Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 05.04.2013 N 232-р "Об утверждении методических рекомендаций по техническому сопровождению дистанционного образования детей-инвалидов и своевременному устранению технических неисправностей специализированного компьютерного оборудования детей-инвалидов и педагогических работников, включая подключение к сети Интернет"



ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 апреля 2013 г. № 232-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ
СОПРОВОЖДЕНИЮ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
И СВОЕВРЕМЕННОМУ УСТРАНЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ,
ВКЛЮЧАЯ ПОДКЛЮЧЕНИЕ К СЕТИ ИНТЕРНЕТ

В целях совершенствования деятельности образовательных учреждений Томской области, организующих обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий:
1. Утвердить методические рекомендации по техническому сопровождению дистанционного образования детей-инвалидов и своевременному устранению технических неисправностей специализированного компьютерного оборудования детей-инвалидов и педагогических работников, включая подключение к сети Интернет (далее - методические рекомендации) (приложение).
2. Рекомендовать муниципальным органам управления образованием Томской области использовать методические рекомендации при организации образовательного процесса детей-инвалидов, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий на дому.
3. Разместить методические рекомендации на сайте Департамента общего образования Томской области в разделе "Дистанционное образование детей-инвалидов" и на сайте Областного государственного казенного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центра психолого-медико-социального сопровождения" (далее - ОГКОУ "ЦПМСС"). Ответственный - Джанбинова Е.В., гл. специалист Департамента общего образования Томской области, Алещенко С.В., директор ОГКОУ "ЦПМСС".
4. Бондаревой А.В., старшему специалисту - инспектору по контролю за исполнением поручений, ознакомить Алещенко С.В., директора учреждения, с распоряжением под роспись.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Вторину Е.В., заместителя начальника Департамента общего образования Томской области.

И.о. начальника Департамента
Т.М.ВЕЛИЧУТИНА





Приложение
к распоряжению
Департамента общего образования
Томской области
от 05.04.2013 № 232-р

Департамент общего образования Томской области

Областное государственное казенное
образовательное учреждение для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи
"Центр психолого-медико-социального сопровождения"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И СВОЕВРЕМЕННОМУ УСТРАНЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ
НЕИСПРАВНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КОМПЬЮТЕРНОГО
ОБОРУДОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ, ВКЛЮЧАЯ ПОДКЛЮЧЕНИЕ К СЕТИ ИНТЕРНЕТ

ВВЕДЕНИЕ

Оборудование, приобретенное в рамках Соглашений между Министерством образования и науки Российской Федерации и Администрацией Томской области, передано в собственность муниципальных образований Томской области и в областные государственные образовательные учреждения, подведомственные Департаменту общего образования Томской области, для организации дистанционного обучения детей-инвалидов.
Органами местного самоуправления специализированное компьютерное оборудование закреплено в установленном порядке за муниципальными образовательными учреждениями, в которых обучаются дети-инвалиды с использованием дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) на дому.
С 2011 года доступ к сети Интернет и техническое обслуживание специализированной компьютерной техники обеспечивают образовательные учреждения, на базе которых организовано дистанционное образование детей-инвалидов. В договорах с родителями о передаче оборудования в безвозмездное временное пользование указано, что в случае обнаружения неисправности оборудования родитель (законный представитель) обязан в течение 24 часов предупредить об этом руководителя образовательного учреждения (далее - ОУ).
Настоящие методические рекомендации, состоящие из двух частей, предназначены для руководителей ОУ Томской области, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов, для выработки единой системы действий при техническом обслуживании и своевременном устранении технических неисправностей специализированного компьютерного оборудования детей-инвалидов и педагогических работников, включая подключение к сети Интернет.
Руководители ОУ, реализующие дистанционное образование детей-инвалидов, занимаются в рамках этой организации:
- закупкой оборудования, программного обеспечения и сопутствующих услуг для создания (модернизации) ИКТ-инфраструктуры образовательного учреждения;
- организацией и/или обеспечением каналов связи;
- оплатой интернет-трафика;
- закупкой услуг по техническому сопровождению образовательных учреждений при организации дистанционного обучения детей-инвалидов.

I. ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И СВОЕВРЕМЕННОЕ УСТРАНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ
НЕИСПРАВНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КОМПЬЮТЕРНОГО
ОБОРУДОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Для использования дистанционных образовательных технологий необходимо предоставить каждому участнику образовательного процесса свободный доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий.
Рабочее место учителя и обучаемого должно быть оборудовано мультимедийным компьютером и компьютерной периферией (веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками). Могут использоваться принтер, сканер (или многофункциональное устройство). Для предметов естественно-научного цикла могут использоваться цифровой микроскоп, комплект цифровых измерителей (датчиков) и лабораторное оборудование. Для занятий музыкой и изобразительным искусством могут использоваться специализированные средства ввода информации (музыкальная клавиатура и графический планшет).
Детям-инвалидам из числа участников мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование" за счет бюджета мероприятия во временное пользование предоставляются:
- специализированная компьютерная и периферийная техника;
- доступ к образовательным ресурсам посредством сети Интернет;
- авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами ученика;
- иные необходимые для организации дистанционного образования материальные ценности и методические ресурсы.
В состав программно-аппаратных комплексов должно быть включено (установлено) программное обеспечение, необходимое для осуществления учебного процесса:
- общего назначения (операционная система (операционные системы), система создания текстовых документов, презентаций и работы с электронными таблицами, антивирусные средства, архиватор, графический, видео- и звуковой редакторы);
- учебного назначения (интерактивные среды, виртуальные лаборатории и инструментальные средства по физике, химии, математике, географии, творческие виртуальные среды для начальной и средней школы и др.).
Комплект оборудования передается участникам образовательного процесса на договорной основе во временное безвозмездное пользование (в отношении комплекта оборудования, передаваемого несовершеннолетним обучающимся, соответствующий договор заключается с их родителями (законными представителями)). При этом обучающимся комплект оборудования предоставляется до завершения обучения в связи с получением среднего (полного) общего образования или по иным основаниям (органы местного самоуправления могут устанавливать иные условия передачи комплекта оборудования).
Образовательные учреждения предоставляют рабочее место обучающегося с аппаратно-программными средствами во временное безвозмездное пользование с условием обеспечения его сохранности в соответствии с договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося.
Образовательные учреждения обеспечивают техническое обслуживание рабочих мест детей-инвалидов и учителей, предусматривающее в том числе оперативное устранение неполадок в работе комплекта оборудования, а при необходимости - замену неисправного комплекта оборудования или его составляющих в возможно короткие сроки, позволяющие избежать перерыва в организации образовательного процесса.
Следует предоставить детям-инвалидам, их родителям (законным представителям) и учителям возможность оперативного доступа к консультативным услугам по различным вопросам, связанным с техническим обеспечением образовательного процесса.
Для организации технического сопровождения деятельности педагогов и детей-инвалидов руководитель ОУ может, по возможности, ввести в штатное расписание должность специалиста инженерно-технической службы.
Введение в штатное расписание специалистов инженерно-технической службы обосновано тем, что они выполняют необходимые для эффективной деятельности ОУ функции, в том числе:
- осуществляют техническое администрирование информационной среды ОУ, контролируют и поддерживают ее работоспособность;
- обучают и консультируют педагогов по вопросам использования учебного контента информационной среды;
- обеспечивают техническое сопровождение оборудования и информационных сетей;
- осуществляют поиск новых электронных средств обучения, включают их в информационную среду ОУ;
- осуществляют аппаратную и программную поддержку педагогов, обеспечение их специализированными техническими средствами;
- консультируют учащихся, их законных представителей, педагогический состав ОУ по вопросам использования специализированного программного обеспечения, компьютерного и периферийного оборудования.
Оплата труда вспомогательного персонала (инженеры, системные администраторы, специалисты по обслуживанию компьютерной техники и др.), занятого в оказании образовательных услуг с использованием дистанционных технологий, осуществляется на основании действующей в образовательном учреждении системы оплаты труда, а также нормативов численности вспомогательного персонала в зависимости от масштабов использования дистанционных технологий и числа компьютеров. Рекомендуемое значение норматива - 1 специалист на 30 - 35 компьютеров.
Если у ОУ нет возможности для привлечения технического специалиста, то каждая школа решает самостоятельно вопрос о возможностях технического обслуживания имеющегося компьютерного оборудования. Например, заключает договор технического обслуживания компьютеров со специализированной организацией, имеющей в штате специалистов с соответствующим уровнем подготовки.
Договор технического обслуживания компьютеров очень распространен в хозяйственной деятельности как организации, так и обычного пользователя. Данное соглашение относится к договору возмездного оказания услуг, в силу которого исполнитель осуществляет техническое обслуживание компьютера, а заказчик принимает и оплачивает оказанные услуги.
Техническое обслуживание компьютеров - это комплекс мер, направленных на поддержание работоспособного состояния устройства в процессе эксплуатации путем периодического проведения работ по его профилактике и контролю технического состояния, устранения характерных неисправностей.
Услуги по обслуживанию компьютеров включают в себя:
- установку программного обеспечения и настройку компьютерного оборудования;
- антивирусную диагностику, удаление вирусов;
- ремонт компьютеров (замена комплектующих, переустановка программ, восстановление информации);
- полную или частичную модернизацию компьютерного оборудования;
- оптимизацию работы компьютеров;
- защиту от хакерского взлома компьютера и кражи ценной информации;
- администрирование локально-вычислительных сетей;
- устранение перебоев при организации доступа к сети Интернет и организацию контент-фильтрации.
В договоре технического обслуживания компьютеров стороны оговаривают перечень и объем услуг, стоимость услуг и сроки оказания. Существенным условием договора является предмет договора. По каждому договорному случаю обслуживающая организация предоставляет акт с перечнем выполненных работ, смету выполнения работ и их стоимости.
Таким образом, организация технического сопровождения обучения для ОУ будет включать в себя следующие шаги:
1. Оснащение рабочих мест детей-инвалидов и педагогов комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения. Вся техника передается руководителем ОУ в безвозмездное временное пользование участникам образовательного процесса на договорной основе. В договоре следует предусмотреть пункт об ответственности пользователей за сохранность оборудования. Необходимо разработать регламент использования оборудования и ознакомить всех участников образовательного процесса с регламентом под роспись.
2. Организация технического обслуживания рабочих мест. Необходимо ознакомить всех участников образовательного процесса с порядком действий в случае возникновения технической неисправности: указать телефон сотрудника, ответственного за техническое сопровождение проекта (технического специалиста в школе или в обслуживающей организации). Возможно письменное оформление заявки установленного школой или обслуживающей организацией образца и передача заявки посредством электронной почты.
3. В случае гарантийного ремонта серьезных поломок оборудования и необходимости длительного времени на его ремонт можно обратиться в ЦДО ОГКОУ "ЦПМСС" (г. Томск) для решения вопроса о предоставлении оборудования во временное пользование на время ремонта, если такое оборудование имеется в наличии. Если замена оборудования невозможна, необходимо изменить регламент проведения занятий на это время (например, очные занятия на дому или консультации в ОУ).

