Решение Думы Томского района от 31.10.2013 N 288 "О принятии Программы социально-экономического развития Томского района на 2013 - 2015 гг."



ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
ДУМА ТОМСКОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ
от 31 октября 2013 г. № 288

О ПРИНЯТИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ТОМСКОГО РАЙОНА НА 2013 - 2015 ГГ.

В соответствии с п. 4 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", рассмотрев разработанный Администрацией Томского района и представленный социально-экономическим и бюджетно-финансовым комитетами Думы Томского района проект решения, с учетом заключения по результатам публичных слушаний, на основании п. 1.4 ст. 24 Устава муниципального образования "Томский район" Дума Томского района решила:
1. Принять Программу развития социально-экономического развития Томского района на 2013 - 2015 гг. согласно приложению.
2. Настоящее решение вступает с момента его официального опубликования.
3. Направить настоящее решение Главе Томского района для подписания и опубликования.

Председатель
Думы Томского района
Р.Р.ГАБДУЛГАНИЕВ

Глава Томского района
В.Е.ЛУКЬЯНОВ





ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ТОМСКИЙ РАЙОН" НА 2013 - 2015 ГОДЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программа социально-экономического развития муниципального
Программы образования "Томский район" на 2013 - 2015 годы

Разработчик Администрация Томского района
Программы

Цель Программы Обеспечение стабильного повышения качества жизни населения
посредством устойчивого развития экономики и повышения
эффективности муниципального управления

Сроки 2013 - 2015 годы
реализации
Программы

Основные 1. Развитие экономической базы района и привлечение
направления дополнительных инвестиционных ресурсов.
Программы 2. Улучшение качества жизни, повышение доступности и
качества жилищно-коммунальных услуг, улучшение жилищных
условий.
3. Развитие социальной сферы.
4. Развитие малого и среднего предпринимательства.
5. Совершенствование системы природопользования на
территории района.
6. Повышение эффективности муниципального управления

Ожидаемые 1. Ежегодный рост объемов промышленного производства на
конечные 3,3 - 4,3%.
результаты 2. Ежегодный рост оборота розничной торговли на 4,7 -
реализации 5,7%.
Программы 3. Ежегодный рост объема инвестиций в основной капитал на
5,8 - 6,8%.
4. Ежегодный рост объемов платных услуг населению на 6,5 -
7,5%.
5. Ежегодный рост заработной платы на 2 - 3%.
6. Ежегодный рост объема вводимого в эксплуатацию жилья на
8 - 10%.
7. Ежегодный рост объема неналоговых доходов бюджета
Томского района от использования имущества, находящегося в
муниципальной собственности, на 10 - 12%

Объемы и Общий объем необходимых финансовых средств для реализации
источники Программы в разрезе направлений реализации Программы и
финансирования источников финансирования указан в п. 4.2 "Потребность в
Программы финансировании мероприятий Программы по источникам". Объем
финансирования подлежит корректировке, исходя из
возможностей бюджета, с учетом изменений в налоговом
законодательстве и прогнозируемых поступлений средств
инвесторов


ВВЕДЕНИЕ

Программа социально-экономического развития муниципального образования "Томский район" (далее - Программа) представляет собой документ, отражающий результаты разработки среднесрочной стратегии развития района на 2013 - 2015 годы. В основу данного программного документа легли представления о приоритетных направлениях развития Томского района, который в контексте развития области (согласно Стратегии развития Томской области до 2025 года) рассматривается как производственная площадка, обеспечивающая производство продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью. В первую очередь это касается таких ведущих отраслей экономики, как сельское хозяйство и пищевая промышленность, которые выходят на новый, более качественный уровень развития с использованием новых технологий.
Разработка Программы сопровождалась выявлением и анализом основных проблем, исходных предпосылок развития, а также расстановкой приоритетов в экономике района, что дает возможность наиболее эффективно использовать доступные ресурсы, выявлять и мобилизовать на цели развития имеющийся потенциал района, максимально учитывая интересы проживающего населения. Программа содержит совокупность увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на достижение стратегических целей социально-экономического развития района.
Программа представляет собой результат самоидентификации и позиционирования муниципального образования по отношению к другим районам Томской области, постоянно меняющимся обстоятельствам: источникам ресурсов, организационным и нормативным условиям.
Основные цели и направления развития, сформулированные в Программе социально-экономического развития Томского района, носят среднесрочный характер и могут ежегодно корректироваться и дополняться в зависимости от складывающейся ситуации, изменения внутренних и внешних условий, появления дополнительных возможностей.

