Распоряжение Департамента здравоохранения Томской области от 01.04.2013 N 168/1 "Об утверждении Концепции развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения Томской области"



ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 апреля 2013 г. № 168/1

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО
ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях исполнения пункта 2.2.10 протокола заседания Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.01.2013 "рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласовать с Минздравом России и утвердить региональные концепции развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения", а также пункта 6 раздела II распоряжения Администрации Томской области от 01.03.2013 № 142-ра "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Томской области":
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения Томской области (далее - Концепция).
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Начальник Департамента
О.С.КОБЯКОВА





Приложение
к распоряжению
Департамента здравоохранения
Томской области
от 01.04.2013 № 168/1

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Стратегической целью развития Томской области, закрепленной в Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года), утвержденной постановлением Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 № 2539 (далее - Стратегия), является высокий уровень благосостояния населения и стандартов качества жизни.
Указанную цель планируется достичь через:
1. Создание динамично развивающейся, сбалансированной и конкурентоспособной региональной экономики, обеспечивающей высокий уровень доходов населения.
2. Превращение Томской области в лучшее место для жизни, работы и отдыха.
Среди наиболее эффективных современных механизмов реализации вышеназванных направлений развития региона можно выделить государственно-частное партнерство (далее - ГЧП).
Этот механизм предполагает эффективное взаимодействие органов власти, бизнеса и общества на принципах государственно-частного и социального партнерства в реализации проектов зон территориального развития и иных инвестиционных проектов, обеспечивающих реализацию Стратегии.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ

Опыт развитых стран свидетельствует, что принципы ГЧП могут успешно использоваться в любой сфере, где интересы бизнеса и государства пересекаются. Одной из таких сфер является здравоохранение: государство заинтересовано в повышении доступности и качества предоставляемых медицинских услуг, а интересы бизнеса заключаются в выгодном вложении средств.
Одним из серьезных препятствий на пути социально-экономического развития Томской области является существенное отставание в развитии инфраструктуры социальной сферы от современных потребностей общества. Увеличивающиеся социальные обязательства органов власти перед населением, проблемы несоответствия уровня развития здравоохранения современным потребностям общества в условиях недостатка средств в государственном бюджете обусловливают необходимость привлечения частных источников финансирования для обеспечения воспроизводственных процессов в здравоохранении Томской области.
Одним из приоритетов государственной политики в сфере здравоохранения Российской Федерации, установленных государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 № 2511-р) (далее - Государственная программа), является создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики, что предполагает в том числе создание условий для развития ГЧП, постепенную демонополизацию государственной системы оказания медицинских услуг населению в условиях реформирования системы контрольно-надзорных функций и стандартизации медицинских услуг. Основной целью ГЧП в сфере здравоохранения, провозглашенной в Государственной программе, является развитие взаимодействия государственной и частной систем здравоохранения.
Для целей настоящей Концепции под государственно-частным партнерством понимается взаимовыгодное сотрудничество Администрации Томской области с одним или несколькими российскими или иностранными юридическими или физическими лицами либо действующими без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединениями юридических лиц при реализации социально значимых проектов, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных.
Развитие здравоохранения Томской области на период до 2022 года предполагает широкое внедрение форм государственно-частного взаимодействия. Потенциальные возможности отрасли связаны с имеющимся незначительным опытом в Томской области по созданию государственно-частных проектов в сфере здравоохранения, а также наличием большого количества частных медицинских организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Томской области. По итогам 2012 года в области зарегистрировано 465 медицинских организаций частной и иной форм собственности по всем направлениям медицины. Кроме того, успешный опыт реализации государственно-частных проектов в Томской области в других отраслях экономики позволяют сделать вывод об участии в подобных проектах не только профильных частных организаций, но и крупных компаний, холдингов, инвестиционных компаний, фондов, а также общественных организаций как соучастников проектов.
В здравоохранении Томской области пилотным проектом стала реализация проекта ГЧП "Евроклиника" (ООО "Частная клиника № 1", ЗАО "МАКС-М") по созданию центра медицинских услуг ОАО "Евроклиника". В центре планируется оказывать консультативную (специализированную) помощь, диагностические исследования, проведение малоинвазивных оперативных вмешательств с долечиванием в дневном стационаре, реабилитационные услуги. В 2012 году подготовлен пакет проектной документации по реконструкции выделенного Администрацией Томской области в уставной капитал ОАО "Евроклиника" здания под многопрофильный медицинский центр. В соответствии с графиком проведения работ (реконструкция здания, монтаж медицинского, технологического оборудования, установка мебели и прочее) открытие центра запланировано на март 2014 года.
Особенностью сферы здравоохранения является то, что большинство организаций социально-медицинской инфраструктуры не подлежит приватизации. Вместе с тем в государственном бюджете на различных уровнях недостаточно денежных средств для развития отрасли. В основу ГЧП закладывается альтернативность приватизации объектов государственной собственности, имеющих общественную значимость и стратегическое значение. Зарубежный опыт и отечественная практика показывают, что при структурных преобразованиях всей экономики ГЧП способно содействовать реализации программ социально-экономической модернизации с наименьшими издержками и потерями для общественного сектора.
Таким образом, на сегодняшний день взаимодействие государственного и муниципального здравоохранения с частным является одним из приоритетных направлений развития отрасли. Преимуществами ГЧП в здравоохранении Томской области являются:
- создание условий для эффективной конкуренции на рынке медицинских услуг;
- разгрузка муниципальных лечебно-профилактических учреждений от очередей;
- оснащение современным высокотехнологичным медицинским оборудованием;
- повышение эффективности первичного этапа оказания медицинской помощи и профилактических программ;
- развитие стационарозамещающих технологий;
- повышение качества медицинских услуг населению, оказанных государственными учреждениями;
- успешное осуществление крупных инфраструктурных проектов;
- развитие инновационных форм проектного финансирования;
- использование опыта и профессионализма частного сектора при сохранении государственного контроля над активами;
- стимулирование предпринимательского мышления и внедрение передовых методов управления в органах власти;
- развитие понимания и выстраивание действенных отношений между бизнесом и властью;
- др.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

