Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 23.04.2013 N 282-р "Об утверждении методических рекомендаций по организации сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в образовательных учреждениях во время учебного процесса"



ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 апреля 2013 г. № 282-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СО СЛОЖНЫМИ
ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Список изменяющих документов
(в ред. распоряжения Департамента общего образования
Томской области от 21.10.2013 № 972-р)


В целях оказания методической помощи и совершенствования деятельности образовательных учреждений Томской области, реализующих мероприятие "Организация сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в образовательных учреждениях во время учебного процесса" долгосрочной целевой программы "Право быть равным на 2013 - 2016 годы" (утверждена постановлением Администрации Томской области от 11.12.2012 № 510):
1. Утвердить методические рекомендации по организации сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в образовательных учреждениях во время учебного процесса (приложение).
2. Рекомендовать муниципальным органам управления образованием Томской области использовать методические рекомендации при организации сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в образовательных учреждениях во время учебного процесса.
3. Разместить методические рекомендации на сайте Департамента общего образования Томской области в разделе "Образование детей с ограниченными возможностями здоровья". Ответственный - Джанбинова Е.В., гл. специалист Департамента общего образования Томской области.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Вторину Е.В., заместителя начальника Департамента общего образования Томской области.

Начальник Департамента
А.А.ЩИПКОВ





Приложение
к распоряжению
Департамента общего образования
Томской области
от 23.04.2013 № 282-р

Департамент общего образования Томской области

Областное государственное казенное образовательное
учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи "Центр
психолого-медико-социального сопровождения"

Томское областное государственное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов "Томский областной
институт повышения квалификации и переподготовки
работников образования"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СО СЛОЖНЫМИ
ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Список изменяющих документов
(в ред. распоряжения Департамента общего образования
Томской области от 21.10.2013 № 972-р)

ВЕДЕНИЕ

Нормативную ориентацию деятельности по обеспечению условий реализации права на образование детьми-инвалидами в Российской Федерации дают конституционные принципы социальной справедливости, равенства. Государство создает соответствующие гарантии (условия и средства) и устанавливает юридические механизмы осуществления (реализации) прав и свобод человека и гражданина.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации "Об образовании", гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Для того чтобы эти гарантии реально действовали, необходим индивидуальный подход к каждому гражданину, а особенно с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из главных международных документов, закрепляющих право инвалидов на образование, является Конвенция о правах инвалидов, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года № 16/106.
Конвенция о правах инвалидов была подписана Российской Федерацией 24 сентября 2008 года, и только 3 мая 2012 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов".
Статья 24 Конвенции устанавливает, что "государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:
а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия;
b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;
с) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества.
При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды:
а) не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды - из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;
b) имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;
c) были обеспечены разумными приспособлениями, учитывающими их индивидуальные потребности;
d) получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;
e) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки".
В настоящее время инклюзивное образование входит в практику современной образовательной системы, ставя перед ней много сложных вопросов и новых задач.
Для обеспечения интеграции ребенка-инвалида в общество необходима эффективная работа системы сопровождения и поддержки лиц с особыми потребностями.
Обеспечение права детям-инвалидам на выбор образовательного учреждения (далее - школа, ОУ) через создание соответствующих условий это - путь повышения качества жизни детей-инвалидов, возможность развития и реализации их способностей и талантов на благо общества и государства.
Настоящие методические рекомендации разработаны для специалистов муниципальных органов управления образованием Томской области, руководителей областных государственных и муниципальных образовательных учреждений в целях оказания организационно-методической помощи по организации сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в образовательных учреждениях во время учебного процесса.
С 2013 года в Томской области в рамках долгосрочной целевой программы "Право быть равным на 2013 - 2016 годы", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 11.12.2012 № 510а, реализуется мероприятие "Организация сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в образовательных учреждениях во время учебного процесса" (далее - Мероприятие).
Департамент общего образования Томской области, являясь соисполнителем долгосрочной целевой программы "Право быть равным на 2013 - 2016 годы", на основании предоставленных муниципальными органами управления образованием сведений осуществляет ежегодное формирование списков детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в образовательных учреждениях, которым необходимо организовать сопровождение во время учебного процесса.
Департамент общего образования Томской области с учетом выделяемых на реализацию долгосрочной целевой программы "Право быть равным на 2013 - 2016 годы" (далее - Программа) финансовых средств ежегодно заключает соглашения с муниципальными образованиями Томской области. Для реализации Мероприятия долгосрочной целевой программы "Право быть равным на 2013 - 2016 годы" бюджетам муниципальных образований Томской области предоставляются субсидии. Целью предоставления субсидии местным бюджетам, а также их расходования является финансовое обеспечение Мероприятия Программы по организации сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в образовательных учреждениях во время учебного процесса.
Условием предоставления субсидии является выполнение показателей результата Мероприятия Программы (число детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья, посещающих областные государственные и муниципальные образовательные учреждения, нуждающихся в сопровождении во время учебного процесса).
Условиями расходования субсидии являются:
- целевое использование субсидии;
- своевременное предоставление отчетов об использовании субсидии.
Определение объема субсидии бюджетам муниципальных образований Томской области осуществляется согласно Методике расчета субсидии бюджетам муниципальных образований Томской области на проведение мероприятий по организации сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в образовательных учреждениях во время учебного процесса (приложение № 2 к долгосрочной целевой программе "Право быть равным на 2013 - 2016 годы").
Субсидии, полученные местными бюджетами, имеющие целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в них в соответствии с решением главного распорядителя бюджетных средств.
Муниципальные органы управления образованием Томской области ежеквартально, до 3 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют отчетность в Департамент общего образования Томской области о реализации Мероприятия Программы и об использовании финансовых средств по установленной форме (приложение № 1).

