Решение Томского УФАС России от 16.12.2013 N 02-10/106-13 <О прекращении производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, выразившемся в препятствовании передаче электрической энергии объектам электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства>



ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 16 декабря 2013 г. № 02-10/106-13

Резолютивная часть решения оглашена 3 декабря 2013.
В полном объеме решение изготовлено 16 декабря 2013.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии Бутенко И.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля монополистической деятельности;
членов Комиссии: Луневой М.А. - заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности, Бердниковой Т.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, при участии представителей ОАО "Т" Г. <...>, ОАО "Р" Б. <...>, ООО "К" Г. <...>, рассмотрев дело № 02-10/106-13 по признакам нарушения ОАО "Р" <...> части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", установила:
В Томское УФАС России поступило заявление от ОАО "Т" (далее - ОАО "Т") о том, что в адрес ОАО "Т", являющегося гарантирующим поставщиком, поступило сообщение ООО "К" о полном прекращении электроснабжения объекта, принадлежащего ООО "К", по адресу: г. Томск, <...>, подключенного от п. № 5 РУ-0,4 кВ ТП-2, владельцем которой является ОАО "Р" (далее - ОАО "Р").
Электроснабжение указанного нежилого помещения осуществляется на основании заключенного между ОАО "Т" и ООО "К" договора <...>.
В нарушение Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, ОАО "Р" отключило от электроснабжения помещение ООО "К", тем самым спровоцировало невозможность исполнения гарантирующим поставщиком ОАО "Т" своих обязательств по договору <...>.
По состоянию на 25 октября 2013 года электроснабжение указанного объекта отсутствует.
Заявитель считает, что указанными действиями ОАО "Р" нарушило требования части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
По результатам рассмотрения заявления Томским УФАС России было возбуждено дело № 02-10/106-13.
В заседании Комиссии представитель ОАО "Т" пояснил, что между ООО "К" и ОАО "Т" заключен договор энергоснабжения <...>.
В соответствии с условиями указанного договора ОАО "Т" обязалось обеспечить надежное электроснабжение объектов ООО "К". Поскольку ООО "К" является добросовестным потребителем, не имеющим перед гарантирующим поставщиком задолженности по оплате электрической энергии, ОАО "Т" не принимало в отношении него никаких мер по введению ограничения режима электропотребления.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
По мнению Заявителя, действия ОАО "Р" являются противоправными, не соответствующими требованиям статьи 546 ГК РФ, раздела XIII Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, и пункта 6 Правил № 861 и ущемляющими интересы энергосбытовой организации и его потребителя.
В заседании Комиссии представитель ОАО "Р" пояснил, что документов, подтверждающих технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "К" к электросетевому хозяйству ОАО "Р", а также акта разграничения балансовой принадлежности и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства прежними руководителями ОАО "Р" конкурсному управляющему не передавалось. О факте наличия (составления) в прошлом таких документов конкурсному управляющему ничего не известно.
В настоящее время технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "К" к объектам электросетевого хозяйства ОАО "Р" невозможно по причине отсутствия соответствующей технической возможности. Причиной технической невозможности совершения названных действий является полное уничтожение всех объектов электросетевого хозяйства ОАО "Р" неустановленными лицами.
Восстановление объектов электросетевого хозяйства ОАО "Р" в рамках процедуры конкурсного производства за счет средств организации-должника противоречит требованиям ст.ст. 129, 134 ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)", поэтому их осуществление силами и средствами ОАО "Р" невозможно.
Таким образом, в настоящее время у ОАО "Р" объективно не имеется технической возможности осуществлять передачу (препятствовать передаче) электрической энергии от сетевой организации к энергопринимающим устройствам ООО "К", то есть своими действиями (бездействием) ОАО "Р" не препятствует передаче электрической энергии на указанные устройства.
Комиссией установлено, что между ОАО "Т" (Гарантирующий поставщик) и ООО "К" (Потребитель) заключен договор энергоснабжения <...>, согласно которому Гарантирующий поставщик обязался продавать Покупателю электрическую энергию, а также самостоятельно путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии Покупателю, а Покупатель обязался своевременно производить оплату полученной энергии.
Электроснабжение помещения ООО "К", расположенного по адресу: г. Томск, <...>, осуществляется от п. № 5 РУ-0,4 кВ ТП-2, находящейся во владении ОАО "Р".
Вышеуказанное, а также технические условия от 04.06.2007 № 05-170, справка о выполнении технических условий <...>, подписанный ОАО "Р" и ООО "К" акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон (приложение к договору <...>) свидетельствуют о том, что нежилое помещение ООО "К" имеет технологическое присоединение к электросетевому хозяйству, принадлежащему ОАО "Р".
03.09.2013 прекратилось электроснабжение помещения ООО "К", расположенного по адресу: г. Томск, <...>.
Меры по ограничению режима электропотребления в отношении объекта ООО "К" Гарантирующим поставщиком не принимались.
Пункт 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (в ред. от 24.09.2010 № 759), предусматривает право потребителя электрической энергии на энергообеспечение своих объектов через опосредованное присоединение к электросетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электроэнергии.
Согласно пункту 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются.
В соответствии с п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Как устанавливает ч. 2 ст. 546 ГК РФ, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Согласно ч. 3 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Согласно п. 4 ст. 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 № 35-ФЗ (в ред. от 25.12.2008), владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителя, не вправе препятствовать передаче электроэнергии на указанные устройства.
Учитывая приведенные положения законодательства, доказательства, исследованные комиссией, ОАО "Р" не вправе препятствовать передаче электроэнергии на энергопринимающие устройства нежилого помещения ООО "К" без надлежащего письменного уведомления и наличия установленных оснований перерыва в подаче, прекращения или ограничения подачи электроэнергии.
В то же время на момент рассмотрения дела у ОАО "Р" отсутствуют объекты электросетевого хозяйства в результате их полного уничтожения неустановленными лицами, вследствие чего у ОАО "Р" отсутствует техническая возможность осуществлять переток электроэнергии на энергопринимающие устройства ООО "К".
Указанное подтверждается актом, составленным ОАО "Т" от 26.11.2013, о том, что электрооборудование ТП-2 10/0,4 кВ демонтировано, помещение ЦРП-10 кВ не освещено, оперативное обслуживание силового оборудования не производится, электротехнический персонал отсутствует.
Решением Арбитражного суда Томской области от 05.06.2013 (дело № А67-693/2012) ОАО "Р" признано несостоятельным, открыта процедура - конкурсное производство.
Восстановление объектов электросетевого хозяйства ОАО "Р" в рамках процедуры конкурсного производства за счет средств организации-должника противоречит требованиям ст.ст. 129, 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О несостоятельности (банкротстве)".
Комиссия, изучив материалы дела и заслушав пояснения сторон, делает вывод о том, что у ОАО "Р" отсутствует техническая возможность осуществлять переток электроэнергии на энергопринимающие устройства ООО "К" по причине отсутствия объектов электросетевого хозяйства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 2 части 1, частью 2 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
производство по делу № 02-10/106-13, возбужденному в отношении ОАО "Р" по признакам нарушения части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в суд или в арбитражный суд.

Председатель Комиссии
И.В.БУТЕНКО

Члены Комиссии:
М.А.ЛУНЕВА
Т.Н.БЕРДНИКОВА


------------------------------------------------------------------