Постановление администрации г. Кедрового от 22.03.2013 N 154 "Об утверждении муниципальной программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Кедровый" на период 2013 - 2015 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КЕДРОВОГО

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2013 г. № 154

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОГО
РАЗВИТИЯ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД КЕДРОВЫЙ" НА ПЕРИОД 2013 - 2015 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. постановления администрации г. Кедрового
от 21.08.2013 № 420)

В соответствии с федеральными законами Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", на основании пункта 9 части 4 статьи 25 Устава городского округа "Город Кедровый" постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Кедровый" на период 2013 - 2015 годы согласно приложению.
(в ред. постановления администрации г. Кедрового от 21.08.2013 № 420)
2. Установить, что настоящее постановление вступает в силу с момента опубликования.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "В краю кедровом" и разместить на официальном сайте администрации города Кедрового.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя мэра Назарова И.В.

Мэр
Л.С.ЗВАРИЧ





Приложение
Список изменяющих документов
(в ред. постановления администрации г. Кедрового
от 21.08.2013 № 420)

ПАСПОРТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ
КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД КЕДРОВЫЙ" НА ПЕРИОД 2013 - 2015 ГОДЫ
(в ред. постановления администрации г. Кедрового
от 21.08.2013 № 420)


Наименование Муниципальная программа комплексного развития коммунальной
программы инфраструктуры муниципального образования "Город Кедровый"
на период 2013 - 2015 годы
(в ред. постановления администрации г. Кедрового от 21.08.2013 № 420)

Основание для Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах
разработки регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"
программы Программа социально-экономического развития городского
округа Кедровый на 2013 - 2015 годы

Заказчик Администрация муниципального образования "Город Кедровый"
программы

Разработчик Администрация муниципального образования "Город Кедровый"
муниципальной
программы
(в ред. постановления администрации г. Кедрового от 21.08.2013 № 420)

Исполнители Администрация муниципального образования "Город Кедровый",
муниципальной организации коммунального комплекса, осуществляющие
программы эксплуатацию систем и объектов коммунальной
инфраструктуры, иные хозяйствующие субъекты
(в ред. постановления администрации г. Кедрового от 21.08.2013 № 420)

Сроки (этапы) 2013 - 2015 гг.
реализации
программы
(подпрограмм)

Цели программы Целями Программы являются:
1. Обеспечение высокого качества, бесперебойности и
доступности коммунальных услуг для населения.
2. Приведение в нормативное состояние объектов
коммунальной инфраструктуры.
3. Внедрение энергосберегающих технологий, снижение
себестоимости услуг организаций ЖКХ.
4. Привлечение частных инвестиций.
5. Повышение уровня удовлетворенности населения в
предоставлении коммунальных услуг

Основные Основными задачами Программы являются:
задачи 1. Инженерно-техническая оптимизация коммунальных систем.
программы 2. Обоснование мероприятий по комплексной реконструкции и
модернизации.
3. Повышение надежности систем и качества предоставления
коммунальных услуг.
4. Совершенствование механизмов снижения стоимости
коммунальных услуг при сохранении (повышении) качества
предоставления услуг и устойчивости функционирования
коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
5. Совершенствование механизмов развития энергосбережения
и повышения энергоэффективности коммунальной
инфраструктуры муниципального образования.
6. Повышение инвестиционной привлекательности коммунальной
инфраструктуры муниципального образования.
7. Обеспечение сбалансированности интересов субъектов
коммунальной инфраструктуры и потребителей

Перечень
подпрограмм
(основных
направлений)
программы

Объемы и Общий объем финансирования <*> 74128 тыс. руб., в т.ч.
источники по годам реализации:
финансирования
программы 2013 2014 2015 Всего

По источникам 24828 12950 36350 74128
финансирования:

Местный бюджет 5443,92 2500 21076 29019,92

Федеральный бюджет (в т.ч. 6000 0 0 6000
субвенции, субсидии)

Бюджет Томской области (в 12084,08 9700 14424 36208,08
т.ч. субвенции, субсидии)

Внебюджетные источники 1300 750 850 2900
(расшифровать)

Ожидаемые В соответствии с целевыми показателями программы
конечные
результаты
программы

Контроль за Контроль за реализацией программы осуществляет первый
исполнением заместитель мэра города Кедрового
программы


--------------------------------
<*> Примечание. Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании бюджета города Кедрового на очередной финансовый год.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩЕСТВУЮЩЕГО СОСТОЯНИЯ
КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Кедровый" (далее по тексту - Программа) разработана с целью создания базового документа для формирования инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса, обеспечивающих эффективное решение проблем в области функционирования и развития коммунальной инфраструктуры.
Основными задачами Программы являются:
1. Инженерно-техническая оптимизация коммунальных систем.
2. Обоснование мероприятий по комплексной реконструкции и модернизации.
3. Повышение надежности систем и качества предоставления коммунальных услуг.
4. Совершенствование механизмов снижения стоимости коммунальных услуг при сохранении (повышении) качества предоставления услуг и устойчивости функционирования коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
5. Совершенствование механизмов развития энергосбережения и повышения энергоэффективности коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
6. Повышение инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
7. Обеспечение сбалансированности интересов субъектов коммунальной инфраструктуры и потребителей.
Программа предусматривает как решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, максимального использования всех доступных ресурсов, включая собственные, так и для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
Качественное улучшение работы коммунального комплекса потребует повышения эффективности управления и привлечения капитальных вложений в объемах, недоступных возможностям бюджета муниципального образования. Для решения стратегических задач по модернизации коммунальной инфраструктуры предполагается привлечение средств бюджета Томской области, Российской Федерации, внебюджетных средств.
Отличительной особенностью коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Кедровый" является отсутствие конкуренции в сфере предоставления коммунальных услуг, низкая заинтересованность малого бизнеса в освоении этого рынка из-за изношенности жилищного фонда. Значительные издержки на приобретение необходимого для его эксплуатации оборудования и материалов оставляют сферу эксплуатации жилищного фонда малопривлекательной.
Серьезной проблемой, требующей безотлагательного решения, является изношенность систем коммунальной инфраструктуры, низкий уровень модернизации объектов жилищно-коммунальной сферы.
Все это свидетельствует о необходимости реализации системы мероприятий, направленных на обеспечение эффективного функционирования жилищно-коммунального комплекса и формирование условий инвестиционной привлекательности муниципального образования "Город Кедровый" с учетом имеющейся развитой социально-бытовой инфраструктуры, наличии свободных производственных помещений (складские, гаражные комплексы), дающих конкурентные преимущества и в большинстве случаев экономически выгодных для размещения сервисных компаний, ориентированных на обслуживание месторождений в части энергетики, строительства, геологоразведки, транспортного обслуживания, в том числе и воздушных перевозок, а также развития сети общественного питания на территории муниципального образования. Следовательно, тенденции формирования инвестиционной привлекательности могут быть обусловлены следующими параметрами:
- ростом объемов производства в основных отраслях;
- необходимостью сервисного обслуживания нефте- и газодобывающих компаний;
- необходимостью освоения новых видов деятельности населения;
- близостью населенных пунктов к сырьевым и ресурсным базам, исключающей строительство протяженных подъездных путей и затрат на обустройство;
- развитием на территории муниципального образования транспортных услуг.

1.1. Жилищно-коммунальное хозяйство

1.1.1. Жилищный фонд

Жилищный фонд является индикатором функционирования систем жизнеобеспечения. Структуру жилищного фонда муниципального образования "Город Кедровый" образует жилищный фонд населенных пунктов: город Кедровый, с. Пудино, п. Лушниково, п. Калининск, п. Останино, п. Таванга, п. Рогалево.
Структура жилищного фонда муниципального образования "Город Кедровый":

а) по степени благоустройства:
- благоустроенный жилищный фонд 67%,
- неблагоустроенный жилищный фонд 33%.
б) по видам собственности:
- муниципальный жилищный фонд 1,7%, из них:
- благоустроенное 46%;
- неблагоустроенное 54%.
- приватизированный жилищный фонд 98,3%, из них:
- благоустроенное 71,6%;
- неблагоустроенное 28,3%.

Доля муниципального жилья в муниципальном образовании "Город Кедровый" составляет 1,7%.
Организацией, обслуживающей жилищный фонд города Кедрового на 01.01.2013, является общество с ограниченной ответственностью Кедровская жилищная компания (далее по тексту - ООО "КЖК").
Общие сведения по жилищному фонду, обслуживаемому ООО "КЖК", на 01.01.2013 приведены в таблице 2.2.
Изменения общей площади обслуживаемого жилищного фонда города Кедрового за период 01.01.2005 - 01.01.2013 произошли за счет перевода отдельных жилых помещений в категорию нежилого фонда в связи с развитием малого бизнеса, а также уменьшением количества деревянных многоквартирных домов в г. Кедровом.