I. РЕБЕНОК-ИНВАЛИД В "МАССОВОЙ ШКОЛЕ"

Развитие инклюзивного образования - долгосрочный проект системных изменений общего и дополнительного образования в стране.
В целях интеграции детей-инвалидов в общеобразовательную среду в образовательных учреждениях необходимо создать специальные условия для получения образования детьми-инвалидами. В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, вступает в силу с 1 сентября 2013 года) под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.
Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
Инклюзивная образовательная среда формируется учителем, причем не просто учителем, а целой командой педагогических работников и специалистов - коллективом, осуществляющим междисциплинарное сотрудничество. В развитии инклюзивного образовательного пространства сегодня участвуют учителя начальных классов, учителя-предметники, логопеды, педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, инструктор по ЛФК, воспитатели, педагоги дополнительного образования и ассистенты (помощники).
Администрация образовательного учреждения и педагогические работники при этом несут ответственность за организацию благоприятной среды для обучения и развития каждого ребенка.
Необходимо вовлекать ребенка-инвалида во все виды деятельности - образовательную, внеурочную. При этом нужно сформировать у одноклассников положительное отношение к ребенку-инвалиду как к равному и в то же время как к человеку, которому нужна помощь и поддержка.
Детям с инвалидностью, как и всем детям, для развития необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты обрести профессию и получить достойную работу. Опыт зарубежных стран показывает, что создание доступных школ и совместное обучение ("включенное", или "инклюзивное" образование) способствуют социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное - изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает "обычным" детям научиться уважать другие личности.

II. КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СО СЛОЖНЫМИ
ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОПРОВОЖДЕНИИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Исключен. - Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 21.10.2013 № 972-р.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
СО СЛОЖНЫМИ ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В развитии любого ребенка исключительно важную роль играет познавательная деятельность, реализующаяся в образовании. За словом "образование", по сути, стоит весь жизненный мир ребенка, за пределами семьи - мир, где он удовлетворяет свои основные социальные потребности. Образование для детей-инвалидов, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, является одним из основных способов социализации, а условием успешности процесса социализации, адаптации ребенка становится его постоянное сопровождение в процессе обучения.
Услуги ассистента (помощника) предоставляются детям-инвалидам со сложными ограничениями здоровья, являющимся обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений.
Решение об оказании услуг сопровождения принимает образовательное учреждение, в котором учится ребенок, на основании следующих документов:
1) заявление родителей (законных представителей) ребенка-инвалида;
2) заключение медико-социальной экспертизы (МСЭ) об установлении инвалидности;
3) индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - ИПР);
4) заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями об организации сопровождения ребенка-инвалида во время учебного процесса.
Руководитель образовательного учреждения (далее - ОУ) заключает Соглашение об организации процесса сопровождения ребенка-инвалида со сложными ограничениями здоровья в образовательном учреждении во время учебного процесса с родителями (законными представителями); договор возмездного оказания услуг с лицом, оказывающим услуги ассистента в ОУ. Содержание, объем, сроки, количество предоставляемых услуг технического сопровождения определяются на основании представленных родителями (законными представителями) вышеназванных документов, а также индивидуальным образовательным маршрутом ребенка-инвалида.
Предоставление услуг по организации сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в образовательном учреждении во время учебного процесса определяется локальным актом, в котором определен круг обязанностей ассистента по сопровождению ребенка-инвалида с учетом всех особенностей функционирования того или иного образовательного учреждения.
Образовательное учреждение по согласованию с родителями может самостоятельно определить потребность ребенка со сложными ограничениями здоровья в организации сопровождения, но в этом случае необходимо дать обоснованные рекомендации для дополнения ИПР и соответствующего заключения ПМПК.
Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, - это качественно новая услуга образовательного учреждения. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности личности, т.е. безусловное принятие ребенка, понимание основных принципов инклюзивного образования, хорошо развитые коммуникативные навыки и многое другое.
Образовательным учреждениям, организующим инклюзивную практику, следует помнить, что успешная деятельность ассистентов (помощников) зависит от многих факторов:
- психологическая готовность администрации и коллектива ОУ;
- понимание основных ценностей инклюзивной деятельности, согласия с ними;
- наличие специальных условий обучения и воспитания детей-инвалидов и необходимых специалистов психолого-педагогического, медико-социального сопровождения или сотрудничество по договоренности со специалистами психолого-медико-педагогических, ресурсно-методических центров, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, укомплектованных специальными педагогическими кадрами.
Ассистентом может стать человек без специального образования, являющийся сотрудником школы, но имеющий опыт в общении с инвалидами; педагогический работник, работавший с детьми-инвалидами; медицинский работник или родственник, родитель (законный представитель) и др. Достаточно часто ассистентами (помощниками) работают родители (законные представители) детей-инвалидов, но нельзя забывать о риске, что родитель (законный представитель) может проявлять гиперопеку, или наоборот, недостаточно помогать учителю или даже мешать ему.
В круг обязанностей ассистента (помощника) входит сопровождение ребенка-инвалида с целью оказания технической и физической поддержки, помощи в перемещении внутри школьного здания, класса, в образовательном пространстве в целом; в формировании чувства уверенности, эмоционального, психологического комфорта; приватной помощи по уходу (например, помочь с личной гигиеной, питанием; помочь одеться и раздеться, поправить одежду); поговорить с педагогическим работником, вести учебные записи и готовить другие учебные материалы, приводить в порядок учебные принадлежности и рабочее место, общаться со сверстниками и другими людьми в ОУ (например, на переменах или в группе продленного дня, на внеклассных занятиях и т.д.), участвовать во внеурочной деятельности и др.
В настоящее время наиболее актуальна проблема сопровождения ребенка-инвалида со сложными ограничениями здоровья, нуждающегося в сопровождении во время учебного процесса. Сложный дефект представляет собой не просто сочетание двух и более дефектов развития, он является качественно своеобразным и имеет особую структуру. Сложная структура ограничения здоровья - любое сочетание психических и (или) физических недостатков, подтвержденных в установленном порядке (Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 № 27/2722-6 "Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект"), т.е. справкой медико-социальной экспертизы, подтверждающей наличие статуса инвалидности, индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
(абзац введен распоряжением Департамента общего образования Томской области от 21.10.2013 № 972-р)

IV. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ
СО СЛОЖНЫМИ ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