Целью разработки и реализации мероприятий Концепции является повышение качества и доступности медицинской и лекарственной помощи населению Томской области на основе формирования благоприятных условий для широкого использования механизмов ГЧП.
Основными задачами для реализации поставленной цели являются:
- определение приоритетных направлений использования механизмов ГЧП в здравоохранении; определение зон возможной реализации ГЧП в общественном здравоохранении между государственным и частным сектором на основе принципов интеллектуальной конкуренции и учета рисков;
- совершенствование нормативного правового регулирования деятельности ГЧП в Томской области;
- создание условий, способствующих повышению инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых на основе ГЧП для российских и зарубежных инвесторов;
- формирование перечня общественно значимых проектов, реализация которых возможна на основе ГЧП и единой системы государственного управления проектами, в том числе за счет создания специализированной структуры в Томской области;
- интеграция отрасли в региональную систему планирования инвестиций;
- создание условий для получения инвестиционными проектами в сфере здравоохранения Томской области поддержки за счет средств институтов развития Российской Федерации, в том числе Инвестиционного фонда Российской Федерации, Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк) в соответствии с требованиями, предъявляемыми данными институтами;
- создание условий для применения механизмов ГЧП при реализации государственных программ в сфере здравоохранения Томской области;
- формирование системы управления рисками при реализации проектов, реализуемых ГЧП;
- формирование порядка и механизмов взаимодействия участников ГЧП с органами законодательной и исполнительной власти Томской области;
- установление мер стимулирования бизнес-структур, участвующих в проектах ГЧП;
- формирование системы мер по обеспечению ответственности бизнеса за сохранение здоровья населения;
- развитие иных форм взаимодействия государственного и частного здравоохранения, в том числе привлечение частных медицинских организаций для участия в системе ОМС; развитие добровольного медицинского страхования.