II. ПОДКЛЮЧЕНИЕ К СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Материально-техническая база электронного дистанционного обучения включает следующие составляющие:
каналы связи;
система электронного дистанционного обучения, обеспечивающая формирование информационной образовательной среды;
компьютерное оборудование;
периферийное оборудование;
программное обеспечение.
Требования к материальной базе электронного дистанционного обучения во многом связаны с используемыми моделями обучения, однако независимо от используемой модели необходимо обеспечить достаточную пропускную способность каналов связи.
В соответствии с "Рекомендациями по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому", подготовленными Департаментом государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации, для организации дистанционного обучения обеспечивается подключение мест проживания детей-инвалидов и рабочих мест учителей к сети Интернет.
Услуга по обеспечению доступа детей-инвалидов, а также педагогических работников к сети Интернет должна предоставляться в соответствии со следующими требованиями:
- точкой оказания услуг должен являться соответствующий порт (с согласованными стандартизованными интерфейсами и протоколами обмена данными) на оконечном оборудовании, установленном по местам проживания инвалидов и педагогических работников;
- услуга должна предусматривать обеспечение доступа до ресурсов центров дистанционного образования с использованием установленных программно-технических средств для обучающихся и педагогических работников на скорости не ниже 512 Кбит/с, для обучающихся и педагогических работников, проживающих в труднодоступных районах, подключаемых к сети Интернет с использованием спутниковых каналов связи, скорость прямого канала должна быть не ниже 512 Кбит/с, обратного - не ниже 128 Кбит/с;
- образовательное учреждение, реализующее электронное дистанционное обучение, должно иметь пропускную способность каналов связи не ниже 512 Кбит/с на одного пользователя, находящегося в здании для организации взаимодействия в режиме видеоконференций, и 10 Мбит/с на 100 пользователей, одновременно подключенных к системе электронного дистанционного обучения;
- обучающийся должен иметь возможность использовать канал связи с пропускной способностью не ниже 512 Кбит/с, для более комфортной связи рекомендовано 1 Мбит/с;
- услуга подключения к сети Интернет должна предоставляться в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю без учета объемов потребляемого трафика, за исключением перерывов для проведения необходимых ремонтных и профилактических работ при обеспечении совокупной доступности услуг не менее 99,5% в месяц;
- в рамках оказания услуг должны быть обеспечены стандартизованные интерфейсы взаимодействия и стандартизованные протоколы для обмена данными;
- в рамках оказания услуг должны быть обеспечены возможности использования базовых сетевых сервисов: доступ к интернет-ресурсам (протокол HTTP) и электронной почте (протокол SMTP, РОРЗ), обмен файлами (протокол FTP), управление и контроль сетевых устройств;
- должно быть обеспечено резервирование основных каналов доступа к сети "Интернет" для обеспечения отказоустойчивости;
- должна быть обеспечена контент-фильтрация доступа к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами обучения и воспитания;
- должна быть обеспечена информационная безопасность инфраструктуры предоставления базовых сервисов от атак типа "отказ в обслуживании" с возможностью интеграции в системы обеспечения информационной безопасности сетей, передачи данных уполномоченных государственных органов;
- должна быть организована система мониторинга параметров предоставления доступа к сети "Интернет" (в том числе удаленно) с обеспечением хранения данных мониторинга в течение 1 года;
- реализация услуг подразумевает наличие у оператора системы обеспечения информационной безопасности инфраструктуры оператора, совместимой с системами федерального уровня, для обеспечения защиты от атак типа "отказ в обслуживании";
- оператор, оказывающий услуги доступа в Интернет, должен обеспечить круглосуточное функционирование центра управления сетью для организации оперативного управления аварийными ситуациями.
Руководитель образовательного учреждения обеспечивает приоритетный доступ педагогу-предметнику к сети Интернет на школьном оборудовании за счет трафика образовательного учреждения.
Для обеспечения доступа детей-инвалидов к сети Интернет руководитель ОУ заключает договор с провайдером (поставщиком услуги) на учебный год. Если обучение ребенка будет продолжаться в следующем учебном году с использованием ДОТ на дому, то договор продляется. В договоре все условия поставки услуги, указанные выше, должны быть прописаны обязательно. Поставщик услуги должен сообщить телефон сотрудника и регламент восстановления неисправности при возникновении сбоев связи в сети Интернет. Услуга должна предусматривать возможность измерить скорость доступа к сети Интернет.
Если в договоре (контракте) не прописана услуга контент-фильтрации, то необходимо заключить дополнительное соглашение к данному договору, предусматривающее данную услугу.
Администрация ОУ предусматривает возможности модернизации своего учреждения для обеспечения необходимых характеристик услуги доступа к сети Интернет для всех участников образовательного процесса.
Организация доступа к сети Интернет в ОУ для детей-инвалидов и педагогов состоит из следующих шагов:
1. Руководитель ОУ является ответственным лицом за обеспечение эффективного и безопасного доступа к сети Интернет в учреждении, а также за внедрение соответствующих технических, правовых и других механизмов в ОУ. Он заключает договор с провайдером, который обеспечивает выполнение всех необходимых условий регламента данной услуги для детей-инвалидов, обучающихся с использованием ДОТ, и обеспечивает его своевременную оплату. Руководитель контролирует выполнение провайдером своих обязательств по договору.
2. Руководитель ОУ определяет политику доступа в Интернет и разрабатывает необходимые регламентирующие документы и локальные акты, с которыми все участники образовательного процесса знакомятся под роспись.
3. Во время занятий контроль за использованием обучающимися сети Интернет в соответствии с изданными регламентами осуществляет преподаватель, ведущий занятие.
4. Важно предусмотреть, чтобы контент-фильтрация не перекрывала доступ обучающимся к обязательным учебным ресурсам: http://iclass.home-edu.ru/, http://cdo.tomedu.ru/.
В образовательных учреждениях могут использоваться следующие категории электронных образовательных ресурсов (далее - ЭОР):
- ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации;
- ресурсы коммерческих образовательных порталов и учебные электронные издания на CD, приобретаемые школами для комплектации медиатек на собственные средства;
- ресурсы региональных образовательных порталов;
- ресурсы, разработанные учителями.
Основными федеральными образовательными порталами, созданными в результате реализации ряда масштабных инициатив по формированию электронного образовательного контента, являются:
- ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);
- ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/).
Данные хранилища насчитывают более 130000 образовательных и социокультурных ресурсов, большая часть которых ориентирована на решение задач основного общего и среднего (полного) общего образования. В этой связи рекомендуется максимально широкое использование в 5 - 11 классах электронного контента ресурсов федеральных образовательных порталов.
Образовательные учреждения могут бесплатно скачивать с федеральных образовательных порталов или(и) самостоятельно закупать программное обеспечение для использования в начальной и в основной школах для:
- обучения клавиатурному письму и чтению;
- построения и анализа генеалогических (родословных) деревьев;
- создания мультимедиаконтента;
- создания и редактирования видеоматериалов, видеороликов;
- организации звуковых коллекций;
- создания и записи CD, DVD;
- создания и редактирования музыкальных композиций;
- создания фотоколлекций и редактирования фотографий;
- работы с хронологической информацией;
- учебного назначения (виртуальные лаборатории и инструментальные средства по физике, химии, математике, географии, творческие виртуальные среды для начальной и средней школы и др.).
Рекомендуется инициировать на местах работу учителей по изучению ресурсов федеральных образовательных порталов, по отбору из имеющегося контента электронной поддержки к преподаваемым предметам, включению ссылок на электронные образовательные ресурсы в разрабатываемое календарно-тематическое планирование <1>.
--------------------------------
<1> Например, http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/ptschor.doc

При отсутствии требуемых ЭОР (преимущественно демонстрационного характера, в том числе для интерактивной доски) учителя могут разрабатывать их самостоятельно. При этом рекомендуется ориентировать учителей на более широкое ознакомление с ресурсами их коллег, размещенными на федеральных образовательных порталах (http://www.openclass.ru, http://www.it-n.ru), на участие в сетевых обучающих мероприятиях (лектории, мастер-классы, курсы, конкурсы и пр.), на работу в виртуальных методических объединениях.
Кроме вышеназванных федеральных образовательных порталов учитель может подбирать ЭОР к своему уроку на любых доступных сайтах сети Интернет, использовать коммерческие электронные издания. При этом учителю следует выступать в роли эксперта, самостоятельно оценивая найденные им материалы, и использовать на уроке только те из них, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайн-эргономическим требованиям.
При организации дистанционного образования детей-инвалидов образовательный процесс должен соответствовать основным положениям Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, вступает в силу с 1 сентября 2013 года) и требованиям федерального государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (пункт 26)).