4.1. Сопровождение детей-инвалидов с нарушением
опорно-двигательного аппарата

Что необходимо предусмотреть в здании образовательного учреждения, в которое пришел учиться ребенок-инвалид, пользующийся инвалидной коляской, костылями или медленно передвигающийся, чтобы ребенок чувствовал себя в школе наиболее комфортно?
1. Вход в школу
Вход в любую школу обычно начинается с лестницы, которая является серьезным или даже непреодолимым препятствием для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении инвалидную коляску, трости, костыли и другие приспособления. Для того чтобы эти дети смогли попасть в школу, необходимо установить пандус у входа в школу. Если архитектура здания не позволяет построить правильный пандус (например, узкая лестница), то можно сделать откидной пандус. Но тогда детям-инвалидам потребуется посторонняя помощь. Еще одна немаловажная деталь - двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Можно оборудовать вход звонком, чтобы предупредить охрану.
2. Внутреннее пространство школы
Вдоль коридоров желательно сделать поручни по всему периметру, чтобы человек, который плохо ходит, мог, держась за них, передвигаться по школе.
Ширина дверных проемов должна быть не менее 80 - 85 см, иначе ребенок-инвалид на коляске через нее не пройдет.
Для того чтобы ребенок-инвалид на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся). Однако далеко не во всех школах это возможно сделать. Поэтому, по возможности, можно переносить занятия для классов, где учится ребенок-инвалид, на первый этаж. Хороший выход - установление на лестницах подъемников, лифтов.
Еще одним решением проблемы передвижения по лестницам ребенка-инвалида может быть организация работы сопровождающего (помощника), который будет помогать ребенку передвигаться на лестнице. Если в школе есть телефон, его надо расположить на доступной для ребенка-инвалида высоте.
3. Школьная раздевалка
В раздевалках необходимо выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Если есть возможность, можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.
4. Школьная столовая
В столовой следует предусмотреть проходную зону для обучающихся-инвалидов. Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Также желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В то же время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников. Желательно, чтобы детям-инвалидам в столовой помогали ассистенты (помощники).
5. Школьные туалетные комнаты
В школьных туалетных комнатах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе и инвалидов-колясочников. Размеры специализированной кабины не менее: ширина - 1,65 м; глубина - 1,8 м.
Ширина двери в специализированной кабине - не менее 90 см. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены.
Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 0,8 м от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.
6. Спортивный зал
Детей-инвалидов необходимо также задействовать и на уроках физкультуры. Они могут выполнять посильные упражнения и участвовать в различных играх вместе с классом. Это поможет им не отделяться от сверстников и выполнять школьную программу в более полном объеме.
Раздевалку, душевую и туалетную комнату при физкультурном зале для детей, пользующихся инвалидными колясками, необходимо переоборудовать. В душевой, так же, как и в туалете, одну кабинку необходимо оборудовать так, чтобы ребенок-инвалид мог ей воспользоваться, т.е. ширина двери должна быть не менее 90 см и коляска должна входить в кабинку целиком. Желательно, чтобы в раздевалке все проходы были не уже 90 см.
7. Школьная библиотека
Читальный зал школьной библиотеки тоже желательно оборудовать с учетом доступа учащихся-инвалидов: часть кафедры выдачи книг в абонементе рекомендуется понизить до уровня не выше 0,7 м. Один - два стола сделать высотой не менее 0,7 м. Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку желательно, по возможности, располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.
8. Классные кабинеты
Важно учесть, что ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) - 1500x1500 мм.
Около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 0,9 м. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться около доски. А доску желательно повесить пониже. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.

4.1.1. Образовательный маршрут для детей-инвалидов
с дефицитарностью опорно-двигательного аппарата