1. АНАЛИЗ СТАРТОВЫХ УСЛОВИЙ И ТЕНДЕНЦИЙ
РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ В ТОМСКОМ РАЙОНЕ

1.1. Основные результаты анализа и
оценки исходной ситуации

Анализ основных показателей, проблем и тенденций, сложившихся в социально-экономическом развитии Томского района в последние годы, позволяет сделать следующие выводы и обозначить основные факторы, повлиявшие на социально-экономическую ситуацию в районе.
1. В период с 2010 по 2012 год в Томском районе преодолена неблагоприятная демографическая ситуация, складывавшаяся в течение многих лет. Наблюдается незначительный естественный прирост населения (в среднем около 180 человек в год) за счет повышения уровня рождаемости над смертностью. Также наблюдается незначительный миграционный прирост населения Томского района (в среднем около 700 человек в год), связанный с развитием жилищного строительства. В Томском районе наблюдается сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, что обусловлено процессом старения населения и, соответственно, ростом численности населения старше трудоспособного возраста, однако следует отметить положительную тенденцию роста численности населения моложе трудоспособного возраста. Основными факторами, влияющими на демографические процессы, являются: недостаток в районе высокооплачиваемых постоянных рабочих мест, низкий уровень заработной платы работающих, недостаточно развитая сфера досуга для детей и молодежи.
2. Район характеризуется развитой социальной сферой, которая оказывает положительное влияние на общую социально-экономическую ситуацию в районе. Развитие образования, здравоохранения, физкультуры и спорта происходит динамично. Однако потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений не удовлетворены в полной мере. Очередь на устройство детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения на начало 2013 года составляет 2883 человека (дети до трех лет - 1500, дети от трех до 7 лет - 1383), из них 489 человек - остро нуждающихся.
3. Актуальной проблемой системы образования Томского района остается наличие малокомплектных школ, что влечет за собой рост расходов бюджетных средств в расчете на одного ученика. Из 35 школ в Томском районе 8 имеют численность менее 100 обучающихся. Затраты в них на одного ученика на 20% превышают среднюю цифру по району и составляют около 121 тыс. рублей в год на ученика.
4. Серьезной проблемой является высокая степень износа материально-технической базы образовательных учреждений и недостаточное финансирование расходов на ее поддержание в работоспособном состоянии.
5. Существует высокая степень дифференциации населенных пунктов по уровню социально-экономического развития и обеспеченности социальными услугами.
6. Томский район богат природными ресурсами, он располагает значительными водными, минерально-сырьевыми, земельными, охотничье-промысловыми, рыбными ресурсами, а также древесными и недревесными ресурсами леса. На его территории сосредоточено 58,3% утвержденных эксплуатационных запасов подземных вод области, на его долю приходится 75% всей извлекаемой воды, в том числе месторождение подземных вод "Томское", обеспечивающее питьевой водой г. Томск. Общая площадь земель Томского района составляет 1003885 га, из них 114193 га составляет пашня. По размерам посевных площадей сельскохозяйственных культур район занимает второе место в области. Территория района площадью 42147 га покрыта водой и болотами. Леса и кустарники покрывают 75%, или 756076 га территории района. Всего в районе сосредоточено 125 месторождений общераспространенных полезных ископаемых и 15 месторождений других ископаемых. Туганское циркониево-ильменитовое месторождение является одним из крупнейших на территории Российской Федерации. Однако в районе наблюдается устойчивое нерегулируемое и не приносящее дохода Томскому району изъятие природных ресурсов.
