инновационного территориального кластера
2.1
Организация совместной учебной деятельности в учебных заведениях консорциума томских университетов и научных организаций по программам среднего, высшего и дополнительного профессионального образования с участием промышленных организаций - участников кластера (магистерских программ, спецкурсов, производственных практик), с последующим трудоустройством на предприятиях и в организациях - участниках кластера
Всего
5000 <**>

5000 <**>


Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области
Количество выпускников учебных заведений Томской области, трудоустроенных на предприятиях и в организациях - участниках кластера, - не менее 50 ежегодно
2013 год
5000 <**>

5000 <**>


2014 год





2015 год





2016 год





2.2
Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и проведение стажировок работников организаций - участников кластера (в том числе за рубежом) по тематике деятельности кластера, в том числе в области управления инновационной деятельностью, метрологии, сертификации и постановки наукоемкой продукции на производство
Всего
155500 <**>
90000
34500 <**>

31000
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области
Рост числа квалифицированных специалистов в области управления инновационной деятельностью, метрологии, сертификации, разработки и постановки наукоемкой продукции по тематике деятельности кластера на производство - не менее 5 ежегодно
2013 год
5500 <**>

4500 <**>

1000
2014 год
50000
30000
10000

10000
2015 год
50000
30000
10000

10000
2016 год
50000
30000
10000

10000
3
Задача 3. Развитие инновационной инфраструктуры инновационного территориального кластера, производственного потенциала и производственной кооперации организаций - участников кластера
3.1
Развитие инновационной инфраструктуры кластера, включая промышленные площадки, инжиниринговый центр, испытательный центр в области медицинских приборов
Всего
1374850 <**>

74850 <**>

1300000
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области; Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области
Рост объема инновационной инфраструктуры кластера, включая инжиниринговый центр, испытательный центр в области медицинских приборов
2013 год
544850 <**>

44850 <**>

500000
2014 год
310000

10000

300000
2015 год
310000

10000

300000
2016 год
210000

10000

200000
3.2
Развитие производственной инфраструктуры кластера. Субсидирование приобретения производственного оборудования с целью создания новых высокотехнологичных производств в рамках развития инновационной инфраструктуры кластера. Предоставление субсидий на развитие на территориях, на которых расположены территориальные кластеры, объектов инновационной, образовательной, транспортной, энергетической, инженерной и социальной инфраструктуры кластера. Субсидия Автономной некоммерческой организации "Томский региональный инжиниринговый центр"
Всего
2759500 <**>
1026750
75750 <**>

1657000
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области; Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области
1. Рост высокотехнологичной продукции, производимой организациями - потребителями инжиниринговых услуг, - ежегодно не менее 15%.
2. Увеличение выработки на одного работающего в организациях - потребителях инжиниринговых услуг - ежегодно не менее 10%
2013 год
738500 <**>
36750
15750 <**>

686000
2014 год
656000
250000
20000

386000
2015 год
775000
370000
20000

385000
2016 год
590000
370000
20000

200000
3.3
Субсидирование затрат, связанных с лицензированием производства лекарственных препаратов, разработанных организациями - участниками кластера
Всего
30000

30000


Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области
Количество полученных лицензий на производство лекарственных препаратов, разработанных организациями - участниками кластера, - не менее 3 за 2013 - 2016 годы
2013 год





2014 год
10000

10000


2015 год
10000

10000


2016 год
10000

10000


3.4
Субсидирование технологических работ по тематике деятельности кластера по заказу крупных организаций - участников кластера силами компаний малого и среднего бизнеса Томской области
Всего
280000

30000

250000
Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области
Количество договоров на выполнение технологических работ по тематике кластера, заключенных между промышленными организациями - участниками кластера, - не менее 5 ежегодно
2013 год
60000



60000
2014 год
75000

10000

65000
2015 год
75000

10000

65000
2016 год
70000

10000

60000
3.5
Субсидирование затрат в виде инновационных ваучеров по коммерциализации разработок инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биодеградируемых и композитных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения
Всего
30000

30000


Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области
Количество разработок инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биодеградируемых и композитных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения, доведенных до стадии коммерциализации, - не менее 2 ежегодно
2013 год





2014 год
10000

10000


2015 год
10000

10000


2016 год
10000

10000


3.6
Оказание консультационных услуг по вопросам разработки инвестиционных проектов организациями - участниками кластера в инновационной сфере по тематике деятельности кластера
Всего
152400 <**>
90000
31200 <**>

31200
Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области
Количество договоров на оказание консультационных услуг по вопросам разработки инвестиционных проектов организациями - участниками кластера в инновационной сфере по тематике деятельности кластера - не менее 20 ежегодно
2013 год
2400 <**>

1200 <**>

1200
2014 год
50000
30000
10000

10000
2015 год
50000
30000
10000

10000
2016 год
50000
30000
10000

10000
4
Задача 4. Продвижение инновационной продукции организаций - участников инновационного территориального кластера на глобальные рынки
4.1
Оказание услуг по брендированию и рекламе продукции кластера. Проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, а также участие представителей организаций - участников кластера в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях по представлению научно-технической продукции по тематике деятельности кластера (форумы, конференции, семинары, круглые столы) в Российской Федерации и за рубежом
Всего
192600 <**>
90000
66600 <**>