Приложение 1

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи

"Центр психолого-медико-социального сопровождения"

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГКОУ "Центр ПМСС"
______________ С.В.Алещенко

"21" сентября 2012 г.

Приказ № 185 от "21" сентября 2012 г.

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

Общие положения:
К работе с персональным компьютером допускаются лица, прошедшие инструктаж по охране труда и прошедшие обучение по программе "Необходимые технические навыки при организации обучения по дистанционным образовательным технологиям" или изучившие или изучающие курс "Информатика" в рамках дистанционного обучения. При работе с персональным компьютером каждый пользователь обязан руководствоваться настоящей инструкцией. Инструкция должна находиться на каждом рабочем месте.
Пользователи ПК обязаны:
- иметь необходимый уровень знаний и навыков для работы с ПК;
- повышать уровень своих знаний, необходимых для работы с ПК и ресурсами сети Интернет;
- помнить свой пароль и имя регистрации в сети или в системе дистанционного обучения;
- в начале работы зарегистрироваться в системе, т.е. ввести свое имя регистрации и пароль;
- создаваемые документы записывать и хранить в папке "Мои документы";
- немедленно сообщать Администратору сети об обнаруженных проблемах в использовании предоставленных ресурсов системы дистанционного обучения;
- выполнять техническое обслуживание ПК согласно инструкции по еженедельному техническому обслуживанию (для пользователей ответственных за ПК);
- не допускать посторонних лиц к работе на закрепленном оборудовании.
Пользователи ПК и ресурсов системы дистанционного обучения имеют право:
- использовать в работе предоставленные им ПК и сетевые ресурсы в оговоренных режимах;
- обращаться за помощью к специалистам при решении задач на ПК и использования ресурсов системы дистанционного обучения.
Пользователям ПК запрещено:
- подключать к сети незарегистрированные компьютеры;
- пользоваться дискетами (дисками), не проверенными на наличие вирусов;
- осуществлять печать и копирование на нестандартной, грязной, ламинированной бумаге;
- самостоятельно устанавливать или удалять программы;
- использовать программы, не предназначенные для прохождения дистанционного обучения без согласования со специалистами ОГКОУ "Центр ПМСС";
- работать с ресурсами системы дистанционного обучения под чужими именами;
- распространять через сеть информацию, порочащую честь и достоинство граждан;
- самостоятельно изменять настройки операционной системы и приложений, влияющие на работу ПК, сетевого оборудования и сетевых ресурсов;
- вскрывать компьютеры, принтеры, сканеры, сетевое и др. периферийное оборудование;
- потреблять пищу непосредственно на рабочем месте и вблизи его;
- захламлять рабочее место, класть бумагу и другие предметы на элементы оборудования, накрывать технику чем бы то ни было.
Ответственность:
За нарушение инструкции по эксплуатации пользователь ПК может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Нарушение правил, повлекшее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование охраняемой законом компьютерной информации, нарушение работы ПК, системы ПК или компьютерной сети, может повлечь административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
При утрате пароля по вине пользователя права работы в системе дистанционного обучения восстанавливаются после письменного запроса пользователя и разрешения руководителя ОГКОУ "Центр ПМСС".





Приложение 2

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ЕЖЕНЕДЕЛЬНОМУ ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Общие положения

Техническое обслуживание - это комплекс работ, направленных на поддержание машин и оборудования в работоспособном состоянии в течение периода эксплуатации. Техническое обслуживание (ТО) персонального компьютера (ПК) подразделяется на еженедельное (ЕТО), полугодовое (ПТО), годовое (ГТО). Еженедельное техническое обслуживание (ЕТО) проводится пользователем или лицом, ответственным за ПК. Полугодовое, годовое ТО проводится специалистами закрепленного технического центра (фирмы).
К работе с персональным компьютером допускаются пользователи, прошедшие обучение по программе "Необходимые технические навыки при организации обучения по дистанционным образовательным технологиям". Инструкция по еженедельному техническому обслуживанию должна находиться на рабочем месте.

Перечень работ ЕТО

1. Осмотр состояния кабелей, розеток, разъемов.
2. Удаление загрязнений с внешних поверхностей блоков: клавиатуры, манипулятора, монитора, принтера (очистка внутренних узлов и деталей производится в момент заправки в обслуживающем техническом центре), сканера, модема.
3. Диагностика ПК:
3.1. Проверка на наличие вирусов.
3.2. Резервное копирование локальных баз данных на дискеты или сетевой диск.
3.3. Очистка диска от временных и неиспользуемых файлов.
3.4. Проверка диска.
3.5. Дефрагментация диска.
3.6. Проверка работоспособности клавиш клавиатуры и манипулятора.
3.7. Пробная печать на принтере.

Действия пользователя при обнаружении неисправностей

При выполнении диагностики ПК выявляются неисправности устройств ПК и программного обеспечения. Для устранения выявленных неисправностей необходимо обращаться в обслуживающий технический центр (фирму). Ремонтом вычислительной техники занимается только персонал обслуживающего технического центра (фирмы). Доставка в технический центр техники осуществляется тем пользователем, который эксплуатирует ПК.

Используемые материалы при выполнении работ

1. Для удаления загрязнений в виде пыли с пластмассовых и металлических поверхностей используется ткань или специальные салфетки.
2. С поверхности монитора жирные пятна удаляются специальными салфетками. Въевшиеся отложения с пластмассовых поверхностей удаляются мыльным раствором (при очистке клавиш необходимо исключить попадание водного раствора внутрь клавиатуры и манипулятора). Запрещается использовать для очистки мониторов с антибликовыми покрытиями любые растворы.

Сроки и время проведения ТО

Еженедельное техническое обслуживание ПК проводится пользователем не реже 1 раза в неделю в один и тот же день недели. Сроки и время предоставления ПК для проведения полугодового и годового обслуживания согласуется с обслуживающим техническим центром.

Техника безопасности при проведении работ

- Перед удалением загрязнений поверхностей компьютера устройства ПК необходимо выключить из сети электропитания;
- при обнаружении повреждений электрических розеток, кабелей, в т.ч. заземления необходимо срочно вызвать электрика.
Запрещается при проведении ТО:
- использовать для очистки жесткие предметы (авторучки, карандаши, ножи, линейки и др.);
- подключать и отключать устройства ПК при включенном электропитании;
- открывать блоки (работы по очистке внутренних узлов осуществляются специалистами обслуживающего технического центра (фирмы) при проведении полугодового и годового ТО).