7. Томский район богат рекреационными ресурсами, основу которых составляют особо охраняемые природные зоны. На территории района находится 69 государственных памятников природы областного значения, 1 государственный природный заказник федерального значения, 2 заказника областного значения. Большое рекреационное значение имеет Обь-Томское междуречье. Однако району угрожает потеря контроля над использованием рекреационных ресурсов территории вследствие усиления нагрузки со стороны городского населения на пригородные зоны.
8. Томский район является крупнейшим производителем сельскохозяйственной продукции в области. Благодаря применению современной техники и аграрных технологий в районе и несмотря на погодные условия относительно стабильными остаются показатели данной отрасли, снижение объемов производства продукции растениеводства компенсируется устойчивым ростом производства продукции животноводства. За последние три года наблюдается рост производства продукции животноводства в основном за счет увеличения поголовья свиней и птицы, в то же время наблюдается снижение поголовья крупного рогатого скота.
9. Район характеризуется наличием крупных сельскохозяйственных предприятий и уникальных производств, выпускающих продукцию переработки овощей, плодово-ягодных культур, мяса птицы, свинины.
10. Промышленный сектор экономики района представлен предприятиями пищевой, легкой промышленности, промышленности строительных материалов, транспорта, а также предприятиями добывающих отраслей. За последние три года в Томском районе наблюдается рост объемов промышленного производства. Относительно стабильным остается количество предприятий практически всех отраслей промышленности. Наибольшую долю в объеме промышленного производства района имеют предприятия сферы производства продуктов питания.
11. Средняя начисленная заработная плата работающих на предприятиях района значительно ниже среднеобластных показателей.
12. Нерентабельно работают предприятия в сфере ЖКХ, финансовое состояние практически всех функционирующих жилищных и коммунальных предприятий характеризуется убыточностью. Наблюдается высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры во многих населенных пунктах.
13. В Томском районе преодолена неудовлетворительная ситуация в сфере оказания услуг. В настоящее время объем платных услуг населению в районе в расчете на 1-го человека является близким к среднеобластному значению.
14. За последние три года в районе наблюдается стабилизация работы сектора малого предпринимательства. Малый бизнес имеет большое значение для социально-экономического развития района в части создания новых рабочих мест, обеспечения поступлений налогов в бюджет, а также самозанятости населения района.
15. Район характеризуется неблагоприятной экологической ситуацией, высоким уровнем антропогенного воздействия на территорию. Томский район традиционно является территорией складирования большого количества бытовых и промышленных отходов г. Томска и ЗАТО Северск. В настоящее время на территории района находится около 50 санкционированных объектов размещения (в том числе временного) твердых бытовых отходов, а также порядка 200 несанкционированных.
16. Ситуация в бюджетно-налоговой сфере характеризуется низким уровнем собственных доходов бюджета, в том числе налоговых и неналоговых поступлений. Формирование доходной части бюджета практически полностью зависит от вышестоящих бюджетов и решений, принимаемых на областном и федеральном уровнях. Тем не менее имеются резервы по повышению доходных источников бюджета, которые лежат в сфере роста валового оборота сельскохозяйственного производства, дальнейшего развития промышленного сектора экономики, создания новых рабочих мест, использования земли как источника дохода, роста объемов платных услуг населению, оборота розничной торговли и общественного питания.
17. Территория района неоднородна, контрастна. Сельские поселения отличаются друг от друга как отраслевой специализацией, так и уровнем социально-экономического развития, а также уровнем доступности бюджетных, социальных и других услуг для местного населения.