Таблица 2.2

Общие сведения по жилищному фонду города Кедрового,
обслуживаемому ООО "КЖК", на 01.01.2013


№ Наименование параметра Панельные Кирпичные Деревянные Всего,
пп дома дома дома %

1 Жилищный фонд 78% 6% 16% 100%

2 Население, проживающее в 74% 6% 20% 100%
обслуживаемом жилищном фонде

3 Количество квартир 73% 7% 20% 100%


Обслуживаемый ООО "КЖК" жилищный фонд города Кедрового на 01.01.2013 составляет 62,7 тыс. кв. м <1>.
--------------------------------
<1> Отчетность за 2012 год, форма 22-ЖКХ, раздел 1.

Структура жилищного фонда, обслуживаемого ООО "КЖК", приведена на рисунке 2.7 (не приводится).

Рис. 2.7. Жилищный фонд города Кедрового,
обслуживаемый ООО "КЖК"

Рисунок не приводится.

В муниципальном образовании "Город Кедровый" особую актуальность приобретает задача сохранения существующего жилищного фонда посредством грамотной его эксплуатации и своевременной реконструкции. В основе механизма реализации программы комплексного развития положен принцип экономической целесообразности и заинтересованности всех участников процесса в сохранении и обновлении фонда типовых жилых зданий особенно первых массовых серий.
В качестве перспективного варианта при реализации мероприятий по ремонту жилищного фонда представляется использовать возможность вовлечения граждан - собственников квартир в финансирование данных работ.
Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" вводится новый порядок проведения капитального ремонта, в соответствии с которым собственники помещений в многоквартирных жилых домах будут уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества дома.
Эти мероприятия активизируют привлечение собственных средств граждан для капитального ремонта жилищного фонда.
На территории муниципального образования "Город Кедровый" жилищный фонд имеет физический износ от 35 до 75%.
Жилищный фонд, имеющий физический износ от 66%, - это жилищный фонд, находящийся в таком состоянии, при котором отдельные конструкции или здания в целом перестают удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям и после признания в установленном порядке домов, имеющих такой износ, ветхими относятся уже к ветхому жилищному фонду. Жилищный фонд с таким процентом износа находится в населенных пунктах, где основную часть жилищного фонда составляет деревянное жилье. Доля жилищного фонда со сроком эксплуатации свыше 31 года в муниципальном образовании незначительна и составляет менее 5% от общего объема жилищного фонда муниципального образования "Город Кедровый".
Вместе с тем необходимо отметить, что 33% жилищного фонда муниципального образования - неблагоустроенное жилье, расположенное в деревнях.

1.1.2. Коммунальные услуги

Системы коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования "Город Кедровый" обеспечивают население основными видами жилищно-коммунальных услуг.
Структура коммунальных услуг, предоставленных населению города Кедровый в 2012 г., приведена на рисунке 2.8 (не приводится).

Рис. 2.8. Структура коммунальных услуг, оказываемых
населению города Кедровый в 2011 г.

Рисунок не приводится.

Рис. 2.9. Общая площадь жилищного фонда города Кедрового,
обеспеченного жилищно-коммунальными услугами
(на 01.01.2005 и на 01.01.2013)

Рисунок не приводится.

Общая площадь жилищного фонда города Кедрового, обеспеченного жилищно-коммунальными услугами (на 01.01.2005 и на 01.01.2006), отражена на рисунке 2.9 (не приводится).
Структура потребителей коммунальных услуг общества с ограниченной ответственностью "Северная тепловая компания" (далее ООО - "СТК") на территории муниципального образования "Город Кедровый" на 01.01.2013 отражена на рисунке 2.10 (не приводится).
Структура потребителей коммунальных услуг и удельный вес потребления в объеме потребленных коммунальных услуг (по отчетным данным организации коммунальной инфраструктуры, предоставляющей услуги) на 01.01.2013.
1. Потребители услуг "теплоснабжение":
- население - 67%;
- бюджетные организации - 21%;
- предприятия и организации различных форм собственности - 12%.
2. Потребители услуг "ГВС":
- население - 92%;
- бюджетные организации - 5%;
- предприятия и организации различных форм собственности - 4%.
3. Потребители услуг "водоснабжение":
- население - 93%;
- бюджетные организации - 3%;
- предприятия и организации различных форм собственности - 4%.
4. Потребители услуг "водоотведение":
- население - 93%;
- бюджетные организации - 3%;
- предприятия и организации различных форм собственности - 4%.
5. Потребители услуг "вывоз ТБО":
- население - 87%;
- бюджетные организации - 5%;
- предприятия и организации различных форм собственности - 8%.
6. Потребители услуг "содержание жилищного фонда":
- население - 100%.

Рис. 2.10. Структура потребителей коммунальных
услуг на 01.01.2013 (%)

Рисунок не приводится.

Коммунальная инфраструктура должна обеспечивать целевые параметры коммунальных систем теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения. Вместе с тем техническое состояние тепловых, водопроводных и канализационных сетей предполагает проведение как капитального ремонта, так и ряда мероприятий по модернизации систем коммунального комплекса.
В соответствии с федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.01.2012 все бюджетные учреждения были оборудованы приборами учета энергетических ресурсов.
Жилищный фонд в г. Кедровом недостаточно оснащен общедомовыми приборами учета энергоресурсов (тепловая энергия - 5%, холодное водоснабжение - 2,5%, горячее водоснабжение - 0%, электроснабжение - 52%).
Мероприятия, направленные на достижение максимально возможного оснащения жилищного фонда приборами учета:
- проведение информационно-пропагандистских мероприятий по вопросам актуальности и необходимости организации приборного учета с использованием возможностей СМИ;
- оказание консультативной и методической помощи по вопросам организации приборного учета;
- сбор и распространение информации о последних достижениях науки и техники в сфере приборного учета потребления ТЭР.
Для достижения надежности работы систем жизнеобеспечения муниципального образования, используя механизмы государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности, усилия органов местного самоуправления должны быть направлены на повышение инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры, обеспечивая возможность минимизации рисков для инвесторов.
Убытки (по данным, предоставленным компаниями, оказывающими услуги) по финансовому результату деятельности организаций коммунального комплекса "Город Кедровый" за 2011 год составили 313 тыс. руб. Доходы 31575 тыс. руб., расходы 31888 тыс. руб. В сравнении с 2004 годом убытки организаций коммунального комплекса сократились в 20 раз с 6289 тыс. руб. до 313 тыс. руб.
Собираемость платежей с населения за жилищно-коммунальные услуги с учетом льгот и субсидий за 2011 год составила 96,0%.
Кредиторская задолженность по заработной плате, налогам и сборам и за потребленные энергоресурсы у организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги на территории муниципального образования, на 01.01.2013 отсутствует.
Дебиторская задолженность учреждений бюджетной сферы отсутствует.
Дебиторская задолженность населения:
- ООО "КЖК" - 23% от годового оборота (2952,1 тыс. руб.);
- ООО "СТК" - 10% от годового оборота (3132,5 тыс. руб.).
Дебиторская задолженность населения сложилась на протяжении нескольких лет.

1.1.3 Анализ существующей организации системы теплоснабжения
и выявление проблем функционирования

На территории муниципального образования "Город Кедровый" система централизованного теплоснабжения организована только в г. Кедровом. Услуги централизованного теплоснабжения оказывает ООО "СТК". В сельских населенных пунктах отопление организовано на базе индивидуальных отопительных печей на твердом топливе (дрова).
Городская система теплоснабжения включает в себя Центральную котельную мощностью 29 Гкал/час (см. табл. 6.1), общая протяженность тепловых сетей составляет 13,3 км.
Весь жилищный фонд г. Кедровый обеспечен услугами централизованного отопления и централизованного горячего водоснабжения.
Основным видом топлива на котельной является газ (резервным нефть), объем потребления топлива за отопительный сезон 2011 - 2012 гг. составил 5075 тыс. куб. м (6922,3 т.у.т.).

Источники теплоснабжения

В качестве основного оборудования на котельной г. Кедровый используются газовые котлы КВГМ - 4 - 3 шт., КВГМ - 2,5 - 2 шт. с коэффициентом полезного действия 92%, срок службы которых составляет от 11 до 19 лет.
В таблицах 6.2, 6.3 и 6.4 представлены перечни основного и вспомогательного (насосного и тяго-дутьевого) оборудования котельной с основными техническими характеристиками.
Потребность в воде на подпитку тепловых сетей и собственные нужды котельной составляет 30,34 тыс. куб. м/год. Источником водоснабжения для котельной являются собственные скважины. Вода характеризуется повышенной жесткостью и высоким содержанием железа, что вызывает образование накипи и внутреннюю коррозию трубопроводов. Для предотвращения негативного воздействия исходной воды на котельной применяется одноступенчатое умягчение воды посредством использования натрий-катионитовых фильтров с катионитом марки КУ-2-8. Приборы учета подпиточной воды на котельной не установлены.