Рекомендации

- Если пользователь не уверен в своих знаниях по работе с компьютером, с программами, следует обратиться для получения консультации в технический обслуживающий центр (фирму). При обнаружении высыхания картриджей или головок струйных принтеров необходимо провести работы по очистке (специальный режим печати) или срочно обратиться в технический обслуживающий центр (фирму).
- При отсутствии подключения к сети Интернет пользователю необходимо обратиться к провайдеру, предоставляющему доступ к сети Интернет (адрес, телефон провайдера должен быть указан в договоре, заключенном образовательным учреждением, в котором пользователь обучается).

Ответственность

Пользователь несет персональную ответственность за нарушение правил эксплуатации ПК, в т.ч. за нарушение проведения сроков и перечня работ по ЕТО и предоставлению на полугодовое и годовое ТО.





Приложение 3

РЕГЛАМЕНТ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Оборудование должно использоваться в соответствии с правилами по технической эксплуатации, оговоренными в руководстве по технической эксплуатации Оборудования.
2. Оборудование должно использоваться исключительно для дистанционного обучения и участия в проектной деятельности в соответствии с программой, утвержденной образовательным учреждением (далее - ОУ).
3. Пользователь понимает и принимает, что он несет полную ответственность как за текст почтовых сообщений, так и за всю информацию, данные, текст, программы, музыку, звуки, фотографии, графику, видеосообщения и другие материалы (далее - материалы), публично опубликованные или переданные в частном порядке с помощью Оборудования. Это означает, что Пользователь полностью отвечает за все материалы, который он загружает, посылает, получает, передает или каким-либо другим способом делает доступным с помощью передаваемого Оборудования.
4. Под нецелевым использованием Оборудования понимается:
- посещение интернет-ресурсов, содержащих материалы порнографического характера; загрузка, отправка, передача или любой другой способ опубликования материалов, которые являются незаконными, вредоносными, угрожающими, оскорбляющими нравственность, клеветническими, нарушающими авторские права, пропагандирующими ненависть и/или дискриминацию людей по расовому, этническому, половому, социальному признакам;
- нарушение прав несовершеннолетних лиц и/или причинение им вреда в любой форме;
- ущемление прав национальных меньшинств;
- выдача себя за другого человека или представителя организации и/или сообщества без достаточных на то прав, в том числе за модераторов форумов, а также введение в заблуждение относительно свойств и характеристик каких-либо субъектов или объектов;
- загрузка, отправка, передача или любой другой способ опубликования материалов, которые затрагивают какой-либо патент, торговую марку, коммерческую тайну, копирайт или прочие права собственности и/или авторские и смежные с ним права третьей стороны;
- загрузка, отправка, передача или любой другой способ опубликования не разрешенной специальным образом рекламной информации, несанкционированные и/или неожидаемые получателями почтовые рассылки спама, схем "пирамид", "писем счастья", электронных писем, содержащих материалы порнографического характера;
- загрузка, отправка, передача или любой другой способ опубликования каких-либо материалов, содержащих вирусы или другие компьютерные коды, файлы или программы, предназначенные для нарушения, уничтожения либо ограничения функциональности любого компьютерного или телекоммуникационного Оборудования или программ, для осуществления несанкционированного доступа, а также серийные номера к коммерческим программным продуктам и программы для их генерации, логины, пароли и прочие средства для получения несанкционированного доступа к платным ресурсам в Интернете, а также размещение ссылок на вышеуказанную информацию;
- намеренное или случайное нарушение каких-либо применимых местных, государственных или международных законов;
- отправка, передача электронных писем в чей-либо адрес, содержащих грубые и оскорбительные выражения;
- другие случаи, не имеющие прямого отношения к дистанционному обучению и деятельности ОУ, оговоренных в программе ОУ.
5. Под неэффективным использованием Оборудования понимается отсутствие авторизаций Пользователя на сайте школы в течение одного месяца без уважительной причины, систематическое невыполнение заданий педагогов по заявленным курсам.





Приложение 4

ПРАВИЛА
КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ, ЭФФЕКТИВНЫМ И ЦЕЛЕВЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ОБОРУДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ,
В КОТОРОМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ ОБУЧАЕТСЯ

1. Образовательное учреждение (далее - ОУ) оставляет за собой право систематически осуществлять проверку комплектности и исправности Оборудования.
2. Проверка комплектности и исправности осуществляется уполномоченными представителями ОУ в присутствии родителя (законного представителя).
3. О дне проверки родитель (законный представитель) предупреждается заблаговременно, но не позднее чем за двое суток до дня проверки.
4. В случае обнаружения неисправности Оборудования родитель (законный представитель) обязан в течение 24 часов предупредить об этом ОУ и прекратить использование Оборудования. Родитель (законный представитель), не предупредивший ОУ об указанных обстоятельствах либо продолживший пользоваться переданным Оборудованием, не дожидаясь ответа ОУ, не в праве при возникновении спора ссылаться на указанные обстоятельства.
5. В случае обнаружения уполномоченным представителем ОУ неисправности и (или) некомплектности Оборудования им составляется двусторонний акт с указанием выявленных неисправностей. Вышеупомянутый акт подписывается уполномоченным представителем ОУ и родителем (законным представителем).
6. ОУ оставляет за собой право систематически осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием Оборудования путем мониторинга интернет-ресурсов, посещаемых Пользователем.





Приложение 5

БАЗА ЗНАНИЙ ПО ВОПРОСАМ
ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

(КонсультантПлюс)

Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Официальный сайт Федеральной службы по техническому и экспортному контролю)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 № 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий"
Наша новая школа. 2010. Описание
"Наша новая школа". 2011. Доклад
Актуализация базы знаний по вопросам внедрения систем электронного дистанционного образования. 2011
Методические рекомендации по ОВЗ. 2011
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009 г. № 525 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов"
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 1112 "О предоставлении в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов"
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1181 "О мерах по реализации федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"
Распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2008 года № 236-р "Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 341 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009 г. № 525"
Приложение "Требования к оснащению рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, а также центров дистанционного образования детей-инвалидов компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением"
Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 30 сентября 2009 г. № 06-1254 "О направлении рекомендаций по организации деятельности по созданию условий для дистанционно"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 сентября 2009 г. № 335 "Об утверждении распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на организацию дистанционного образования детей-инвалидов между бюджетами субъектов РФ на 2009 год"
Приказ Минобрнауки РФ от 17.02.2010 № 132 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 1112" утратил силу в связи с изданием Приказа Минобрнауки РФ от 04.05.2010 № 460
Приказ Минобрнауки РФ от 04.05.2010 № 460 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 1112"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2010 г. № 393 "Об утверждении распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на организацию дистанционного образования детей-инвалидов между бюджетами субъектов РФ на 2010 год"

Гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.-10)
Самая актуальная информация по конкретным шагам в использовании систем дистанционного обучения
Методические рекомендации по внедрению электронного дистанционного обучения для детей с ограничениями возможностей здоровья
Оказание консультационных услуг по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения http://iclass.home-edu.ru/course/view.php?id=909





Приложение 6

РЕГЛАМЕНТЫ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОСТУПА К МАТЕРИАЛАМ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО САЙТА

По результатам организации работы пользователей, педагогических работников и учеников, детей-инвалидов, обучение которых ведется с использованием дистанционных технологий на специализированном сайте в 2011 - 2012 году, проведен анализ:
- требований, предъявленных к заявкам на получение организационно-технического сопровождения по использованию материалов специализированного сайта в 2012 году;
- действий технических исполнителей по формированию списков пользователей, их соответствия работам, проведенным на специализированном сайте.
По результатам проведенного анализа разработаны Регламенты предоставления доступа к материалам специализированного сайта: определена последовательность действий всех пользователей на сайте, уточнены формы бланков заявок из субъектов РФ.
Регламенты размещены в сети Интернет:
Госбук http://www.gosbook.ru/node/38580#comment-41273
специализированный сайт
http://iclass.home-edu.ru/mod/forum/discuss.php?d=149576#p706285
(кодовое слово RCDO)
Регламенты разосланы во все субъекты Российской Федерации, использующие для организации обучения детей-инвалидов специализированный сайт.





Приложение 7

РЕГЛАМЕНТ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРЕДАННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

1. Передаваемое оборудование должно использоваться в соответствии с правилами по технической эксплуатации, оговоренными в руководстве по технической эксплуатации передаваемого оборудования.
2. Родители (законные представители) отвечают перед ОУ за действия ребенка. ОУ не отвечает за порчу Оборудования, произошедшего по вине ребенка (родителей).
3. ОУ оставляет за собой право систематически осуществлять проверку комплектности и исправности передаваемого оборудования.
4. В случае обнаружения уполномоченным представителем ОУ неисправности и (или) некомплектности переданного оборудования им составляется двусторонний акт с указанием выявленных неисправностей. Вышеупомянутый акт подписывается уполномоченным представителем ОУ и родителями (законными представителями).
5. В случае выявления нецелевого использования передаваемого оборудования родителям (законным представителям) направляется письменное предупреждение.
6. В случае повторного выявления нецелевого использования передаваемого оборудования родителям (законным представителям) направляется письменное уведомление о досрочном расторжении договора безвозмездного пользования имуществом.
7. Родители (законные представители) и дети-пользователи не вправе предоставлять Оборудование в субаренду, в безвозмездное пользование, передавать свои права и обязанности по настоящему договору третьим лицам, отдавать Оборудование в залог, продавать или менять его. Родители (законные представители) получили оборудование на ответственное хранение и несут юридическую ответственность за его сохранность. По договору оборудование должно быть возвращено в той же комплектации, что и получено (см. Перечень передаваемого оборудования), и в исправном состоянии.
8. Родители (законные представители) несут материальную ответственность за риск случайной гибели или случайного повреждения полученного в безвозмездное временное пользование Оборудования, если оборудование погибло или было испорчено в связи с тем, что Родители (законные представители) или дети использовали Оборудование не в соответствии с Договором или назначением Оборудования либо передали его третьему лицу.
9. Родители (законные представители) возмещают ОУ убытки в полном объеме, если они возникли вследствие виновных действий или бездействий родителей (законных представителей). В случае отказа возмещения убытков дело решается в суде (гражданском или уголовном).

С РЕГЛАМЕНТОМ ОЗНАКОМЛЕН:


N№ Ф.И.О. Подпись
пп






Приложение 8

ПЕРЕЧЕНЬ
НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ (В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЯ
"РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ"
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ)

1. Заявление от родителей (законных представителей).
2. Копия справки об инвалидности (заверенная директором).
3. Копия справки об индивидуальном обучении.
4. Справка об отсутствии противопоказаний работы на ПК.
5. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
6. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка из школы.
7. Карта-схема посещения ученика.
8. Учебный план.
9. Расписание занятий, согласованное с родителями (законными представителями).
10. Договор между учреждением и родителями (законными представителями) о передаче оборудования во временное пользование.
11. Правила контроля за состоянием, эффективным и целевым использованием оборудования (Приложение к договору о передаче оборудования во временное пользование).
12. Регламент эксплуатации оборудования (Приложение к договору о передаче оборудования во временное пользование).
13. Нормы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".

Образовательным учреждениям, в которых учатся
дети-инвалиды с использованием дистанционных образовательных
технологий необходимо:

1. Внести дополнения в Устав ОУ (Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий").
2. Заключить Договор между учреждением и родителями (законными представителями) о передаче оборудования во временное пользование (в 2-х экземплярах).

Образовательное учреждение в целях воспитания и обучения
детей-инвалидов на дому с использованием ДОТ:

- предоставляет специалистов (сетевых преподавателей) из числа педагогических работников, прошедших КПК по проблеме "Применение средств информационно-коммуникационных технологий для дистанционного образования детей-инвалидов";
- оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
- разрабатывает и утверждает учебный план обучения в соответствии с нормами базисного учебного плана и примерного учебного плана индивидуального обучения на дому детей-инвалидов по общеобразовательным программам;
- утверждает расписание занятий, согласованное с родителями (законными представителями);
- осуществляет промежуточную и итоговую диагностику детей-инвалидов;
- осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию детей-инвалидов;
- поддерживает связь с родителями (законными представителями) по вопросам организации обучения детей-инвалидов;
- организует техническое сопровождение и обслуживание процесса обучения, в том числе своевременное устранение технических неисправностей специализированного компьютерного оборудования детей-инвалидов и педагогических работников, включая подключение к сети Интернет.