Обучение в общеобразовательном учреждении с комплексным сопровождением помощника и специалистов психолого-медико-педагогического консилиума (далее - ПМПк) (инструктор ЛФК, логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог).
Создание условий для адаптации в классе общеобразовательного учреждения или учреждении дополнительного образования:
обязательное наблюдение у врача-ортопеда;
обучение с учетом темпа деятельности ребенка по индивидуальному учебному плану;
составление индивидуального образовательного плана и индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения;
индивидуальные или групповые занятия с дефектологом по формированию пространственных представлений;
занятия с логопедом;
занятия с психологом по формированию произвольной регуляции, повышению мотивации к учебной деятельности;
занятия с социальным педагогом по социальной адаптации.
Рекомендации по работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения вследствие церебрального паралича и с проблемами в овладении учебным материалом
1. Организовывать и соблюдать ортопедический режим на уроке:
- следить за посадкой ребенка на уроке - фиксация стоп, туловища, головы в специальном стуле;
- обязательно проводить физкультпаузу (5 минут), через 20 минут после начала урока физкультпауза может включать:
1) работу с рукой:
- противопоставление пальцев большому (поочередное соединение фаланг пальцев с большим пальцем);
- сжимание пальцев в кулак;
- сгибание и разгибание кисти (рука находится в вертикальном положении и выполняет движения вверх-вниз);
- рука находится в горизонтальном положении, ладонь - вверх, выполняем поднимание и опускание кисти;
- сопоставление большого и указательного пальцев - соединение большого, указательного и среднего пальцев;
2) зарядку для глаз:
- посмотри по 3 раза вверх-вниз, влево-вправо, по диагонали слева направо и справа налево;
- похлопай глазами, зажмурься на несколько секунд, посмотри на предмет рядом с тобой и на удаленный предмет попеременно;
- прослеживание взглядом за предметом, движущимся в разных направлениях;
3) упражнения на снятие мышечного напряжения:
- положение сидя - одной рукой поддерживаем шею ребенка сзади, другой производим круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;
- надавливаем на плечи сидящему ребенку и предлагаем ему подняться, при этом ребенок сильно упирается ногами в пол, выпрямляет спину, чувствуем сопротивление, удерживаем так 7 - 10 секунд и убираем руки;
- кладем руку на лоб ребенка и просим его с силой лбом надавить на руку, чувствуем сопротивление, удерживаем так 5 - 10 секунд и просим ослабить давление. Аналогично выполняем упражнение, сначала кладя руку на затылок, а затем на левую и правую височную сторону;
4) упражнения на пространственную и временную ориентировку:
- положи ручку справа от тетради, а карандаш справа от ручки;
- найди сегодняшнюю дату на календаре, какой это день недели, запиши;
- самостоятельно передвигающихся детей просим выполнить по словесной инструкции передвижение по классу или коридору: подойди к столу, повернись направо, сделай 5 шагов и т.д.;
5) упражнения на смену положения тела при утомлении.
Рекомендации по ортопедическому режиму можно узнать через родителей у методиста лечебного учреждения, который наблюдает ребенка.
1. Использовать на уроке специальные средства (утяжелители, утяжеленные ручки, резинки для фиксации тетради на парте, специальное оборудование).
2. Поскольку структура дефекта при ДЦП характеризуется такой специфической особенностью, как сниженный запас сведений и представлений об окружающем вследствие вынужденной изоляции в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения, а также в связи с нарушением ряда сенсорных функций (патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства), что сказывается на восприятии в целом и ограничивает объем информации, на уроке необходимо:
- разбирать, уточнять все новые изучаемые понятия, предметы, явления и действия (ребенок должен понимать их значение);
- осуществлять комплексную опору на работу всех сенсорных систем (слуховой, зрительной, тактильной). На очных занятиях стараться использовать средства наглядности (яркий картинный материал, по возможности реальные объемные предметы).
3. Контролировать работу зрительно-моторных систем:
- при чтении помогать следить за строкой, выделяя ее цветом или подставляя линейку;
- при необходимости выделять строку для письма цветом;
темп и объем работы должны соответствовать возможностям ребенка.
4. Для детей с усиленным слюнотечением (саливацией) требуется контролирующая помощь со стороны ассистента с напоминанием проглотить слюну. Это требуется для того, чтобы у ребенка формировалась устойчивая привычка - самостоятельно контролировать слюнотечение.
5. Для детей, имеющих тяжелые речевые нарушения, при ответе на вопросы по теме урока необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ (что не исключает необходимость периодически требовать развернутого ответа).
6. Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий.
7. Детям с ЦП свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость. Например, спастика и гиперкинезы могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания или попытке выполнить его. Поэтому нужно стараться следить за тем, чтобы у педагогического работника и ассистента (помощника) был:
- спокойный голос;
- четкая речь (необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование, правильно выстроенная короткая фраза);
- поощрение.
8. Использовать индивидуально-дифференцированный подход в обучении:
- подача материала определенными порциями с учетом его сложности (изучение темы растягивается во времени, возможно, адаптирование и изменение объема материала в зависимости от возможностей ребенка);
- наличие постоянно действующих педагогических стимулов (похвала, приз в конце урока, создание игровой ситуации на уроке);
- оказание помощи на уроке (по мере необходимости).
9. По возможности осуществлять на уроке совместно с ребенком предметно-практическую деятельность.

4.2. Сопровождение детей-инвалидов,
имеющих проблемы со зрением

Ребенок-инвалид с нарушением зрения, испытывает затруднения при ориентации в пространстве. Для комфортного пребывания в школе ему надо помочь именно в этом плане.
В начале учебного года с ребенком надо пройти по зданию школы (устроить "экскурсию") для того, чтобы он запомнил месторасположение кабинетов и помещений, которыми он будет пользоваться. Все препятствия и повороты должны быть озвучены. Желательно дать ребенку возможность пощупать двери и углы. При изменении месторасположения учебных помещений необходимо пройти по новому маршруту.
1. Вход в школу
Крайние ступени лестницы при входе в школу для ориентации ребенка с ослабленным зрением необходимо покрасить в контрастные цвета. Обязательно нужны перила. Перила должны быть по обеим сторонам лестницы на высоте 70 и 90 см. Для детей младших классов - 50 см. Удобнее всего перила круглого сечения с диаметром не менее 3 - 5 см. Длина перил должна быть больше длины лестницы на 30 см с каждой стороны. Дверь тоже лучше сделать яркой контрастной окраски. Если двери стеклянные, то на них яркой краской надо пометить открывающиеся части.
2. Внутреннее пространство школы
Вдоль коридоров можно сделать поручни по всему периметру, чтобы ребенок с нарушением зрения мог, держась за них, ориентироваться при передвижении по школе. Еще одним способом облегчения ориентации инвалида по зрению внутри школы может являться разнообразное рельефное покрытие полов. То есть при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасить в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами.
Еще одним решением проблемы передвижения по лестнице ребенка с нарушением зрения может быть организация работы сопровождающего (помощника), который будет сопровождать ребенка на лестнице. Желательно, чтобы таблички на учебных кабинетах были крупным шрифтом контрастных цветов или таблички с надписью шрифтом Брайля.
3. Школьная раздевалка
В раздевалках учащимся с нарушением зрения нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Желательно, чтобы этой зоной пользовались только одни и те же люди. Необходимо несколько раз провести ребенка к этому месту, чтобы он его запомнил.
4. Школьная столовая
В столовой у ребенка-инвалида по зрению должно быть свое постоянное место, которым будет пользоваться только он. Желательно, чтобы это место находилось в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой, но в то же время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников. Ассистент (помощник) оказывает помощь ребенку-инвалиду в столовой.
5. Классные кабинеты
Для создания доступной и комфортной обстановки в классе рекомендуется оборудовать для детей-инвалидов одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением, и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном - это его способ конспектировать. Желательно, чтобы пособия, которые используются на разных уроках, были не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.

4.2.1. Образовательный маршрут для детей-инвалидов с
дефицитарностью зрительного анализатора
(для слабовидящих детей)

Обучение в общеобразовательном учреждении с комплексным сопровождением помощника и специалистов ПМПК (тифлопедагог, логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог). Создание условий для адаптации в классе общеобразовательного учреждения или учреждении дополнительного образования:
обязательное наблюдение у врача-офтальмолога;
наличие специально организованной и приспособленной, сенсорной среды;
соответствующее методическое и дидактическое оснащение;
составление индивидуального образовательного плана, программы психолого-педагогического сопровождения совместно со специалистами по тифлопедагогике;
соблюдение режима освещения при занятиях, дозирование зрительных нагрузок;
консультативные занятия с тифлопедагогом и со специалистом системы здравоохранения по развитию остаточного зрения;
при необходимости занятия с логопедом, дефектологом;
групповая работа с психологом по развитию межличностного взаимодействия;
при необходимости медицинский контроль, работа по охране зрения.