36000
Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области; Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области
Количество подписанных договоров о намерениях между организациями - участниками кластера и российскими и зарубежными компаниями - не менее 20 за период действия Программы
2013 год
42600 <**>

36600 <**>

6000
2014 год
50000
30000
10000

10000
2015 год
50000
30000
10000

10000
2016 год
50000
30000
10000

10000
4.2
Оказание консультационных услуг по вопросам, связанным с оформлением нормативно-технических документов на инновационную продукцию организаций - участников кластера и получением разрешительных документов, необходимых для выхода на глобальные рынки
Всего
12050 <**>

12050 <**>


Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области; Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области
Количество договоров на оказание консультационных услуг по вопросам, связанным с оформлением нормативно-технических документов на инновационную продукцию организаций - участников кластера и получением разрешительных документов, необходимых для выхода на глобальные рынки, - не менее 5 ежегодно
2013 год
12050 <**>

12050 <**>


2014 год





2015 год





2016 год





4.3
Предоставление субсидий организациям - участникам кластера на международное патентование инновационной продукции
Всего





Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области
Количество международных патентов и заключенных лицензионных соглашений организациями - участниками кластера - не менее 10 за период действия Программы
2013 год





2014 год





2015 год





2016 год





4.4
Создание совместных производств с участием международных партнеров
Всего





Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области
Количество совместных производств с участием международных партнеров - не менее 10 к 2016 г.
2013 год





2014 год





2015 год





2016 год





5
Задача 5. Методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение деятельности инновационного территориального кластера
5.1
Поддержка деятельности специализированной организации развития инновационного территориального кластера. Субсидии на возмещение части затрат на обеспечение деятельности по осуществлению методического, организационного, экспертно-аналитического и информационного сопровождения развития инновационного территориального кластера
Всего
144333,331 <**>
110033,331
34300 <**>


Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области; Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области
Количество подготовленных кластерных проектов, реализуемых двумя или более организациями - участниками кластера, - не менее 5 проектов ежегодно. Увеличение количества участников кластера, реализующих кластерные проекты, - ежегодно не менее 10 организаций. Рост количества организаций - участников кластера, получающих инжиниринговые услуги, - не менее 20% ежегодно.
Рост количества организаций - участников кластера, аккредитованных на оказание инжиниринговых услуг, - не менее 10% ежегодно
2013 год
14333,331 <**>
10033,331
4300 <**>


2014 год
30000
20000
10000


2015 год
50000
40000
10000


2016 год
50000
40000
10000


5.2
Проведение мониторинга реализации Программы
Всего





Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области
Рекомендации по совершенствованию механизмов реализации Программы
2013 год





2014 год





2015 год





2016 год





5.3
Стимулирование организационных механизмов кооперации организаций - участников кластера в сфере образования, включая создание базовых кафедр производственных компаний в вузах
Всего





Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области
Количество базовых кафедр производственных компаний в вузах - не менее 1 ежегодно
2013 год





2014 год





2015 год





2016 год






Итого
Всего
5313733,331
1406783,331
427250

3479700


2013 год
1443733,331 <**>
46783,331
127250 <**>

1269700
2014 год
1268000
360000
100000

808000
2015 год
1433000
500000
100000

833000
2016 год
1169000
500000
100000

569000

--------------------------------
<*> По согласованию.
<**> Мероприятия финансируются в 2013 году за счет средств ДЦП "Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2011 - 2014 годы" и ДЦП "Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2011 - 2014 годов".

4. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ

Финансирование расходов Программы осуществляется на:
предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;
(в ред. распоряжения Администрации Томской области от 16.12.2013 № 932-ра)
предоставление субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
(в ред. распоряжения Администрации Томской области от 16.12.2013 № 932-ра)
оплату государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в рамках реализации мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

5. КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Контроль за исполнением Программы осуществляет заместитель Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике.
Исполнители Программы ежеквартально, в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют заказчику Программы отчет о реализации Программы (годовой отчет - в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным годом) и об использовании финансовых ресурсов по установленным заказчиком Программы формам.

6. ОЦЕНКА РИСКОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

К основным рискам, которые могут повлиять на ход реализации Программы, относятся:
резкие скачки в мировой экономике;
возможное снижение финансирования федеральных и отраслевых программ, направленных на развитие научно-технической и инновационной деятельности;
конкуренция со стороны региональных кластеров медико-биологического направления;
непредсказуемый рост тарифов на обеспечение функционирования инфраструктуры кластера.
Основными механизмами снижения угроз и рисков являются прогнозирование развития научно-технических и продуктовых трендов, развитие региональной инновационной инфраструктуры, усиление поддержки малых и средних инновационных предприятий, реализация мер государственной политики по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере (реализация кластерной политики, деятельность технологической платформы "Медицина будущего").


------------------------------------------------------------------