Приложение 9

АЛГОРИТМ
ПРИЕМКИ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ ДИРЕКТОРОМ ШКОЛЫ
ПО ДОГОВОРУ О ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

При установке (ремонте) оборудования:
1. Проверка комплектности оборудования и программного обеспечения (диски, материалы на печатной основе) в соответствии с приложением к Договору о передаче оборудования в безвозмездное временное пользование.
2. Демонстрация установленных операционных систем:
a. Apple Mac OS X Snow Leopard
b. Microsoft Windows 7 Professional
c. ALT Linux Lite
3. Проверка работы периферийного (принтер, сканер, динамики, наушники, микрофон, веб-камера, графический планшет), специального (роллер, выносные кнопки, специализированная клавиатура) и учебного (микроскоп, цифровая лаборатория, цифровая фотокамера) оборудования в каждой операционной системе.
4. Проверка наличия установленного программного обеспечения согласно приложению № 1 к Договору о передаче оборудования в безвозмездное временное пользование.
5. Отметка о проведении исполнителем инструктажа родителей (законных представителей) по работе с оборудованием.
6. Родители (законные представители) заполняют и подписывают акт о передаче отремонтированного оборудования в безвозмездное временное пользование.
7. Ответственный за реализацию контракта подписывает акт выполненных работ.
При подключении к сети Интернет:
1. Проверка выхода в Интернет во всех операционных системах.
2. Проверка работы контентной фильтрации во всех операционных системах.
3. Исполнители договора должны оставить учетные данные (логины и пароли) для входа в сеть Интернет, а также инструкции для настройки подключения к сети Интернет.
4. Ответственный за реализацию договора подписывает акт выполненных работ.





Приложение 10

ИНСТРУКЦИИ
ПО НАСТРОЙКЕ КОМПЬЮТЕРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПЛАТФОРМЫ MAC

1. Уменьшение скорости движения курсора
(при нарушении зрения, моторики глаз, мелкой моторики)
В случае, когда затруднено прослеживание за указателем мыши, нужно уменьшить скорость его движения.
Яблоко - Системные настройки - Клавиатура и мышь - Мышь
Меняем скорость перемещения курсора.
Затем окно нужно закрыть, скорость перемещения курсора сохраняется.
2. Увеличение размера курсора
(при нарушении зрения, моторики глаз, мелкой моторики)
Если ребенок плохо видит указатель мыши, нужно увеличить его размер.
Яблоко - Системные настройки - Универсальный доступ - Мышь и Trackpad
Размер курсора сделать большим.
3. Залипание клавиш (при тяжелом нарушении мелкой моторики)
Если ребенок не может одновременно нажать несколько клавиш на клавиатуре, нужно включить функцию "залипание" клавиш.
Яблоко - Системные настройки - Клавиатуры - Включить залипание клавиш
Ставим "галочки" в пунктах:
Включать/выключать залипание при пятикратном нажатии Shift;
Воспроизводить звук при нажатии клавиши - модификатора;
Показывать нажатую клавишу - модификатор на экране.
Пример: Когда нужно поменять раскладку клавиатуры с русской на латинскую, требуется одновременное нажатие клавиш Command+Пробел. При включенной опции "Залипание клавиш" нажимаем сначала клавишу "Command", раздается звук-щелчок и на экране появляется значок клавиши-модификатора.
Далее нажимаем Пробел и происходит смена раскладки.
4. Отключение автоповтора (при тяжелом нарушении мелкой моторики)
Если ребенок не может сразу оторвать палец от клавиши, нужно отключить автоповтор.
Яблоко - Системные настройки - Клавиатура и мышь - Клавиатура
Поставить "Задержку" на "выключено" и "Автоповтор" на "медленно".
Закрыть окно.
5. Вывод на экран виртуальной клавиатуры (при тяжелом нарушении мелкой моторики)
Если ребенку сложно нажимать на клавиши стандартной или специальной клавиатуры, но он может пользоваться специальной мышью и выносными кнопками, можно использовать программу "виртуальная клавиатура" или вывести на экран встроенную виртуальную клавиатуру.
Яблоко - Системные настройки - Языки (или Региональные настройки) - Меню клавиатур
Поставить "галочку" в графе "Клавиатура".
Закрыть окно.
Виртуальная клавиатура выводится на экран следующим образом:
Нажать на флажок в правом верхнем углу экрана, в открывшемся меню выбрать "Показать клавиатура".
Клавиатуру можно увеличить, нажав на "+".
6. Уменьшение скорости двойного щелчка (при тяжелом нарушении мелкой моторики)
Если ребенок затрудняется производить двойной щелчок кнопкой мыши, нужно максимально уменьшить скорость двойного щелчка.
Яблоко - Системные настройки - Клавиатура и мышь - Мышь
Скорость двойного щелчка ставим на "медленно".
7. Увеличение области просмотра для слабовидящих (при нарушении зрения)
Чтобы включить функцию "Увеличение экрана", нужно нажать:
Яблоко - Системные настройки - Универсальный доступ - Зрение
Выбрать "включить" в графе Увеличение.
При нажатии трех клавиш "Command" "alt" "+" область просмотра будет увеличиваться, при нажатии "Command" "alt" "-" - уменьшаться.
8. Включение функции "Белое на черном" (при тяжелом нарушении зрения)
Если зрение нарушено значительно, можно включить функцию "Белое на черном". Люди с тяжелым нарушением зрения лучше воспринимают текст, написанный белым шрифтом на черном фоне.
Яблоко - Системные настройки - Универсальный доступ - Зрение
Выбрать: Экран. Белое на черном.
Закрыть окно.
9. Включение функции "Вспышка" (при нарушении слуха)
Для детей со сниженным слухом нужно включить функцию "вспышка при звуке предупреждения".
Яблоко - Системные настройки - Универсальный доступ - Слух
Поставить "галочку" в графе "Вспышка при звуке предупреждения".
В случае, когда компьютер издает звук предупреждения, будет мигать экран.
10. Настройка динамика на ведущее ухо, увеличение громкости
(при нарушении слуха)
Если у ребенка слышит только одно ухо, нужно настроить под него соответствующий динамик.
Яблоко - Системные настройки - Звук - Звуковой выход
Поставить Громкость на максимум и Баланс на ведущее ухо (слева или справа).
11. Увеличение чувствительности микрофона (при нарушении голоса)
Если у ребенка слабый (тихий, хриплый) голос, необходимо максимально увеличить чувствительность микрофона для работы в чате.
Яблоко - Системные настройки - Звук - Вход
Чувствительность микрофона поставить на максимум (передвинуть рычажок вправо до конца).