Таблица 6.1

Сведения о состоянии котельной г. Кедровый


Удельный
расход Расход
Год Год Мощ- тепловой основного
ввода в последнего ность, Основной Резерв- Общий Дефицит энергии на топлива
эксплу- капиталь- Гкал/ вид ный вид норматив- мощности отопление на произ-
атацию ного час топлива топлива ный износ кв. м водство 1
ремонта отапливаемой Гкал,
площади, куб. м
Гкал

1987 2001 29 Газ Нефть 54 - 0,033 0,12


Таблица 6.2

Технические характеристики основного
оборудования котельной г. Кедровый


КПД Единич. Кол-во Общая
котлов мощность котлов мощность Год
Марка Режим котлов котельной Вид Производи- Жесткость,
котлов работы топлива Схема ВПУ тельность, мг-экв/кг
котлов Гкал/ изготов- послед. т/час
% час шт. Гкал/час ления монтажа кап.
ремонта

КВГМ - водогрейный 92,22 4 2 8,00 1990 1991 2001 газ Na-катио- 35 0,62
4 нитовая

КВГМ - водогрейный 92,7 4 2 8,00 1994 1995 2001 газ
4

КВГМ - водогрейный 93,7 4 2 8,00 1987 1988 2001 газ
4

КВГМ - водогрейный 88,76 2,5 1 2,50 1987 1988 2001 газ
2,5

КВГМ - водогрейный 91 2,5 1 2,50 1986 1987 2001 газ
2,5

ИТОГО 90 29,00


Таблица 6.3

Технические характеристики насосного
оборудования котельной г. Кедровый


Производитель- Напор Мощность Кол-во
ность двигателя
Марка насосов Назначение
м. вод. в работе
куб. м/ч ст. кВт (резерв),
шт.

Насос Д 320-70 сетевой 320 70 90 3

Насос Д 315-71 сетевой 315 71 110 1

Насос 50 Е 50М сетевой 50 50 37 2

Насос 6 Е 50М подпиточный 20 50 7,5 1

Насос 80-65-160 подпиточный 80 65 18,5 2

Насос 50-32-125 солевой 12,5 20 4 2

Насос ЭЦВ8-25-110 скважинный 25 110 16 2

Насос А 25 Х115 топливный 25 115 2,2 4

Насос Ш 40-4 топливный 40 4 19,5 1

Насос К90/50 топливный 90 50 18 1


Таблица 6.4

Технические характеристики вспомогательного
оборудования котельной г. Кедровый


Производительность Напор Мощность Кол-во
двигателя
Марка Назначение
куб. м/ч (т/ч) м. вод. кВт в работе
ст. (резерв), шт.

ЕВВН-63 Вентилятор 7,6 18,5 8

Г-500ГМ Горелка 655 5300 8


Электроснабжение котельной осуществляется от ОАО "Томская распределительная компания".
Затраты электроэнергии на производство тепловой энергии включают:
- затраты электроэнергии на привод тягодутьевых устройств (дымососы, вентиляторы);
- затраты электроэнергии на привод питательных, циркуляционных насосов и насосов установки химводоподготовки;
- затраты электроэнергии на привод механизмов топливоподачи;
- затраты электроэнергии на вентиляцию здания источника теплоснабжения, освещение.
Для учета электроэнергии на котельной установлены электросчетчики.
Расход электроэнергии за 2012 г. по системе теплоснабжения в целом составляет 497827 кВт.

Система транспорта и распределения теплоносителя
Тепловые сети

Система транспорта и распределения тепловой энергии от котельной г. Кедровый включает в себя тепловые сети и центральные тепловые пункты № 1 и № 2.
Общая протяженность тепловых сетей по системе теплоснабжения г. Кедровый составляет 13,273 км, 7,481 км из них проложено подземно. Основные технические характеристики тепловых сетей представлены в таблице 6.5 и на рисунке 6.2 (не приводится).

Таблица 6.5

Характеристика тепловых сетей г. Кедровый


Протяжен- В том числе В том числе В том числе
ность отопление отопление ГВС
Диа- тепловых Сети
метр, сетей всего над- под- отопле- над- под- Сети над- под-
Ду (в земная земная ния земная земная ГВС земная земная
двухтрубном про- про- про- про- про- про-
исполнении), кладка кладка кладка кладка кладка кладка
м

500 39 39 0 39 39

300 1139 1097 42 1139 1097 42

250 650 0 650 650 650

200 683 0 683 683 683

159 2499 1712 787 2499 1712 787

125 11 0 11 11 11

114 2240 2088 152 2240 2088 152

100 1908 0 1908 706 706 1202 1202

80 1764 300 1464 578 300 278 1186 1186

50 2340 556 1784 853 313 540 1487 243 1244

Итого 13273 5792 7481 9398 5549 3849 3875 243 3632


Рис. 6.2. Протяженность тепловых сетей
в зависимости от диаметра, м

Рисунок не приводится.

Таблица 6.6

Протяженность тепловых сетей г. Кедровый, требующих замены


Протяжен- В том числе В том числе В том числе
ность отопление отопление ГВС
Диа- тепловых Сети
метр, сетей всего над- под- отопле- над- под- Сети над- под-
Ду (в земная земная ния земная земная ГВС земная земная
двухтрубном про- про- про- про- про- про-
исполнении), кладка кладка кладка кладка кладка кладка
м

500 36 36 0 36 36 0 0 0 0

300 743 716 27 743 716 27 0 0 0

250 528 0 528 528 0 528 0 0 0

200 500 0 500 500 0 500 0 0 0

159 49 34 15 49 34 15 0 0 0

100 2401 0 2401 1199 0 1199 1202 0 1202

80 2206 530 1676 1020 530 490 1186 0 1186

50 3177 863 2314 1690 620 1070 1487 243 1244

Итого 9640 2178 7462 5765 1935 3830 3875 243 3632


Тепловые сети были введены в эксплуатацию в 1988 году, нормативный износ сетей составляет 64% (на отдельных участках фактический износ превышает 90%).
Кроме того, возникают проблемы несбалансированности тепловой сети, из-за чего повышаются потери тепловой энергии и складывается общая неэффективность системы теплоснабжения.
Тепловые сети г. Кедровый находятся в изношенном состоянии - 72,6% из них требуют замены (согласно СНиП 2.04.07-86* <2>, трубы тепловых сетей рекомендуется эксплуатировать до капитального ремонта 20 лет).
--------------------------------
<2> СНиП 2.04.07-86* "Тепловые сети".

Протяженность тепловых сетей отопления и горячего водоснабжения, нуждающихся в реконструкции, представлена в таблице 6.6.

Центральные тепловые пункты

ЦТП № 1 был введен в эксплуатацию в 1988 году, ЦТП № 2 - в 1991 году. Общий нормативный износ составляет: по ЦТП № 1 - 39%, по ЦТП № 2 - 32%.
Характеристики насосного оборудования ЦТП представлены в таблицах 6.7, 6.8.

Таблица 6.7

Перечень насосного оборудования тепловых пунктов


Производительность Напор Мощность
двигателя
Марка насосов Назначение Кол-во
куб. м/ч м. вод. кВт
ст.

Насос К 15/30 горячая вода 15 30 5,5 1
ЦТП № 1

Насос К 45/30 горячая вода 45 30 15 1
ЦТП № 1

Насос горячая вода 50 50 15 3
КМ-80-65-160 ЦТП № 2


Таблица 6.8

Характеристика теплообменников тепловых пунктов


Марка Место Тепловая нагрузка, Диаметр, мм
установки Гкал/час

Кожухотрубный ЦТП № 2 4,829 d 250
водоподогреватель ОСТ34-531-68

Кожухотрубный ЦТП № 1 5,567 d 325
водоподогреватель ГВС МВН 11
ст. 4 сек.


Тепловые потери

В настоящее время система теплоснабжения котельной г. Кедровый не оснащена приборами учета тепловой энергии, поэтому фактическое значение потерь тепловой энергии при транспортировке ее от источника к потребителю установить невозможно.
Величина тепловых потерь, по данным предприятия (за отопительный сезон 2011 - 2012 гг.) представлена в таблице 6.9. В целом система теплоснабжения характеризуется повышенными потерями тепловой энергии, что связано со степенью износа трубопроводов и качеством используемой изоляции. Изоляция трубопроводов выполнена в основном из минеральной ваты, имеются участки с повреждением или отсутствием изоляции, что и приводит к увеличению потерь при транспортировке теплоносителя.