4.3. Сопровождение детей-инвалидов,
имеющих проблемы со слухом

Архитектурные барьеры для детей с нарушением слуха - не препятствие. Главная проблема для них - получать информацию в том же объеме, что и все остальные дети. Для того чтобы дети с нарушением слуха могли учиться в общеобразовательном учреждении, лучше всего, чтобы его сопровождал помощник-сурдопереводчик. Но, скорее всего, в общеобразовательное учреждение придет ребенок, который уже имеет навыки общения: может говорить, немного слышать или читать по губам. Перед тем как начать учить его, выясните, какими навыками он обладает и как лучше организовать учебный процесс и общение со сверстниками.
Общаясь с неслышащим или слабослышащим ребенком, нужно говорить очень четко (не нужно кричать), не забывать дублировать сказанное записями, особенно если дело касается чего-то важного: правил, инструкций и т.п. Учебные фильмы по возможности должны быть снабжены субтитрами.
Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков. Слабослышащего ребенка лучше сажать на первую парту. Учебные места детей-инвалидов необходимо оборудовать электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками.

4.3.1. Образовательный маршрут для детей-инвалидов
с дефицитарностью слухового анализатора
(III (среднетяжелая) степень тугоухости)

Обучение в общеобразовательном учреждении с комплексным сопровождением помощника и специалистов ПМПк (сурдопедагог, логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог).
Создание условий для адаптации в классе общеобразовательного учреждения или учреждении дополнительного образования:
обязательное наблюдение у врача-сурдолога, адекватное слухопротезирование;
парта, занимаемая ребенком, - только первая;
учет особенностей восприятия и воспроизведения устной речи при обучении;
составление индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения в ОУ совместно со специалистами ПМПК;
занятия с сурдопедагогом, направленные на развитие восприятия и воспроизведения устной речи;
занятия с дефектологом по развитию познавательной деятельности;
занятия с психологом по развитию эмоционально-личностной сферы, выстраиванию различных коммуникативных моделей;
работа психолога и социального педагога по созданию адекватного социального пространства в ОУ.

4.4. Сопровождение детей-инвалидов, имеющих
расстройства аутистического спектра

Дети с аутизмом могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и организованного процесса обучения и воспитания, обеспечивающего удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.
Наиболее перспективной формой школьного обучения аутичного ребенка является постепенная, индивидуально дозированная и специально поддержанная интеграция в группу или класс детей, возможности которых на данном этапе оцениваются как сопоставимые с его собственной способностью к обучению. Это может быть как класс общеобразовательной школы, так и классы для детей с задержкой психического развития.
Пребывание в образовательной среде, специально приспособленной для аутичных детей и исключительно среди аутичных детей, может оказать отрицательное влияние на социальное развитие такого ребенка. Однородность состава учеников облегчает создание комфортных условий пребывания, приспособление среды и адаптацию методов обучения к возможностям детей, но объединение детей с выраженными проблемами коммуникации не может способствовать их социальному развитию. Ребенок с аутизмом должен иметь возможность следовать образцам адекватного социального поведения других детей.
В связи с особым характером задержки психического развития при аутизме градация простого и сложного у аутичного ребенка может быть несколько иной, чем у его одноклассников, поэтому в обучении он может как отставать, так и опережать их. Это требует индивидуальной корректировки программы обучения, позволяющей оказывать коррекционную помощь и увеличивать интеллектуальную нагрузку, выходя за рамки программы и не занижая возможности ребенка.

4.4.1. Образовательный маршрут для детей-инвалидов
с расстройствами аутистического спектра (РАС)
с интеллектуально-мнестической сферой в пределах возрастной
нормы или с расстройствами психологического (психического)
развития без расстройства поведения

Обучение в общеобразовательном учреждении с комплексным сопровождением помощника и специалистов ПМПК (психиатр, логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог).
Создание условий для адаптации в классе общеобразовательного учреждения или учреждении дополнительного образования:
обязательное наблюдение у врача-психиатра;
возможна индивидуальная форма обучения по основным предметам с интеграцией в классе на предметах неосновного цикла;
возможно сочетание очно-заочной формы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
посещение занятий в обычной детской среде в рамках учреждения дополнительного образования при наличии сопровождения;
наличие индивидуального образовательного плана и программы психолого-педагогического сопровождения;
щадящий режим пребывания в школе (дополнительный выходной день или сокращение общей нагрузки во времени и т.п.);
индивидуальные и групповые занятия с психологом (построение границ взаимодействия ребенка с другими людьми);
индивидуальные занятия с дефектологом и психологом (формирование алгоритма продуктивной деятельности, в том числе и учебной) с использованием программ поведенческой терапии;
работа социального педагога по созданию адекватного социального пространства в ОУ и семье;
Этот вариант интеграции может быть плодотворным лишь при условии, что способности к обучению аутичного ребенка и его соучеников находятся на сопоставимом уровне и при отсутствии выраженных проблем поведения и коммуникации с одноклассниками.

V. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА)
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СО СЛОЖНЫМИ
ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В вопросах организации деятельности ассистента можно выделить три этапа:
1. Предварительный этап (этап вхождения в должность), который включает в себя:
- изучение личного дела ребенка;
- знакомство с результатами диагностики, проведенной специалистами, с медицинской картой, утвержденным образовательным маршрутом;
- встречи со специалистами и представителями школьного ПМПК для получения рекомендаций;
- знакомство с родителями;
- изучение особенностей характера, поведения, интересов, сильных и слабых сторон личности своего будущего подопечного.
На этом этапе определяется персональный маршрут сопровождения и решаются организационные моменты (встреча в здании; сопровождение до школьного гардероба; помощь при переодевании и переобувании; выбор места в классе, где будет сидеть ребенок, в соответствии с потребностями и особенностями ребенка (маркировка, высота, дополнительное оборудование и т.п.), выбор места, где будет находиться сам сопровождающий во время урока, если в этом есть необходимость).
2. Адаптационный этап включает в себя постепенное установление межличностного контакта с ребенком-инвалидом. Лучше познакомиться заранее, в привычной для него обстановке и только после этого встречаться в школе. В школе познакомить ребенка-инвалида с помещениями учреждения (учебные комнаты, столовая, спортивный зал, актовый зал, служебные помещения, библиотека и т.д.), рабочим местом в классе. Сроки адаптации детей-инвалидов в школе индивидуальны.
3. Основной этап (этап сопровождения) включает в себя:
- повседневную, последовательную работу по сопровождению обучающегося ребенка-инвалида в образовательном процессе, общественной, социальной жизни ОУ, постепенное включение в различные учебные ситуации, внеурочные события;
- организацию рабочего пространства;
- постоянное наблюдение и общение, информирование родителей о процессе социализации ребенка в школе;
- помощь ребенку при включении его в среду сверстников, в жизнь класса, школы, отслеживание и регулирование эмоционально-волевой сферы (реагирование, контакты, контекст общения детей, соответствующее участие для разрешения конфликтных ситуаций, демонстрация поддержки, поощрения, воодушевления, тактичного порицания);
- физическое сопровождение (если подопечному нужно отдохнуть - вывести его из класса, прервав пребывание на уроке; при необходимости помочь сходить в туалет; вымыть руки; оказать помощь в перемещении при организации рабочего места, при установке необходимой специальной аппаратуры и т.п.).
Главная задача сопровождающего в данной модели инклюзивного образования - оказывать ребенку физическую поддержку, помогать перемещаться, чувствовать себя уверенно в пространстве класса, в школьном здании. Своим примером сопровождающий показывает окружающим детям, как следует относиться к ребенку с проблемами физического здоровья, какую помощь можно ему оказать и как правильно это сделать. Работу сопровождающего может выполнять социальный педагог, воспитатель, родитель (законный представитель), родственник, работники школы, имеющие опыт общения с детьми-инвалидами.
Задача руководителя ОУ - организовать взаимодействие между основными участниками образовательного процесса и ассистентом (помощником) в целях четкого распределения функциональных обязанностей каждого из них.
Администрация ОУ и преподавательский состав при этом несут ответственность за организацию благоприятной среды для обучения и развития каждого ребенка-инвалида.
Некоторым детям с особенностями развития недостаточно только технического сопровождения, так как специфика их нарушений требует, чтобы сопровождающий обладал методиками специальной коррекционной педагогики. Отсюда следует, что ребенку-инвалиду необходимо постоянное психолого-педагогическое сопровождение специалистами, например, сурдопедагогом, тифлопедагогом, дефектологом, учителем, прошедшим переподготовку или даже родителем, получившим специальное образование.
Ассистент (помощник) по организации сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в образовательных учреждениях во время учебного процесса имеет следующие обязанности:
- организует процесс персонального сопровождения ребенка в школе с учетом его физического состояния;
- оказывает помощь и физическую поддержку обучающемуся при перемещении в пространстве класса, в школьном здании;
- создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (контролирует организацию рабочего пространства ученика, соблюдение особого режима, временной организации образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка);
- составляет персональный маршрут сопровождения ребенка-инвалида в образовательном учреждении;
- контролирует состояние ребенка - эмоциональное и физическое в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации, заключением центральной (территориальной) психолого-медико-педагогической комиссии, специалистов ПМПК образовательного учреждения, специалистов здравоохранения;
- участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, в организации и проведении консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам организации сопровождения ребенка-инвалида в учебном процессе;
- контролирует и оценивает эффективность созданных условий и степень их комфортности для ребенка-инвалида в школе;
- обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Ассистенту (помощнику) по организации сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в образовательных учреждениях во время учебного процесса необходимо знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, Конвенцию о правах ребенка, Конвенцию о правах инвалидов, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность и основные гарантии и поддержку инвалидов;
- основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи, теорию и методику воспитательной работы, методы убеждения, аргументацию своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (законными представителями), правила охраны жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми;
- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, мультимедийным оборудованием;
- правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности.
Ассистент (помощник) предъявляет справку об отсутствии судимости и документ о прохождении медицинского осмотра.





Приложение 1

Ежеквартальный отчет
о реализации мероприятия "Организация сопровождения
детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в
образовательных учреждениях во время учебного процесса"
долгосрочной целевой программы "Право быть равным
на 2012 - 2016 годы"

__________________________________________________________
наименование муниципального образования


Областной бюджет Достигнутые
результаты
мероприятий с Имеющиеся
начала года проблемы,
(значения причины
N№ Наименование Сумма показателей отставания от
пп мероприятия ДЦП Профинансировано заключенных Исполнено мероприятий в запланированных
с начала года контрактов по факту количественном сроков и
выражении и объемов
описание финансирования
выполненных
работ)

1 Организация
сопровождения
детей-инвалидов
со сложными
ограничениями
здоровья в
образовательных
учреждениях во
время учебного
процесса






Приложение 2

Соглашение
об организации процесса сопровождения детей-инвалидов
со сложными ограничениями здоровья