4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЧП
В ЗДРАВООХРАНЕНИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В настоящее время понятие ГЧП не определено ни одним нормативным правовым актом федерального уровня. В этих условиях к отношениям, основанным на принципах ГЧП, применяются отдельные положения нормативных правовых актов различных отраслей законодательства, в частности:
- Конституции Российской Федерации в части закрепления общих принципов взаимодействия органов государственной власти и хозяйствующих субъектов (например, принципов равенства перед законом, недопустимости дискриминации (статья 19), недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34), и так далее);
- административного законодательства, регулирующего деятельность органов государственной власти по реализации государственной политики в области государственно-частного партнерства, определяющего статус и компетенцию органов исполнительной власти, представляющих государство в отношениях с частным партнером (например, положения об органах исполнительной власти);
- гражданского законодательства и законодательства об инвестиционной деятельности, регулирующего отношения между сторонами инвестиционных соглашений (Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений");
- бюджетного законодательства, регулирующего возможные формы и порядок финансового участия бюджета публично-правового образования в проекте, включая порядок финансирования расходов бюджета на стадии подготовки проекта (Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период);
- земельного и иного законодательства, регулирующего порядок предоставления земельных участков для строительства, процедуры резервирования, изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, изменения категории земельных участков (Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и др.);
- законодательства о государственных закупках, регулирующего порядок размещения государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд в случае непосредственного финансового участия публично-правового образования в инвестиционном проекте (Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд");
- налогового законодательства, определяющего порядок налогообложения хозяйственных операций в рамках реализации проекта по принципам государственно-частного партнерства (Налоговый кодекс Российской Федерации);
- законодательства, регулирующего создание особых экономических зон Российской Федерации (Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации").
Все вышеназванные нормативные правовые акты непосредственно не посвящены вопросам ГЧП. Единственным специальным законом, предмет регулирования которого составляют непосредственно отношения в области государственно-частного партнерства, является Федеральный закон "О концессионных соглашениях", который достаточно подробно регламентирует основания и порядок заключения, а также реализации концессионных соглашений, являющихся одной из форм ГЧП.
Существует также значительный массив нормативных актов, непосредственно регламентирующих отдельные вопросы государственно-частного партнерства, в частности регламентирующих работу Инвестиционного фонда Российской Федерации, порядок отбора инвестиционных проектов на получение бюджетного финансирования, создание региональных инвестиционных фондов.
В настоящий момент во многих субъектах Российской Федерации, в том числе в Томской области, приняты законы по вопросам государственно-частного партнерства.
Закон Томской области от 17.12.2012 № 234-ОЗ "О государственно-частном партнерстве в Томской области" устанавливает цели и принципы участия в государственно-частном партнерстве на территории Томской области, полномочия органов государственной власти Томской области по обеспечению участия Томской области в государственно-частном партнерстве, порядок и условия участия публичного партнера в государственно-частном партнерстве, правовые основы проведения конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, гарантии прав частного партнера по участию в государственно-частном партнерстве, определяет основные понятия в сфере государственно-частного партнерства.

5. ФОРМЫ ГЧП В ЗДРАВООХРАНЕНИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В настоящей Концепции предлагается использовать формы взаимодействия бизнеса и государства, установленные Законом Томской области "О государственно-частном партнерстве в Томской области" от 17.12.2012 № 234-ОЗ.

6. ВОЗМОЖНЫЕ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГЧП В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Приоритетными направлениями использования ГЧП в здравоохранении Томской области являются:
1. Практическое здравоохранение (оказание первичной медико-санитарной помощи, развитие амбулаторного звена, оказание специализированной помощи, лабораторные услуги).
2. Медицинская реабилитация, санаторно-курортное лечение, паллиативная помощь.
3. Медицинское последипломное образование, целевая подготовка кадров.
4. Проведение стажировок в ведущих мировых клиниках, создание обучающих центров с привлечением зарубежных специалистов.
5. Развитие высокотехнологичной медицинской помощи.
6. Проведение медицинских осмотров, диспансеризация населения.
7. Развитие добровольного медицинского страхования.
8. Развитие инфраструктуры сферы здравоохранения.

7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Концепция предполагает реализацию комплекса мер, направленных на реализацию целей и задач Концепции.
Основные направления и положения Концепции ежегодно уточняются и контролируются. Эффективность реализации Концепции оценивается на основании данных мониторинга.
Управление и контроль за реализацией Концепции осуществляет Департамент здравоохранения Томской области.
Финансирование мероприятий Концепции планируется осуществлять в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Развитие здравоохранения Томской области на 2013 - 2022 годы".

8. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Концепция предполагает проведение мероприятий по следующим направлениям.
1. Совершенствование правового регулирования сферы ГЧП.
Реализация данного направления предполагает формирование предложений по внесению изменений в отдельные нормативные правовые акты Томской области и Российской Федерации.
В целях реализации Закона Томской области "О государственно-частном партнерстве в Томской области" целесообразно издание подзаконных правовых актов, определяющих порядки регулирования разработки и заключения соглашений с частными инвесторами, условия реализации таких соглашений, а также вопросы контроля за их реализацией.
2. Создание благоприятного инвестиционного климата.
В настоящий момент на территории региона имеются предпосылки для формирования инвестиционной привлекательности отрасли здравоохранения:
- высокий потенциал роста отрасли;
- высокое сегментирование рынка медицинских услуг.
Разработка настоящей Концепции и реализация ее в части совершенствования нормативно-правовой базы послужат основой для формирования четкой и прозрачной государственной политики по вопросам взаимодействия государства и бизнеса, в том числе в сфере охраны здоровья населения Томской области, что, несомненно, является одним из факторов инвестиционной привлекательности отрасли для потенциальных инвесторов.
Для дальнейшего развития инвестиционной привлекательности сферы здравоохранения необходимо обеспечить:
- устойчиво растущее финансирование государственного и муниципального здравоохранения;
- последовательное внедрение в работу медицинских учреждений современных лечебно-диагностических технологий;
- развитие кадрового потенциала отрасли;
- формирование благоприятного общественного мнения об использовании механизмов ГЧП системе здравоохранения Томской области. В рамках данного направления планируется осуществить комплекс мероприятий по взаимодействию с институтами гражданского общества, общественными организациями, в том числе проведение круглых столов и экспертных совещаний, организация конференций по тематике ГЧП в здравоохранении Томской области и т.д.
Успешную реализацию данного направления предполагается осуществить благодаря адресной работе с инвесторами.
3. Подготовка специалистов, обладающих профессиональными компетенциями в сфере ГЧП.
Реализация данного направления предусматривает взаимодействие Администрации Томской области с ведущими образовательными учреждениями (Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" и т.д.), осуществляющими подготовку и переподготовку кадров для государственного сектора по специальности "государственно-частное партнерство", в рамках которого планируется повышение квалификации, профессиональная переподготовка работников органов управления здравоохранением Томской области.
В рамках данного мероприятия планируется изучение передового опыта использования ГЧП на основе бенчмаркинга не только в Томской области, но и в других регионах Российской Федерации, анализ зарубежного опыта.
4. Формирование системы государственного управления проектами, реализуемыми на основе принципов государственно-частного партнерства.
Многовариантность взаимодействия бизнеса и государства, отсутствие четкого механизма взаимодействия сторон партнерств диктуют необходимость создания единого государственного органа (регионального центра), который мог бы координировать работу по внедрению механизмов ГЧП в отрасли экономики, разрабатывать рекомендации по подготовке и управлению проектами ГЧП.
В рамках данного мероприятия планируется обеспечить взаимодействие Департамента здравоохранения Томской области и руководителей медицинских организаций с указанным органом. К работе регионального центра планируется привлечь общественные организации.
5. Развитие иных организационных форм взаимодействия государства и бизнес-структур.
Реализация указанного направления включает привлечение частного здравоохранения для создания совместных проектов по оказанию медицинской помощи населению Томской области, в том числе путем реализации ежегодных проектов и разовый акций (по организации мобильных консультативных и диагностических центров, профилактических осмотров жителей отдаленных населенных пунктов, массовому обследованию населения на наличие онкологической патологии и др.), что позволит создавать дополнительные механизмы для интеграции с частным здравоохранением и привлечением его в систему обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), что в конечном итоге позволит повысить качество и доступность медицинской помощи для жителей области.
Реализация данного направления предполагает также мероприятия по формированию внутренних условий в организациях частной формы собственности, способствующих их вступлению в систему ОМС:
- внедрение эффективного менеджмента в управлении ресурсами и затратами, организацию управленческого учета в медицинских организациях;
- привлечение квалифицированных кадров, создание привлекательной среды для работников;
- приобретение современного высокотехнологичного оборудования и развитие информационной инфраструктуры;
- создание привлекательной среды для пациентов и повышение качества оказываемой медицинской помощи (удлинение времени работы организации, реклама, предоставление сопутствующих услуг (аптека, пункт серопрофилактики), расширение спектра диагностических услуг).
В рамках данного направления планируется рассмотреть возможность внедрения аккредитации частных медицинских организаций и юридических лиц с разделением их на категории в зависимости от уровня технической оснащенности, уровня квалификации медицинских кадров и качества оказываемых услуг. Размер тарифа на медицинскую услугу должен определяться для каждой медицинской организации в зависимости от ее категории.
6. Формирование системы оценки и контроля качества деятельности проектов, реализуемых на основе ГЧП.
7. Формирование перечня потенциальных пилотных проектов ГЧП, планируемых к реализации в Томской области с 2013 по 2017 год.
В рамках Соглашения о сотрудничестве между Администрацией Томской области и ОАО "Газпромбанк" на 2012 - 2017 годы планируется разработка и реализация проекта "Строительство детского кардиологического центра". Реализация проекта позволит обеспечить современный уровень медицинских технологий в оказании помощи беременным женщинам высокой степени риска рождения ребенка с врожденной патологией сердца и новорожденным с врожденными пороками сердца и нарушениями ритма; внедрение стандартов лечебно-диагностической помощи и ранней реабилитации новорожденных с критическими врожденными пороками сердца; снижение уровня младенческой смертности от врожденных пороков сердца. Кроме того, строительство детского кардиологического центра позволит создать более 200 новых рабочих мест.
В соответствии с проектом "Организация системы оказания паллиативной медицинской помощи на региональном уровне" в Томской области планируется организация Центра паллиативной медицины с филиалами на 200 хосписных коек, в том числе 100 коек в г. Томске, 100 коек в районах области. При этом в филиалах Центра планируется обслуживание населения близлежащих районов. Создание хосписной службы на принципах ГЧП с привлечением бизнес-сообщества и общественных организаций позволит в кратчайшие сроки обеспечить паллиативной помощью неизлечимых больных Томской области, снизив при этом нагрузку на областной бюджет за счет привлечения частных средств, привлечения квалифицированных управленческих и медицинских кадров, оборудования, технологий.
Также планируется строительство в Томской области медицинского реабилитационного центра на 400 коек и его оснащение современным оборудованием на принципах ГЧП с участием компании I.G.T. Global Trade GmbH (Германия).
Формирование перечня проектов ГЧП на дальнейшую перспективу предполагает последовательную реализацию следующих шагов:
- анализ имеющихся возможностей Томской области для внедрения проектов в сфере здравоохранения в рамках государственно-частного партнерства;
- разработка критериев отбора организаций, участвующих в государственно-частном партнерстве в сфере здравоохранения;
- создание перечня потенциальных пилотных проектов в рамках государственно-частного партнерства в здравоохранении.
Таким образом, активное использование механизмов ГЧП позволит улучшить ситуацию в системе здравоохранения Томской области за счет дополнительных источников инвестиций, оптимизировать расходы и создать условия для технологического прорыва и стабильного развития отрасли, создать конкурентную среду, расширить выбор пациентом медицинских организаций, что приведет к повышению качества и доступности медицинской помощи. Различные формы взаимодействия при ГЧП как основа для формирования оптимальной модели функционирования системы здравоохранения позволят обеспечить приведение в соответствие имеющиеся финансовые ресурсы объемам государственных гарантий и эффективное адресное использование ресурсов здравоохранения.

9. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Виды рисков
Содержание риска
Влияние риска на результаты реализации проектов
Меры по устранению риска
1
2
3
4
1. Правовой риск
Изменения федерального и регионального законодательства
Сокращение доходов от реализации проекта на основе ГЧП; возникновение дополнительных затрат, связанных с осуществлением проекта
Предоставление частным инвесторам государственных гарантий от изменения законодательства на период от начала реализации проекта до наступления момента окупаемости инвестиций
2. Политический риск
Изменение приоритетов государственной политики в сфере здравоохранения
Ухудшение финансовых результатов проекта; временное приостановление реализации проекта или его закрытие
Страхование рисков
3. Социальный риск
Негативная реакция общественности, невостребованность населением услуг, реализуемых в форме ГЧП
Увеличение сметной стоимости проекта; сокращение ожидаемых доходов от проекта; увеличение срока реализации проекта, временное приостановление реализации проекта или его закрытие
Открытость и гласность при разработке и реализации проекта;
проведение общественных слушаний с привлечением научных кругов, медицинской общественности и населения;
проведение социологических исследований по вопросам актуальности и целесообразности реализации конкретных проектов ГЧП
4. Экономический риск
Недостижение установленных плановых экономических показателей проекта
Ухудшение финансовых результатов проекта
Юридические обязательства концедента по выплате компенсации концессионеру в случае недостижения установленных плановых показателей проекта; страхование концессионером риска недополучения ожидаемых доходов
5. Финансовый риск
Сокращение финансирования со стороны государства и (или) частного партнера
Недофинансирование проекта со стороны государства и (или) частного партнера
Создание сторонами партнерства резервных фондов (самострахование); выпуск региональных облигаций
7. Криминальный риск
Обострение криминогенной обстановки в регионе
Порча объектов ГЧП третьими лицами, воровство и т.д.
Страхование концессионером риска утраты (порчи), недостачи или повреждения имущества
8. Природно-климатический риск
Неблагоприятные природно-климатические условия и стихийные бедствия
Повреждение или разрушение объектов ГЧП
9. Квалификационный риск
Недостаточный уровень квалификации и (или) практического опыта уполномоченных служащих органов исполнительной власти региона в вопросах реализации инвестиционных проектов на основе ГЧП
Повышение транзакционных издержек сторон партнерства, обусловленное увеличением продолжительности согласования проекта с региональными органами власти
Прохождение уполномоченными служащими органов исполнительной власти курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки по вопросам создания и реализации проектов ГЧП


------------------------------------------------------------------