Таблица 6.9

Потери тепловой энергии при транспортировке (по данным
организации за отопительный сезон 2011 - 2012 гг.)


Наименование показателя Значение, Гкал/год

Выработка тепловой энергии 33434,0

Потери тепловой энергии в сети 6686,8

в % 20,0


Потребители

Тепловая энергия от источника теплоснабжения отпускается на нужды отопления и горячего водоснабжения потребителей. Потребителями тепловой энергии являются объекты бюджетной сферы, население, собственные объекты предприятия и прочие потребители. Всего за отопительный сезон 2011 - 2012 гг. на нужды потребителей было отпущено 33434 Гкал тепловой энергии. Отпуск тепловой энергии по категориям потребителей представлен в таблице 6.10.

Таблица 6.10

Полезный отпуск тепловой энергии потребителям
(фактические значения по данным организации
за отопительный сезон 2011 - 2012 гг.)


Потребители Отпущено тепловой энергии, Гкл/год

Котельная г. Кедровый

Собственное потребление 1391,7

Бюджетная сфера 5910,8

Население 22284,2

Прочие потребители 3847,3

Итого 33434,0


Распределение тепловой энергии от котельной до потребителей происходит через центральные тепловые пункты, распределение нагрузки потребителей по ЦТП представлено в таблице 6.11.

Таблица 6.11

Распределение нагрузки потребителей по ЦТП


Всего отпущено тепловой энергии, Гкал/час
33434,0

В том числе, Гкал/час:

ЦТП № 1 ЦТП № 2 Промзона (объекты, не
подключенные к ЦТП)

15714 14042 3678

47% 42% 11%


Основным потребителем тепловой энергии является население, на его долю приходится 69% полезно отпущенного тепла, на долю бюджетной сферы приходится 17% полезного отпуска, на долю прочих потребителей - 11%, собственное потребление объектов ЖКХ составляет 3% (см. рис. 6.3 - не приводится).

Рис. 6.3. Структура отпуска тепловой энергии по г. Кедровый

Рисунок не приводится.

Распределение нагрузки по категориям потребителей тепловой энергии и по ЦТП представлено на рисунке 6.4 (не приводится).

Рис. 6.4. Распределение нагрузки тепловой энергии по ЦТП

Рисунок не приводится.

Структура производства, передачи и потребления энергии
и энергоресурсов, тепловой баланс системы (фактический)

Для производства тепловой энергии котельной используются энергоресурсы в виде топлива (природный газ), воды и электрической энергии. Основная часть выработанной тепловой энергии отпускается в сеть на нужды потребителей, часть расходуется на технологические нужды котельных, часть теряется в процессе транспортировки по тепловым сетям.
Потребление энергоресурсов по котельной и распределение выработанной тепловой энергии по направлениям использования, а также объем потерь при транспортировке теплоносителя представлены в таблице 6.12.

Таблица 6.12

Сводный тепловой баланс систем теплоснабжения
г. Кедровый (фактический - по результатам работы
за отопительный сезон 2011 - 2012 гг.)


Наименование Ед. изм. Значение Доля, %

Расход топлива т.у.т. 6922,3

Выработка тепловой энергии Гкал 33434,0 100

Собственные нужды котельной Гкал 735,5 2,2

Отпуск тепловой энергии Гкал 32698,45 97,8

Потери тепловой энергии в сети Гкал 6987,7 20,9

Собственное потребление объектов Гкал 869,3 2,6

Сторонние потребители всего Гкал 24841,46 74,3

Бюджетные потребители Гкал 4480,15 13,4

Население Гкал 17519,41 52,4

Прочие потребители Гкал 2841,89 8,5


Выявление резервов и дефицита мощности
у производителей и потребителей

Установленная мощность оборудования котельной г. Кедровый достаточна для обеспечения присоединенной нагрузки потребителей, дефицита мощности не наблюдается (см. табл. 6.13).

Таблица 6.13

Сравнение установленной мощности котельных
и присоединенной нагрузки потребителей


Установленная Присоединенная Превышение
Котельная Вид мощность тепловая нагрузка установленной
топлива котельной, потребителей, мощности, раз
Гкал/час Гкал/час

Центральная газ 29,00 12,36 2,3
г. Кедровый


Основные показатели работы системы теплоснабжения

Потребление энергоресурсов по котельной г. Кедровый представлено в таблице 6.14.

Таблица 6.14

Потребление энергоресурсов по системе теплоснабжения
(за отопительный период 2011 - 2012 гг.)


Наименование показателя Значение

Расход электроэнергии, тыс. кВт x ч 497,827

Расход топлива, т.у.т. 6922,3

Удельный расход электроэнергии, тыс. кВт x 0,01
ч/Гкал

Удельный расход топлива, т.у.т./Гкал 0,2


Согласно существующим нормам <3>, удельный расход электроэнергии на выработку и транспортировку тепловой энергии котельными мощностью 13,1 - 30 Гкал/час не должен превышать 15 - 19 кВт x ч/Гкал. Для котельной г. Кедровый, установленной мощностью 29 Гкал/час, удельный расход электроэнергии составляет 10 кВт x ч/Гкал.
--------------------------------
<3> "Методика определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения", утвержденная Заместителем Председателя Госстроя России 12.08.2003.

Суммарный расход топлива по системе теплоснабжения г. Кедровый составляет 6922,3 т.у.т., в результате его использования было получено 33434 Гкал тепловой энергии, таким образом, удельный расход топлива на 1 Гкал произведенной тепловой энергии составляет 207 кг.у.т./Гкал, что превышает норматив на 26% <4>.
--------------------------------
<4> "Методика определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения", утвержденная Заместителем Председателя Госстроя России 12.08.2003.

Проблемы эксплуатации системы теплоснабжения

Основными проблемами эксплуатации системы теплоснабжения г. Кедровый являются:
- отсутствие систем управления (автоматики) на ЦТП № 1 и ЦТП № 2;
- внутреннее оборудование ЦТП № 1 и ЦТП № 2 (насосное оборудование, электрические щиты, компрессоры) на 90% выработало свой ресурс;
- превышение установленной мощности насосного оборудования на котельной;
- наличие ветхих тепловых сетей, что ведет к увеличению тепловых потерь при транспортировке;
- несбалансированность гидравлического режима тепловых сетей, что ведет к недостаточному отпуску тепловой энергии конечным потребителям;
- отсутствие приборов автоматизации отпуска тепловой энергии и приборов учета тепловой энергии.
Так как параметры работы основного оборудования котельной соответствуют нормативному значению (КПД котлов составляет 92%), основные мероприятия по реконструкции системы теплоснабжения г. Кедровый должны быть направлены на улучшение работы системы транспорта и распределения тепловой энергии - на реконструкцию ЦТП и тепловых сетей.
Предлагаемые инструменты решения задач модернизации системы теплоснабжения:
1. Достижение сбалансированности производственных мощностей и имеющихся нагрузок за счет замены вспомогательного оборудования источника теплоснабжения и центральных тепловых пунктов, перекладки инженерных коммуникаций.
2. Техническое перевооружение морально и физически устаревшего оборудования на производственных мощностях, использование современных технологий при прокладке инженерных коммуникаций.
Основные технические решения по реконструкции систем теплоснабжения будут направлены на модернизацию оборудования источника теплоснабжения и улучшение состояния системы транспорта и распределения тепловой энергии - модернизацию оборудования центральных тепловых пунктов и тепловых сетей.
1. Модернизация оборудования котельной:
- замена сетевых насосов котельной на более современные и энергоэффективные (к установке принимаем насосное оборудование фирмы Grundfos (Дания));
- установка приборов учета тепловой энергии на котельной.
2. Замена тепловых сетей - 9,64 км.
Распределение тепловых сетей, требующих замены, по диаметрам представлено в таблице 8.1.

Таблица 8.1

Протяженность тепловых сетей, требующих замены


В том числе
Диаметр, Протяженность тепловых сетей всего отопление
Ду (в двухтрубном исполнении), м
надземная подземная
прокладка прокладка

500 36 36 0

300 743 716 27

250 528 0 528

200 500 0 500

159 49 34 15

100 2401 0 2401

80 2206 530 1676

50 3177 863 2314

Итого 9640 2178 7462


3. Наладка тепловых сетей (балансировка).
Наладка тепловых сетей включает в себя балансировку системы с установкой балансирующих клапанов "MSV-F2".
4. Модернизация центральных тепловых пунктов:
- замена насосов ЦТП № 1 и ЦТП № 2 на более современные и энергоэффективные (к установке принимаем насосное оборудование фирмы Grundfos (Дания));
- автоматизация ЦТП № 1 и № 2 (автоматизация работы ЦТП будет включать в себя монтаж узлов автоматического регулирования режима работы систем отопления в зависимости от температуры наружного воздуха);
- установка приборов учета тепловой энергии.