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 115 VIII вида г. Томска, именуемое в дальнейшем "Учреждение", в лице директора ____________________________________________________________________________, действующего на основании ______________________, с одной стороны и ____________________________________________________________________________, именуемый(ая) в дальнейшем "Родитель (законный представитель)", а при совместном упоминании - "Стороны", в соответствии с постановлением Администрации Томской области от 11.12.2012 № 510а "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Право быть равным на 2012 - 2016 годы" заключили настоящее соглашение о нижеследующем:
1. Учреждение обязуется организовать процесс сопровождения __________________________________, ребенка-инвалида со сложными ограничениями здоровья (далее - обучающийся) во время учебного процесса.
2. Организация процесса сопровождения обучающегося во время учебного процесса осуществляется за счет средств областного бюджета.
3. Организация процесса сопровождения обучающегося во время учебного процесса осуществляется при наличии:
1) заявления родителей (законных представителей) обучающегося об организации сопровождения;
2) заключения медико-социальной экспертизы (МСЭ) об установлении инвалидности;
3) индивидуальной программы реабилитации обучающегося, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - ИПР);
4) заключения психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями об организации сопровождения обучающегося во время учебного процесса.
4. Руководитель Учреждения обязан:
- закрепить за обучающимся ассистента (помощника), осуществляющего его сопровождение в образовательном учреждении во время учебного процесса;
- довести до сведения родителя (законного представителя) порядок и сроки оказания услуг ассистентом (помощником), осуществляющим сопровождение обучающегося во время учебного процесса;
- довести до сведения родителя (законного представителя) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), должность лица, ответственного за организацию сопровождения, а также фамилию, имя, отчество ассистента (помощника);
- довести до сведения родителя (законного представителя) информацию об органах и организациях, их должностных лицах, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав детей-инвалидов;
- в пятидневный срок рассмотреть жалобу родителя (законного представителя) по вопросам действий (бездействий) ассистента (помощника), нарушающих права и свободы обучающегося.
5. Руководитель осуществляет права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
6. Родитель (законный представитель) обучающегося обязан:
- обеспечить своевременное прибытие обучающегося к началу учебных занятий, а также своевременно встречать обучающегося после завершения учебных занятий;
- взаимодействовать с ассистентом (помощником) с целью улучшения социальной адаптации и динамики развития обучающегося;
- сообщать руководителю Учреждения обо всех действиях (бездействиях) ассистента (помощника), нарушающего права и свободы обучающегося.
7. Родитель (законный представитель) вправе:
- предлагать руководителю Учреждения кандидатуры лиц, способных выполнять функции ассистента (помощника) по организации сопровождения обучающегося во время учебного процесса, а также оказывать услуги ассистента (помощника) лично на основании заключенного с Учреждением договора;
- осуществлять иные права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
8. В случае невыполнения (ненадлежащего выполнения) принятых на себя обязательств Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
9. Настоящее соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.
10. Настоящее соглашение вступает в силу с момента подписания Сторонами и действует до "___" ___________ г.

Реквизиты и подписи Сторон

Родитель (законный представитель): Образовательное учреждение:

_______________________________________ _______________________________
(фамилия, имя, отчество - полностью)
_______________________________________ _______________________________
Паспортные данные: серия ______________ Место нахождения: _____________
номер __________ кем и когда выдан ____ _______________________________
_______________________________________ Банковские реквизиты:
_______________________________________ ИНН ____________ КПП __________
Адрес проживания ______________________ л/с ___________________________
_______________________________________ в ГРКЦ ГУ Банка России по
Контактный телефон: ___________________ Томской области, г. Томск.
Расчетный счет: _______________
Родитель (законный представитель): БИК ___________________________
_____________________________________ ОКАТО _________________________
подпись расшифровка подписи ОКПО __________________________
Руководитель:
_______________________________
подпись расшифровка подписи

М.П.





Приложение 3

Договор возмездного оказания услуг № ____

_______________________________ ________________________
Место заключения договора Дата заключения договора

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 115 VIII вида г. Томск, именуемое в дальнейшем "Заказчик", в лице директора _____________________________________________________________, действующего на основании ___________________________, с одной стороны и гражданин _____________________________________________________, именуемый в дальнейшем "Исполнитель", действующий от своего имени, паспорт серия __________________ номер _____________________, выдан ____________________________________________________________________, проживающий по адресу: _________________________________________________________, с другой стороны, в рамках реализации мероприятия "Организация сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в образовательных учреждениях во время учебного процесса" долгосрочной целевой программы "Право быть равным на 2013 - 2016 годы" (утверждена постановлением Администрации Томской области от 11.12.2012 № 510) заключили договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. В соответствии с условиями Договора "Исполнитель" обязуется по заданию "Заказчика" оказать услуги по организации сопровождения ребенка-инвалида _____________________________________________________ в образовательном учреждении во время учебного процесса (далее по тексту - Услуги), а "Заказчик" обязуется оплатить Услуги.
1.2. Под организацией сопровождения ребенка-инвалида в образовательном учреждении во время учебного процесса в настоящем соглашении понимается оказание ребенку-инвалиду необходимой технической помощи, в том числе физической, во время учебных занятий, перемен, приема пищи, внеклассных мероприятиях, а также в иных случаях в соответствии с расписанием учебных занятий ребенка-инвалида.
1.3. "Исполнитель" обязан оказать Услуги лично и не вправе привлекать третьих лиц для оказания Услуг, указанных в пункте 1.1 Договора.
1.4. Место оказания услуг: ____________________________________________
___________________________________________________________________________
фактический адрес образовательного учреждения
__________________________________________________________________________.