Специальные возможности для платформы Windows

1. Задержка перед повторным печатанием символа (при тяжелом нарушении мелкой моторики)
Если ребенок не сразу может убрать палец с клавиши, нужно уменьшить скорость повтора символа.
Пуск - Панель управления - Клавиатура - Скорость
Сделать "Задержку перед началом повтора" длиннее, "Скорость повтора" ниже. Нажать кнопку OK.
2. Снижение скорости движения указателя мыши (при нарушении зрения, моторики глаз, мелкой моторики)
Если затруднено прослеживание за указателем мыши, нужно максимально уменьшить скорость его движения.
Пуск - Панель управления - Мышь - Параметры указателя
Сделать скорость движения указателя ниже. Нажать кнопку OK.
3. Обозначение положения указателя мыши (при нарушении зрения, моторики глаз)
Если ребенок "теряет" на экране указатель мыши, нужно включить функцию "Обозначить положение указателя" при нажатии клавиши "Ctrl".
Пуск - Панель управления - Мышь - Параметры указателя
Поставить "галочку" в графе "Обозначить положение указателя мыши при нажатии клавиши "Ctrl". Нажать кнопку OK.
Положение указателя будет обозначаться при нажатии клавиши "Ctrl" сходящимися концентрическими окружностями.
4. Включение функции "Отображать след указателя мыши" (при нарушении зрения, моторики глаз)
Пуск - Панель управления - Мышь - Параметры указателя
Поставить "галочку" в графе "Отображать след указателя мыши". Нажать кнопку OK.
5. Обмен назначения кнопок мыши для леворуких
Если ребенок управляет мышью левой рукой, удобно поменять назначение кнопок мыши. То есть функцию левой кнопки мыши будет выполнять правая и наоборот.
Пуск - Панель управления - Мышь - Кнопки мыши
Поставить "галочку" в графе "Обменять назначение кнопок". Нажать кнопку OK.
6. Уменьшение скорости выполнения двойного щелчка (при тяжелом нарушении мелкой моторики)
Если ребенок затрудняется выполнять двойной щелчок кнопкой мыши в быстром темпе, нужно уменьшить скорость двойного щелчка.
Пуск - Панель управления - Мышь - Кнопки мыши
Сделать скорость выполнения двойного щелчка ниже. Нажать кнопку OK.
В окошке можно попробовать, с какой скоростью нужно сделать двойной щелчок, чтобы произошла реакция - открылась папка.
7. Залипание кнопки мыши для перетаскивания объекта (при тяжелом нарушении мелкой моторики)
Если ребенок испытывает трудности при удержании кнопки мыши нажатой при выделении и перетаскивании объекта, нужно включить функцию "Залипание кнопки мыши".
Пуск - Панель управления - Мышь - Кнопки мыши
Поставить "галочку" в графе "Включить залипание".
В "Параметрах" можно задать время, как долго следует удерживать кнопку мыши, чтобы произошло залипание. При включенной функции "Залипание" после наведения указателя на объект кнопку мыши нужно ненадолго удержать нажатой, затем перенести объект в нужное место и нажать кнопку мыши еще раз.
8. Залипание клавиш на клавиатуре (при тяжелом нарушении мелкой моторики, в случае если ребенок использует только одну руку)
Если ребенок не может нажать одновременно несколько клавиш на клавиатуре, нужно включить функцию "Залипание".
Пуск - Панель управления - Специальные возможности - Клавиатура
Поставить "галочку" в графе "Залипание".
В настройке можно указать режим "залипания". Поставить "галочку" в графе "Включение режима залипания при пятикратном нажатии клавиши Shift".
9. Игнорирование повторных нажатий (при тяжелом нарушении мелкой моторики)
Если ребенку при печатании сложно сразу снять палец с клавиши, нужно включить функцию "Игнорировать повторные нажатия", чтобы не происходило многократное печатание символа.
Пуск - Панель управления - Специальные возможности - Клавиатура
Поставить "галочку" в графе "Фильтрация".
В "Настройке" выбрать "Игнорировать повторные нажатия".
В "Настройке" выбрать интервал в зависимости от состояния моторики руки ребенка, например, поставить интервал = 1 сек. Нажать кнопку OK.
В графе "Проверка" ребенок может попробовать свои силы.
Закрыть все окна нажатием кнопки OK.
10. Игнорирование кратких нажатий (при тяжелом нарушении мелкой моторики)
Если ребенок при выборе нужной клавиши производит множественные нажатия на клавиатуру, нужно включить функцию "Игнорировать краткие нажатия".
Пуск - Панель управления - Специальные возможности - Клавиатура
Поставить "галочку" в графе "Фильтрация".
В "Настройке" выбрать в качестве параметра "Игнорировать краткие нажатия, замедлить повтор".
В "Настройке" можно задать дополнительные параметры режима фильтрации: либо "нет повторов", либо "замедление повторов". Можно изменить время задержки перед началом повтора символа и скорость "повтора". Также можно поменять скорость реакции при медленном нажатии на клавиши.
Закрыть все окна нажатием кнопки OK.
11. Управление мышью с клавиатуры (при тяжелом нарушении мелкой моторики)
Если ребенку легче пользоваться клавиатурой для управления курсором мыши, нужно включить функцию "Управление указателем с клавиатуры".
Пуск - Панель управления - Специальные возможности - Мышь
Поставить "галочку" в графе "Управление указателем с клавиатуры".
В настройке можно задать способ включения этого режима и скорость перемещения указателя.
Закрыть все окна нажатием кнопки OK.
12. Увеличение частоты мерцания и толщины курсора (при нарушении зрения)
Если ребенок при работе с текстом плохо видит место, где мигает курсор, можно увеличить частоту мерцания и толщину курсора.
Пуск - Панель управления - Специальные возможности - Экран
Сделать частоту мерцания курсора чаще и толщину курсора шире.
Закрыть все окна нажатием кнопки OK.
13. Визуальное оповещение (при нарушении слуха)
В случае, когда ребенок не слышит предупреждающие сигналы компьютера, нужно включить функцию "Визуальное оповещение".
Пуск - Панель управления - Специальные возможности - Звук
Поставить "галочку" в графе "Визуальное оповещение", выбрать способ визуального оповещения, например, "имитация вспышки для всего рабочего стола".
Закрыть все окна нажатием кнопки OK.
14. Включение высокой контрастности (при нарушении зрения)
Если у ребенка значительно снижено зрение, можно включить режим "Высокая контрастность".
Пуск - Панель управления - Специальные возможности - Экран
Поставить "галочку" в графе "Высокая контрастность".
В "Настройке" выбрать схему оформления контрастности. Например, "контрастная черная (крупная)".
Закрыть все окна нажатием кнопки OK.


------------------------------------------------------------------