Основные показатели работы системы
теплоснабжения после реконструкции

Технические показатели

Характеристики сетевых насосов, устанавливаемых на котельной, представлены в таблице 8.2. Расход электроэнергии сетевыми насосами после реконструкции составляет 961,7 тыс. кВт x ч.
Характеристики насосов, устанавливаемых на ЦТП, представлены в таблице 8.3.

Таблица 8.2

Основные технические характеристики насосного
оборудования, устанавливаемого на котельной


Марка насоса Производительность, куб. Напор, м Мощность эл. Кол-во
м/час двигателя, кВт

NK 100-250 320 70 79,6 4

TP 50-900/2 50 50 10,9 2


Таблица 8.3

Основные технические характеристики насосного
оборудования, устанавливаемого на ЦТП


Марка Место Производительность, Напор, Мощность эл. Кол-во
насоса установки куб. м/час м двигателя, кВт

ТР 32-380/2 горячая 15 30 2,55 1
вода ЦТП № 1

ТР 65-550/2 горячая 45 30 5,54 1
вода ЦТП № 1

NK 40-200 горячая 50 50 10 3
вода ЦТП № 2


Характеристики пластинчатых теплообменников, устанавливаемых на ЦТП, представлены в таблице 8.4.

Таблица 8.4

Технические характеристики теплообменников


Место Характеристика теплообменников
установки
Марка теплообменника Количество, шт. Мощность, ккал/час

ЦТП № 1 HHN42-ТС16-83-TMTL7 2 2783500

ЦТП № 2 HHN42-ТС16-73-TMTL6 2 2414500


Экономия электрической энергии после замены сетевых насосов на котельной составляет 380,6 тыс. кВт x ч/год.
За счет автоматического регулирования режима работы систем отопления будет исключен перерасход тепловой энергии в осенне-весенний период отопительного сезона. Экономия топлива (газа) на выработку тепловой энергии за счет реализации данного мероприятия составит 1386 тыс. куб. м/год.

1.1.4. Анализ существующей организации систем водоснабжения,
выявление проблем функционирования

Водозаборные сооружения

Системы водоснабжения представляют собой комплекс взаимосвязанных сооружений, предназначенных для обеспечения потребностей в воде населенных пунктов. В задачи систем водоснабжения входят: получение воды из природных источников, улучшение ее качества в соответствии с требованиями потребителей, транспортирование и подача ко всем заданным точкам отбора.
В состав системы водоснабжения включаются следующие водопроводные сооружения:
1. Водозаборные сооружения.
2. Насосные станции, создающие требуемое давление в сетях водоснабжения.
3. Сооружения для очистки и обработки воды.
4. Водопроводные сети.
5. Регулирующие и запасные емкости.
Основным требованием к работе систем водообеспечения различных потребителей является выполнение ими заданных функций при удовлетворении высоких показателей надежности и экономичности.
Водоснабжение осуществляется от 4 водозаборных скважин подземного водозабора. Скважины оборудованы глубинными насосами типа ЭЦВ. Очистка воды перед подачей потребителям производится на существующих водоочистных сооружениях производительностью 1200 куб. м/ч.
Вода со скважин по соединительным трубопроводам поступает через аэратор и электрокоагулятор в первичный накопитель. Очистка осуществляется на шести напорных фильтрах.
Очищенная вода после фильтров под остаточным напором поступает в резервуар чистой воды, откуда насосами второго подъема подается в городскую водопроводную сеть.
В таблице 9.1 представлены технические характеристики водозаборных сооружений.

Таблица 9.1

Характеристики водопроводных сооружений г. Кедровый


Кол- Габаритные размеры Год Производи-
во тельность
Наименование Тип, марка
оборудования объем, посл.
шт. L x Ш x Н, м куб. м монтажа кап. куб. м/час
ремонта

скважины

Павильоны стен. панели 4 2 x 3 x 2,3 13,8 1994
скважин

Насос ЭЦВ 1 Д 150 25 2004 25
8-25/110 h = 1,8 м

Насос ЭЦВ 1 Д 150 25 2004 25
8-25/110 h = 1,8 м

Насос ЭЦВ 1 Д 150 25 2004 25
8-25/110 h = 1,8 м

Насос ЭЦВ 1 Д 150 10 2006 10
6-10/110 h = 1,8 м

станции
очистки воды

сооружения (в 12,8 x 7,2 x 4,5 414,72
здании ЦТП №
1)

насос 2 К-100-65-250 1 100 100
подъема

насос 2 КМ-80-50-200 4 80 80
подъема

насос 3 К-100-65-200 2 100 100
подъема

насос 4 К-100-65-250 2 100 100
подъема

насос станции К 100-80-160 2 100 100
очистки воды

насос станции К 150-125-315 1 150 150
очистки воды

резервуар стальной 1 d 10 м 700 1989 2001
h = 11,4 м

резервуар стальной 1 d 10 м 700 2005 2005
h = 11,4 м

резервуар стальной 1 d 4 м 100 2005 2005
h = 7,2 м

фильтр Na-катионовый 2 d 1,5 м 40 1987 2003 40
напорный h = 3 м

фильтр Na-катионовый 3 d 0,8 м 30 1987 2003 30
напорный h = 3 м

фильтр Na-катионовый 1 d 1 м 35 1987 2003 35
напорный h = 2 м

дегазатор- 1 d 1 м 4 1987 2005 50
аэратор h = 10 м

установка 1 d 1 м 5 2006 2006 50
"Лотос" h = 1,5 м

насос 1 25 2006 25
циркуляционный CR 32-3
озон.

насос 2 50 2006 50
циркуляционный CR 45-1-1
озон.


Резервуар чистой воды, фильтры и запорная арматура существующих сооружений находятся в хорошем техническом состоянии и пригодны для дальнейшей эксплуатации.
Качество воды природных источников весьма разнообразно. Оценка качества воды природного источника позволяет решить вопрос о возможности его использования для данного объекта, а также установить необходимость и характер обработки воды на водопроводных сооружениях.
В г. Кедровый работает станция водоочистки производительностью 1200 куб. м/ч. Вода после очистки соответствует требованиям санитарных норм и правил. Основные физико-химические свойства подземных вод представлены в таблице 9.2.

Таблица 9.2

Основные показатели качества воды


№ Наименование показателя Размерность Исходная Очищенная СанПиН
пп 2.1.4.1074-01

1 Запах баллы 1 2

2 Вкус и привкус баллы 2 2

3 Цветность градусы 26,2 27,4 20 (35)

4 Мутность мг/л 16 9,2 2,6 (3,5)

5 Железо (Fe) мг/л 4,84 2,28 0,3 (1,0)

6 Жесткость общая мг-экв/л 7,1 7,0 (10,0)

7 Окисляемость мг/л 10,2 5
перманганатная

8 Марганец (Mn) мг/л 0,12 0,1 (0,5)

9 2- мг/л 1,73 500
Сульфаты (SO )
4

10 2+ мг/л 0,001 5
Цинк (Zn )


Из таблицы 9.2 видно, что исходная вода не отвечает требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 <5> по показателю железо, превышение содержания железа составляет до 16,3 раза, по показателю мутность - до 6,15 раза, цветность - в 1,3 раза.
--------------------------------
<5> СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".

В рамках областной целевой программы "Вода питьевая" выполнен проект по реконструкции водозабора г. Кедровый, который частично реализован. Рабочий проект разработан ГНУ "НИИ интроскопии при ТПУ". Данным проектом предусмотрена реконструкция существующей схемы очистки исходной артезианской воды, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, и установка дополнительного оборудования водоподготовки в существующем помещении водоочистных сооружений.
Проектом рассмотрена очистка исходной воды по технологии, включающей следующие основные стадии обработки: вакуумно-эжекционное аэрирование, дегазация, озонирование, отстаивание, фильтрование.

Водоводы и водопроводные сооружения

Общая протяженность водоводов в г. Кедровый составляет 6,79 км. В таблице 9.3 представлено распределение протяженности водопроводных сетей по диаметрам.

Таблица 9.3

Распределение протяженности водопроводных сетей по диаметрам


Протяженность водопроводной сети, км
Итого
Ду = 100 Ду = 100

3 3,79 6,79


Для сокращения расходов на аварийные ремонты требуется перекладка изношенных участков водопроводных сетей (55% от общей протяженности водопроводных сетей).

Потребители

Потребителями воды является население, коммунально-бытовая сфера, прочие потребители и собственные объекты предприятия. Распределение потребления воды по категориям потребителей представлено в таблице 9.4.