2. Права и обязанности сторон

2.1. "Заказчик" обязуется:
2.1.1. Оплачивать Услуги в размерах и сроки, предусмотренные Договором.
2.1.2. Своевременно передавать "Исполнителю" всю необходимую для оказания Услуг информацию и документацию.
2.1.3. Принять оказанные Услуги в соответствии с условиями Договора.
2.1.4. Не передавать полученную от "Исполнителя" информацию, связанную с оказанием услуг по Договору, третьим лицам и не использовать ее иным образом, способным привести к нанесению ущерба интересам "Исполнителя".
2.1.5. Исчислить, удержать и уплатить сумму налога на доходы физических лиц в соответствии с требованиями действующего законодательства.
2.1.6. Уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.
2.2. "Исполнитель" обязуется:
2.2.1. Оказывать Услуги в соответствии с условиями Договора.
2.2.2. Не предоставлять для ознакомления третьим лицам документацию "Заказчика", находящуюся у "Исполнителя".
2.2.3. В случае утраты полученных от "Заказчика" оригиналов документов восстановить их за свой счет.
2.2.4. Осуществлять прием ребенка-инвалида за 10 - 15 мин. до начала учебных занятий, передавать ребенка-инвалида родителям (законным представителям) после окончания учебных занятий и мероприятий.
2.2.5. Составлять и передавать "Заказчику" еженедельный отчет по организации сопровождения ребенка-инвалида по форме согласно приложению к настоящему Договору, в конце рабочей недели (не позднее 17.00 пятницы).
2.2.6. Обеспечивать охрану жизни и здоровья ребенка-инвалида в образовательном учреждении во время организации учебного процесса, соблюдать его права и свободы.
2.2.7. Соблюдать санитарно-гигиенические требования во время организации учебного процесса.
2.2.8. Соблюдать нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
2.2.9. Оперативно извещать Заказчика о каждом несчастном случае, принимать меры по оказанию доврачебной помощи.
2.2.10. Обеспечивать учебную дисциплину и контроль за соблюдением режима посещения ребенком-инвалидом учебных занятий в соответствии с утвержденным расписанием.
2.2.11. Помогать в организации взаимодействия с родителями (законными представителями) ребенка-инвалида по выявлению физических трудностей, по составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов ребенка-инвалида.
2.2.12. Принимать экстренные меры по эвакуации ребенка-инвалида в случае чрезвычайной ситуации.
2.2.13. Нести установленную законодательством Российской Федерации ответственность в случае несоблюдения требований по антитеррористической безопасности.
2.2.14. Принимать участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме, организованном "Заказчиком".
2.2.15. Осуществлять контроль и оценку эффективности построения и реализации всех форм физического сопровождения ребенка-инвалида, учитывая успешность персонального маршрута сопровождения.
2.3. "Заказчик" вправе:
2.3.1. Контролировать оказание Услуг, не вмешиваясь в деятельность "Исполнителя".
2.3.2. Получать от "Исполнителя" устные и письменные объяснения, связанные с оказанием Услуг, не позднее трех рабочих дней с даты предъявления соответствующего требования.
2.3.3. Отказаться от исполнения Договора при условии оплаты "Исполнителю" фактически осуществленных последним расходов на оказание Услуг.
2.4. "Исполнитель" вправе:
2.4.1. Требовать оплаты за оказанные услуги.
2.4.2. Отказаться от исполнения Договора при условии полного возмещения убытков "Заказчику".
2.4.3. Получать от "Заказчика" любую информацию, необходимую для выполнения своих обязательств по Договору.

3. Цена договора и порядок расчетов

3.1. Цена настоящего договора складывается из стоимости услуг, оказываемых систематически в период действия договора, из расчета _____ рублей за 1 час оказания услуг.
3.2. Количество часов оказания услуги подсчитывается ежемесячно и указывается в акте приема-сдачи оказанных услуг. Форма акта приема-сдачи оказанных услуг установлена приложением 2 к настоящему Договору.
3.3. Выплата вознаграждения осуществляется ежемесячно в срок до _____ числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг, на основании актов о приеме работ выполненных по договору оказания услуг.

4. Ответственность сторон

4.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по настоящему Договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Срок действия Договора, порядок его изменения
(дополнения) и расторжения

5.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания и действует до __________.
5.2. Изменения (дополнения) в Договор могут быть внесены только при взаимном согласии Сторон путем подписания дополнительного соглашения к Договору.
5.3. Настоящий Договор может быть расторгнут в любой момент по инициативе любой из сторон. При этом инициативная сторона обязана направить другой стороне уведомление о расторжении настоящего Договора в срок не позднее чем за 10 дней до такого расторжения.

6. Прочие условия

6.1. В части, не урегулированной настоящим Договором, отношения сторон регулируются действующим законодательством Российской Федерации.
6.2. Все споры, возникающие по настоящему Договору, разрешаются путем переговоров. В случае недостижения соглашения споры передаются в суд для разрешения в судебном порядке.
6.3. В случае изменений условий договора стороны вправе перезаключить его на новых условиях либо внести изменения путем заключения дополнительного соглашения.
6.4. Настоящий Договор составлен в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

7. Адреса и реквизиты Сторон

"Заказчик" "Исполнитель"


___________________________________ _____________________________________
подпись расшифровка подписи подпись расшифровка подписи

М.П.





Приложение 1
к Договору
возмездного оказания услуг
от ______________ N_____

Директору __________________
____________________________
____________________________
от _________________________
____________________________

Отчет
по сопровождению ребенка-инвалида в образовательном
учреждении во время учебного процесса в период
с "___" __________ 20___ г. по "___" __________ 20___ г.

Ребенок-инвалид _______________________________________________________
Ассистент (помощник) __________________________________________________


День недели Содержание работы Время работы Кол-во часов

Понедельник 1.
2.
3.
и т.д.

Вторник 1.
2.
3.
и т.д.

Среда 1.
2.
3.
и т.д.

Четверг 1.
2.
3.
и т.д.

Пятница 1.
2.
3.
и т.д.


Дата сдачи отчета "___" _____________ 20___ г.

Ассистент (помощник) _____________ ___________________________
подпись расшифровка подписи





Приложение 2
к Договору
возмездного оказания услуг
от ______________ № _____

АКТ
приема-сдачи оказанных услуг

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 115 VIII вида г. Томск, именуемое в дальнейшем "Заказчик", в лице директора _____________________________________________________________, действующего на основании ___________________________, с одной стороны и гражданин _____________________________________________________,
Паспорт: серия __________________ номер ____________________ выдан ______________________________________________________, проживающий по адресу: _________________________________, именуемый в дальнейшем "Исполнитель", с другой стороны, составили настоящий акт приема-сдачи оказанных услуг о том, что "Исполнителем" в установленный срок и в соответствии с требованиями и заданиями "Заказчика" оказаны следующие услуги:


Налог на Сумма
Сумма доходы вознаграждения
№ Наименование работы (услуги) вознаграждения, физических за минусом
рублей лиц (13%), НДФЛ, рублей
рублей

1 2 3 4 5

1 Организация сопровождения ребенка-инвалида
__________________________________________
(фамилия, имя - полностью)
в образовательном учреждении во время
учебного процесса

Итого


Общая сумма вознаграждения (за минусом НДФЛ) составила: ____________ рублей 00 копеек.


"Заказчик" "Исполнитель"


_____________________________________ ___________________________________
подпись расшифровка подписи подпись расшифровка подписи

М.П.



------------------------------------------------------------------