Таблица 9.4

Распределение потребления воды по предприятиям
и по категориям потребителей


Кедровский филиал ЗАО "ВИГК"
Наименование категории Ед. изм.
потребителей Холодная ГВС Всего
вода

население тыс. куб. м 113062,40 74558,82 187621,22

бюджетные организации тыс. куб. м 9835,35 0,00 9835,35

прочие предприятия (организации) тыс. куб. м 5701,20 0,00 5701,20

собственное потребление тыс. куб. м 170,25 16,47 21339,72

Итого: 128769,19 74575,29 224497,48


На рисунке 9.1 (не приводится) представлено распределение потребителей г. Кедровый в процентном соотношении по категориям. Основными потребителями воды является население, на его долю приходится 83% отпущенной воды, на долю собственного потребления приходится 10% водопотребления, 4% приходится на бюджетные организации и 5% - на прочие предприятия.

Рис. 9.1. Распределение потребления воды по категориям
потребителей по г. Кедровый

Рисунок не приводится.

Материальный баланс системы (фактический)

Основными показателями, характеризующими систему водоснабжения, являются: объем поднятой воды; объем воды, пропущенной через очистные сооружения; объем воды, поданной в сеть; размер потерь и неучтенных расходов; объем реализованной воды по группам потребителей.
Все эти показатели подлежат учету и измерению и отражены в материальном балансе, который определяет полное количественное соответствие потоков воды между стадиями ее добычи, переработки, транспорта, хранения, распределения и конечного использования.
Необходимость составления материального баланса системы водоснабжения состоит в установлении масштаба и структуры потребления воды, определении основных направлений сокращения потерь и непроизводительных расходов.
Фактический материальный баланс составлен на основе отчетных данных предприятий за 2012 год и представлен в таблице 9.5.

Таблица 9.5

Фактические показатели работы системы водоснабжения


Единица Факт по данным КФ
Наименование показателей измерения ООО "СТК" за 2012
год

Поднято воды насосными станциями 1 подъема тыс. куб. м 143,7

Подано воды в сеть тыс. куб. м 143,7

Утечки и неучтенный расход воды тыс. куб. м 14,37

то же в % к поданной в сеть % 10

Отпущено (реализовано) воды, всего тыс. куб. м 129,33

в том числе:

а) собственное потребление тыс. куб. м 16,81

б) сторонние потребители, всего тыс. куб. м 112,51

в том числе:

население тыс. куб. м 102,38

бюджетные организации тыс. куб. м 5,62

прочие предприятия (организации) тыс. куб. м 3,37

Объем потребленной электроэнергии кВт x ч 146040,0

Удельное потребление электроэнергии на кВт/куб. м 1,01
производство воды


Проблемы эксплуатации систем в разрезе

Основным энергетическим ресурсом, используемым для поднятия на поверхность и доставки (перекачки) воды до потребителей, является электроэнергия. Общий расход электроэнергии складывается из ее расхода на подъем воды и на электрообогрев павильонов скважин. Удельное потребление электроэнергии на 1 куб. м поднятой воды по системам водоснабжения представлено в таблице 9.6.

Таблица 9.6

Фактическое удельное потребление электроэнергии


Наименование Производительность, Годовой расход Удельный расход
предприятия тыс. куб. м/год электроэнергии, электроэнергии, кВт
кВт x ч x ч/куб. м

ООО "СТК" 143,7 146,0 1,01


В среднем удельный расход электроэнергии в системах водоснабжения составляет 0,8 кВт x ч на 1 куб. м поднятой воды.
Из таблицы 9.6 видно, что удельный расход электроэнергии превышает нормативный показатель на 20% для ООО "СТК", что обусловлено утечками в водопроводных сетях и использованием энергонеэффективного оборудования. Основные мероприятия по реконструкции системы водоснабжения должны быть направлены на реконструкцию водопроводных сетей и замену насосного оборудования.
На данный момент сельские населенные пункты муниципального образования "Город Кедровый" на обеспечены услугами качественного водоснабжения. Источниками водоснабжения на территории сел являются частные колодцы и скважины, качество воды в которых, так же как и в г. Кедровом, не соответствует нормативам. Поэтому в Программе необходимо рассмотреть мероприятия, направленные на обеспечение населения сельских населенных пунктов качественной питьевой водой.
Основные цели модернизации системы водоснабжения муниципального образования:
- повышение надежности функционирования систем водоснабжения муниципального образования;
- обеспечение доступности качественных услуг для потребителей муниципального образования;
- существенное повышение экономической и энергетической эффективности работы систем.
Модернизация основных фондов коммунальной инфраструктуры муниципального образования ориентирована в первую очередь на население как на основного потребителя коммунальных услуг из расчета численности населения на текущий период.
Предлагаемые инструменты решения задач модернизации системы водоснабжения:
1. Обновление основных фондов физически устаревшего оборудования на производственных мощностях, использование современных технологий при прокладке инженерных коммуникаций.
2. Для обеспечения сельского населения питьевой водой организовать локальные пункты очистки и продажи питьевой воды.

Анализ существующей организации систем водоотведения,
выявление проблем функционирования

Самотечные и напорные коллекторы, очистные сооружения

В г. Кедровом функционирует централизованная система водоотведения, представленная напорными и безнапорными канализационными сетями общей протяженностью 6,5 км, КНС в количестве 1 шт. и станцией очистки сточных вод производительностью 1200 куб. м/сут. (построена в 1986 году). На данный момент нагрузка на станцию составляет не более 400 куб. м/сут. Оборудование очистных сооружений имеет значительный износ и требует реконструкции.
Распределение канализационных сетей по протяженности и диаметрам представлено в таблице 12.1.

Таблица 12.1

Распределение канализационных сетей
по протяженности и диаметрам


Протяженность канализационной сети, км
Итого
Ду = 200 Ду = 300 Ду = 500 Ду = 830

3,2 0,6 0,9 1,8 6,5


Состояние канализационных сетей в целом считается удовлетворительным. Требуется реконструкция трубопровода d100 мм протяженностью 0,2 км, d150 мм протяженностью 0,3 км и канализационных смотровых колодцев в количестве 50 шт.
Характеристика оборудования канализационных насосных станций представлена в таблице 12.2.

Таблица 12.2

Характеристика оборудования КНС


Кол-во, шт. Мощность единичная,
Продолжи- кВт Годовой
Производи- Номиналь- Частота тельность Коэф. расход
Наименова- тельность ный напор вращения работы номиналь- средняя исполь- электро-
ние в году, ная (потребля- зования энергии,
оборудова- Тип, марка одновре- час (паспорт- емая) кВт x ч
ния установ- менно в ная)
лено работе
м. вод. Ки = Эгод =
куб. м/час ст. об./мин. Т Nн Nср Nср / Т x Nн x
Nн Ки

Канализационные насосные станции

насос СМ 1 1 50 12,5 1450 2920 5,5 3,03 0,55 8847,6
100-65-200/4

насос СМ 150-315/4 1 1 150 32 1450 5840 50 32 0,64 186880

насос СМ 1 1 50 20 1450 5840 10 6 0,60 35040
100-65-250/4

насос ЭК 20/30 2 1 20 30 2900 4320 4 2,56 0,64 11059,2

насос "Гном" 10-10 1 1 10 10 3000 4380 1,1 0,72 0,65 3153,6

Всего годовой расход 244980,4
электроэнергии:


Здание и оборудование КНС находятся в удовлетворительном состоянии. Сточные воды из канализационных сетей поступают на КОС производительностью 1200 куб. м/сут. Сточные воды по напорному трубопроводу подаются в бак-гаситель (гидроциклон), где сточные воды освобождаются от песка и аналогичных примесей и далее поступают в аэротенки. Ил после очистки стоков транспортируется на иловые карты.
Характеристика оборудования канализационных очистных сооружений представлена в таблице 12.3.

Таблица 12.3

Характеристика оборудования канализационных
очистных сооружений


Кол- Габаритные Год
во размеры Завод- Производи-
Наименование Тип, изготовитель тельность
оборудования марка L x Ш объем, посл. (фирма) куб. м/час
шт. x Н, м куб. м монтажа кап.
рем.

насосные здание 1 8,5 x 982,6 1986 2000
станции кирп. 8,5 x
13,6

решетка ручная 1 1,2 x 0,02 1986 2000 50
0,3 x
0,05

очистные
сооружения

бак-гаситель 3 Д1,2 2 1986 2000 Воронежский 16,7
(гидроциклон) машино-
строительный

аэротенк 6 5,45 x 90,87 1986 2000 "Водмаш- 8,3
5,85 x оборудование"
2,85

вторичный 6 5,85 x 66,69 1986 2000 "Водмаш- 8,3
отстойник 4,0 x оборудование"
2,85

аэробный 6 5,85 x 45 1986 2000 "Водмаш- 8,3
стабилизатор 2,7 x оборудование"
2,85

контактный 3 2,9 x 23 1986 2000 "Водмаш- 16,7
резервуар 6,7 x оборудование"
1,2

прочие здания

иловые карты 6 12 x 144 1986 2000
12 x 1

здание 1 6,1 x 186,66 2000
компрессорной 10,2 x
3


Здание и оборудование канализационной станции очистки жидких бытовых стоков находятся в изношенном состоянии и требуют реконструкции. Производительность станции в 3 раза превышает присоединенную нагрузку, что приводит к повышенному удельному потреблению электрической энергии.

Материальный баланс системы (фактический)

Основными технико-экономическими показателями системы водоотведения являются объем пропущенных стоков по группам потребителей, объем очищенных стоков. Все эти показатели подлежат учету и отражены в материальном балансе, который определяет полное количественное соответствие потоков сточных вод.
Фактический материальный баланс системы водоотведения составлялся на основе отчетных данных предприятия за 2012 год и представлен в таблице 12.4.

Таблица 12.4

Фактические показатели системы водоотведения


Факт по
Наименование показателей Единица данным
измерения организации
за 2012 год

Получено сточных вод тыс. куб. м 129,33

в том числе:

собственное потребление (от своего предприятия) тыс. куб. м 17,9

стороннее потребление: тыс. куб. м 112,51

от населения тыс. куб. м 102,38

от бюджетных организаций тыс. куб. м 5,62

от прочих предприятий тыс. куб. м 3,37

Очищено сточных вод тыс. куб. м 129,33

Объем потребленной электроэнергии кВт x ч 199407

Удельный расход электроэнергии кВт/тыс. 1,54
куб. м


Основные цели модернизации системы водоотведения муниципального образования:
- повышение надежности функционирования системы водоотведения муниципального образования;
- обеспечение доступности качественных услуг для потребителей муниципального образования;
- существенное повышение экономической и энергетической эффективности работы систем.
Модернизация основных фондов коммунальной инфраструктуры муниципального образования ориентирована в первую очередь на население как на основного потребителя коммунальных услуг из расчета численности населения на текущий период.
Анализ текущего состояния системы водоотведения и очистки жидких бытовых стоков выявил, что для нормального ее функционирования необходимо в первую очередь реконструировать станцию очистки канализационных стоков. Кроме того, необходима реконструкция 0,5 км канализационных сетей и 50 смотровых канализационных колодцев.
Реконструкция существующей станции очистки стоков заключается в восстановлении существующих технических сооружений: капитальный ремонт песколовок, отстойников, аэротенка, здания, где расположена лаборатория и энергосиловое оборудование.

1.1.5. Система обращения с твердыми бытовыми отходами

Анализ существующей системы обращения
с твердыми бытовыми отходами

Сбор, размещение и утилизацию ТБО на территории г. Кедровый осуществляет ООО "СТК", в остальных населенных пунктах данный вид деятельности организуется администрацией муниципального образования, на которую возложена ответственность за организацию качественной работы по удалению отходов и обеспечение поддержания санитарно-экологического состояния в административных границах поселения.

Санитарная обстановка

В муниципальном образовании повсеместно действует устаревшая система санитарной очистки, проблема удаления и обезвреживания твердых бытовых отходов стоит остро. Исключительным методом обращения с ТБО есть их перемещение из мест образования к местам захоронения на санкционированные места размещения бытовых отходов. Данный метод является ни чем иным, как перемещением экологической и санитарно-эпидемиологической опасности от центра населенных пунктов к их окраинам.
Только в г. Кедровом сбор отходов производится в металлические контейнеры, устанавливаемые в жилом секторе, местах общего пользования и на территориях предприятий, организаций, учреждений. На территории г. Кедровый размещено 20 контейнерных площадок с 68 контейнерами. Вместимость применяемых контейнеров составляет 0,75 куб. м. Изготовленные из металла контейнеры обладают значительной массой, невысокой коррозионной стойкостью и адгезией к влажным отходам, а также большими затратами на их эксплуатацию. У 68% контейнеров срок службы истек, и они требуют замены. Площадки не оборудованы согласно СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
На балансе ООО "СТК" в г. Кедровый имеется 1 единица техники. Процент износа имеющейся техники до 70%. Маршруты выхода техники для сбора отходов разработаны с учетом наличия контейнерных площадок и места их расположения. Мусор вывозится по установленному и согласованному графику (каждый рабочий день).
В остальных населенных пунктах контейнеры и специализированная техника отсутствуют, отходы вывозятся тракторными тележками с периодичностью 1 раз в неделю. Данная периодичность не позволяет обеспечить достаточную чистоту улиц и территорий.
На территории муниципального образования нет ни одного полигона твердых бытовых отходов.
При исследовании объектов захоронения и размещения отходов, проведенных в рамках разработки Программы, выявлено, что на территории муниципального образования находится 5 свалок (см. табл. 15.1), из них ни один объект не имеет проекта, а также положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Таблица 15.1

Инвентаризация объектов размещения
отходов МО "Город Кедровый"


№ Наименование Численность населения Наличие свалки Эксплуатирующая
поселения на 01.01.2012, чел. организация

МО "Город Кедровый" 3759

1 г. Кедровый 2290 свалка ООО "СТК"

2 с. Пудино 754 нет

3 п. Калининск 122 свалка

4 п. Останино 280 свалка

5 п. Лушниково 220 свалка

6 п. Рогалево 69 свалка

7 п. Таванга 24 нет


По данным Института жилищно-коммунального хозяйства (Москва), в среднем в год один человек производит 1 куб. м (по объему) или 200 кг (по массе) бытовых отходов. Учитывая общее количество населения муниципального образования, можно определить годовой объем образования и накопления отходов. Исходя из норматива количества произведенного мусора 0,2 т/чел. в год при численности наличного населения муниципального образования 3759 человек, объем ТБО составляет 751,8 т/год (см. табл. 15.2).

Таблица 15.2

Объем вывозимого ТБО от населения по действующему
нормативу по населенным пунктам муниципального
образования "Город Кедровый"


Наименование НП Количество Норма накопления Количество ТБО по
жителей, ТБО, кг нормам за год, т
чел.

МО Г. Кедровый 3759 200 751,8

г. Кедровый 2290 200 458

с. Пудино 754 200 150,8

п. Калининск 122 200 24,4

п. Останино 280 200 56

п. Лушниково 220 200 44

п. Рогалево 69 200 13,8

п. Таванга 24 200 4,8


Несмотря на то, что ТБО являются существенным источником вторичного сырья, практическая реализация селективного сбора ценных компонентов и их использование как вторичных ресурсов (макулатуры, ветоши, пластмасс, стеклопосуды) на свалках применения не находит. Данный вид деятельности экономически не выгоден вследствие отдаленности территорий от пунктов переработки вторсырья. Собираются только цветные и черные металлы. Без дотационного финансирования из районного бюджета данный вид деятельности не конкурентоспособен.

Модернизация системы обращения с твердыми бытовыми отходами

Экономическое регулирование природоохранной деятельности в области обращения с опасными отходами является одним из основных направлений деятельности по улучшению экологических показателей окружающей среды для обеспечения здоровых условий жизни населения.
С целью сокращения воздействия хозяйственной деятельности в сфере охраны окружающей природной среды в Программе будут рассмотрены следующие основные мероприятия, основное внимание которых уделено вопросам экологической безопасности территории, улучшению экологической обстановки в районе, сбережению и восстановлению природных ресурсов:
1. Разработать проект строительства полигона ТБО.
2. Построить полигон ТБО.
3. Произвести замену изношенных контейнеров ТБО в г. Кедровый на новые.
4. Оборудовать контейнерные площадки в соответствии с санитарными нормами и правилами.
5. Обновить парк автотранспорта специализированной техники.

2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ПРОГНОЗ СПРОСА НА КОММУНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Анализируя динамику численности населения муниципального образования "Город Кедровый" за 21 год (за 1991 - 2012 гг.), можно сделать вывод о неизменной тенденции снижения численности (см. рис. 5.1 - не приводится). По состоянию на начало 1991 года общая численность населения муниципального образования составляла 5,1 тыс. человек, в 2012 году - 3,675 тыс. человек, что на 28% ниже уровня 1991 года.

Рис. 5.1. Динамика численности населения по муниципальному
образованию "Город Кедровый"

Рисунок не приводится.

Динамика численности населения является основным показателем, влияющим на развитие населенных пунктов вообще и жилищно-коммунальных систем в частности. В связи с этим планы застройки населенных пунктов не разрабатываются и варианты развития инженерных коммуникаций не рассматриваются. На данный момент в населенных пунктах ведется в основном индивидуальное строительство, которое мало влияет на развитие территории в целом. Для обеспечения жилищно-коммунальными услугами возможных новых потребителей увеличение существующих мощностей инженерных систем не требуется.

3. ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ


№ Показатель Ед. изм. 2014 2015 2016
пп

1 Готовность системы к % > 0,98 > 0,98 > 0,98
отопительному сезону

2 Потери в тепловых сетях % 20 19 18

3 Удельный расход электрической кВт x ч /Гкал 14,8 13,8 13,0
энергии на куб. м (в системе
теплоснабжения)

4 Удельное теплопотребление Гкал/кв. м 0,28 0,27 0,26
населением

5 Количество потребленного тыс./куб. м 5075 4263 4263
природного газа котельной г.
Кедрового

6 Доля потерь воды % 19,5 19 18

Удельный расход электрической кВт x ч/куб. 1,01 0,9 0,9
энергии на куб. м (в системе м
водоснабжения)

7 Удельный расход электрической кВт x ч/куб. 1,54 1,53 1,53
энергии на куб. м (в системе м
водоотведения)

8 Количество аварий в год на Ед. < 1 < 1 < 1
объектах коммунальной
инфраструктуры, связанных с
прекращением оказания услуги


4. ПРОГРАММА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ
ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Обозначенные цели Программы реализуются посредством мероприятий, которые не сочетаются друг с другом непосредственно, поэтому Программа включает две группы мероприятий, последовательность выполнения которых определяется различными алгоритмами:
1-я группа мероприятий направлена на техническое перевооружение, модернизацию и реконструкцию основных фондов, в том числе с использованием передовых технологий (приложение 1);
2-я группа мероприятий направлена на замену оборудования основных фондов коммунального хозяйства в целях обеспечения потребителей услугами нормативного качества (приложение 2).

Мероприятия по техническому перевооружению и модернизации
основных фондов коммунального хозяйства муниципального
образования с внедрением энерго- и ресурсосберегающих
технологий на 2013 - 2015 гг.


Необходимость В том числе по Экономическая
№ Наименование проведения, Ед. Затраты годам: эффективность
пп мероприятий и ожидаемые изм. Кол-во всего т. руб./срок
объектов результаты 2013 2014 2015 окупаемости,
лет

СИСТЕМА ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

1 Реализация проекта Экономия 12691 12691 0 0 Экономия 5,76
по автоматизации топлива и эл. тыс. Гкал
регулирования энергии. Замена ежегодно
отпуска тепла на физически
отопление в ЦТП 1 и изношенного и
ЦТП 2 - морально
осуществление устаревшего
группового оборудования
автоматического
регулирования по
температуре
наружного воздуха

2 Установка Балансировка 2283 2283 0 0
балансировочных тепловой сети
клапанов

3 Замена сетевых Экономия эл. 3654 3654 0 0 Экономия 793
насосов на энергии. Замена тыс. кВт
котельной физически ежегодно
изношенного и
морально
устаревшего
оборудования

ИТОГО: 18628 18628 0 0

СИСТЕМА ВОДОСНАБЖЕНИЯ

1 Реконструкция Обеспечение 9100 0 200 8900
станции жителей г.
водоподготовки Кедрового
производительностью питьевой водой,
50 куб. м/час г. соответствующей
Кедровый санитарным
нормам

2 Станция Обеспечение 1050 0 0 1050
водоподготовки жителей
производительностью сельских
5 куб. м/час в с. населенных
Пудино пунктов
питьевой водой,
соответствующей
санитарным
нормам

ИТОГО: 10150 0 200 9950

СИСТЕМА УТИЛИЗАЦИИ ТБО

1 Разработка проекта Обеспечение 1500 1500 0 0
строительства утилизации и
полигона ТБО в г. охраны
Кедровом окружающей
среды от
отходов
производства и
потребления по
всем
показателям
вредности при
экономном
использовании
площадей

2 Строительство Обеспечение 7000 0 7000 0
полигона ТБО в г. утилизации и
Кедровом охраны
окружающей
среды от
отходов
производства и
потребления по
всем
показателям
вредности при
экономном
использовании
площадей

ИТОГО: 8500 1500 7000 0

ИТОГО ПО КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ: 37278 20128 7200 9950


Мероприятия по замене оборудования основных фондов
коммунального хозяйства муниципального образования
в целях обеспечения потребителей услугами
нормативного качества на 2013 - 2015 гг.

тыс. руб.

№ Наименование Необходимость Ед. Кол-во Затраты
пп мероприятий и проведения изм.
объектов 2013 2014 2015 Всего

1 2 3 4 5 6 7 8 9

СИСТЕМА ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

1 Замена ветхих Замена ветхих ТВС, км 0,5 200 3000 3200 6400
магистральных приведение
трубопроводов прокладки ТВС в
тепловых сетей соответствие со
СНиП

2 Приведение Снижение км 1 500 750 1250 2500
изоляции сверхнормативных
надземных потерь тепловой
трубопроводов энергии
тепловых сетей в
соответствие с
правилами

3 Проведение Сбалансированность 0 0 15800 15800
реконструкции тепловой сети 1
тепловых сетей мкр.
г. Кедрового

4 Замена прибора Организация учета шт. 1 400 0 0 400
учета тепловой отпущенной
энергии в тепловой энергии
котельной города
Кедрового

ИТОГО: 1100 3750 20250 25100

СИСТЕМА ВОДОСНАБЖЕНИЯ

1 Замена Применение новых км 0,7 300 500 800 1600
изношенных технологий,
водопроводных надежность
сетей транспортировки
питьевой воды
потребителям,
увеличение срока
службы до 30 лет

ИТОГО: 300 500 800 1600

СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ

1 Замена ветхих Обеспечение км 2 0 700 800 1500
энергосетей в п. населения эл.
Лушниково (2000 энергией,
метров) соответствующей
техническим
правилам и нормам

2 Прокладка Обеспечение км 0,7 0 0 700 700
резервной линии отказоустойчивости
электроснабжения системы
первого электроснабжения
микрорайона г.
Кедрового

3 Прокладка линий Увеличение км 0,5 300 0 0 300
уличного освещенности
освещения в с. улично-дорожной
Пудино (между с. сети, создание
Пудино и п. комфортных условий
Лушниково, между для проживания в
с. Пудино и с. сельских
Останино) населенных пунктах

ИТОГО: 300 700 1500 2500

СИСТЕМА ВОДООТВЕДЕНИЯ

1 Капитальный Бесперебойное 2400 0 0 2400
ремонт оказание услуг по
канализационных водоотведению
очистных
сооружений в г.
Кедровом

2 Ремонт Бесперебойное км 0,3 0 200 250 450
канализационных оказание услуг по
сетей водоотведению

3 Ремонт колодцев Бесперебойное шт. 50 300 300 0 600
оказание услуг по
водоотведению

4 Реконструкция Бесперебойное 0 0 3500 3500
системы оказание услуг по
канализации г. водоотведению
Кедровый

ИТОГО: 2700 500 3750 6950

СИСТЕМА УТИЛИЗАЦИИ ТБО

1 Приобретение Оказание услуги по шт. 50 100 100 0 200
новых вывозу ТБО в
контейнеров для соответствии с
ТБО санитарными
нормами

2 Устройство Оказание услуги по шт. 10 200 200 100 500
площадок для вывозу ТБО в
контейнеров соответствии с
санитарными
нормами

ИТОГО: 300 300 100 700

ИТОГО ПО КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ: 4700 5750 26400 36850


Прогнозируемые финансовые затраты по годам

тыс. руб.

N№ Затраты всего ИТОГО:
пп ИСТОЧНИКИ
2013 2014 2015

Всего по программе: 24828 12950 36350 74128

в том числе:

1 Федеральный бюджет (прогноз) 6000 0 0 6000

2 Областной бюджет (прогноз) 12084,08 9700 14424 36208,08

3 Бюджет муниципального образования 5443,92 2500 21076 29019,92
(прогноз)

4 Внебюджетные средства (прогноз) 1300 750 850 2900


5. УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ

Ответственными за реализацию Программы являются отдел по управлению муниципальной собственностью (в части выполнения мероприятий программы), отдел финансов и экономики (в части выделения финансовых средств на реализацию мероприятий программы).
Контроль за реализацией программы осуществляет первый заместитель мэра.
Ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, Исполнитель представляет Заказчику отчеты о реализации муниципальной программы по формам, утвержденным постановлением администрации города Кедрового от 03.06.2011 № 226 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ на территории муниципального образования "Город Кедровый".
(в ред. постановления администрации г. Кедрового от 21.08.2013 № 420)
Отчеты о реализации муниципальных программ за год представляются не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
(в ред. постановления администрации г. Кедрового от 21.08.2013 № 420)
В ходе реализации Программы в нее могут вноситься изменения и дополнения, учитывающие меняющуюся динамику развития систем жилищно-коммунального хозяйства, а также появление новых теоретических и практических разработок в рассматриваемой области.


------------------------------------------------------------------