1.2. Результаты SWOT-анализа Томского района

В результате проведенного SWOT-анализа Томского района был сделан вывод о сильных и слабых сторонах Томского района, его возможностях и потенциальных угрозах.
Сильные стороны Томского района:
- выгодное географическое положение (район "окружает" областной центр и ЗАТО Северск);
- хорошо развитая магистральная транспортная сеть;
- развитая социальная сфера, наличие необходимых объектов социальной инфраструктуры;
- наличие земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства, развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;
- наличие крупных сельхозпроизводителей на территории района;
- наличие богатых запасов полезных ископаемых, минерально-сырьевых ресурсов, пригодных для вовлечения в хозяйственный оборот (торф, медь, титановые, кварцевые пески, редкоземельные элементы, марганец, цинк, сурьма, бурый уголь, песчано-гравийные смеси, огнеупорные и кирпичные глины);
- развитая рекреационная сфера, которая может быть использована для развития специализированных видов туризма;
- наличие потенциальных потребителей туристских и других услуг;
- наличие промысловых ресурсов (дикие животные, рыба, ягоды, грибы, кедровый орех, лекарственные травы и др.);
- стабильная работа малого бизнеса в экономике района.
Потенциальные возможности района:
1. Возможности установления взаимовыгодных экономических, партнерских отношений с г. Томск и ЗАТО Северск в рамках формирования томской агломерации в целях создания и развития инновационных компаний, привлечения бизнеса и дополнения имеющейся среды необходимыми элементами инновационной, транспортной и социальной инфраструктуры (модернизация аэропорта, строительство дорог, обеспечение железнодорожного сообщения, развитие туристического кластера).
2. Развитие крупного сельскохозяйственного производства на территории района, а также фермерских и личных подсобных хозяйств.
3. Создание на территории Томского района крупных логистических центров.
4. Рост активного жилищного строительства.
5. Развитие перспективных направлений провинциального туризма, вовлечение местных жителей в обслуживание различных сфер туристической деятельности (размещение, питание, транспортное обслуживание, сопровождение туристских маршрутов, выполнение охранных функций, производство и сбыт сувенирной продукции, производство и поставка продуктов питания и т.д.).
6. Дальнейшее развитие малого предпринимательства, расширение сферы услуг в районе, увеличение оборота розничной торговли и общественного питания.
7. Возможности развития рынка информационных услуг и услуг связи, совершенствование информационного обеспечения в сфере муниципального управления.
8. Развитие производств по переработке сельскохозяйственной продукции.
9. Разработка Туганского циркониево-ильменитового месторождения (одного из крупнейших в России) и развитие горно-обогатительного комбината.
10. Создание на территории района крупных промышленных парков (стеклозавод).
Слабые стороны Томского района:
- низкий уровень инвестиционной привлекательности, отсутствие административного центра, недостаточно развитая имиджевая политика органов местного самоуправления района;
- высокая степень физического износа основных фондов в учреждениях социальной инфраструктуры и жилищно-коммунальном комплексе района;
- нерентабельная работа предприятий ЖКХ, низкое качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
- средняя начисленная заработная плата работающих на предприятиях района значительно ниже среднеобластных показателей;
- недостаточное количество современных молодежных культурно-досуговых центров;
- неудовлетворительное состояние дорог;
- высокий уровень дифференциации населенных пунктов муниципального образования по уровню социально-экономического развития и возможностям экономического роста;
- нерегулируемое и не приносящее дохода Томскому району изъятие природных ресурсов. Отсутствие эффективных механизмов компенсации за использование природных ресурсов (рекреационных, древесных и недревесных ресурсов леса, водных ресурсов и др.).
Потенциальные угрозы:
- усиление негативных демографических тенденций в районе;
- рост уровня безработицы в удаленных населенных пунктах сельских поселений, повышение социальной напряженности;
- снижение качества жилищно-коммунальных услуг, повышение тарифов на ЖКУ и, как следствие, - рост социальной напряженности в районе;
- низкий удельный вес собственных доходных источников бюджета, зависимость от трансфертов из бюджетов других уровней;
- уменьшение объемов производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств вследствие непреодолимых погодных условий;
- потеря контроля над использованием ресурсов территории вследствие давления городского населения на пригородные зоны;
- ухудшение экологической обстановки вследствие интенсивного природопользования, истощение некоторых видов ресурсов (питьевая вода, дикоросы и т.д.), размещение объектов выбросов (свалки, снегоотвалы).

1.3. Основные проблемы Томского района

Проведенный анализ социально-экономической ситуации позволил сформулировать основные проблемы Томского района в различных сферах деятельности.
В сфере экономики:
- доминирование производства продуктов питания в структуре промышленного производства;
- недостаточное количество стабильных рабочих мест, низкий уровень заработной платы.
В социальной и демографической сферах:
- процесс демографического старения населения, увеличение удельного веса пожилых людей;
- недостаточное количество мест в детских дошкольных учреждениях, рост числа нуждающихся в местах в системе дошкольного образования;
- недостаточное использование рекреационных ресурсов района в туристических и оздоровительных целях.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства:
- наличие ветхого и аварийного жилья;
- высокий уровень износа инженерной инфраструктуры во многих населенных пунктах;
- финансовое состояние практически всех функционирующих предприятий ЖКХ характеризуется низкой рентабельностью, убыточностью.
В сфере муниципального управления:
- несбалансированность и дотационность муниципального бюджета, низкий удельный вес собственных доходов, особенно в бюджетах сельских поселений;
- отсутствие стабильной налоговой базы в сельских поселениях, формирование доходной части бюджета осуществляются преимущественно за счет налога на доходы физических лиц и земельного налога;
- недостаточно эффективная система управления муниципальной собственностью;
- недостаточно развита система государственно-частного партнерства.

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПОТЕНЦИАЛ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТОМСКОГО РАЙОНА

2.1. Стратегические цели и задачи развития Томского района

Главная цель развития муниципального образования состоит в обеспечении достойного уровня жизни местного населения через создание условий для удовлетворения его важнейших жизненных потребностей, обеспечение его социальными услугами на уровне, соответствующем принятым в обществе социальным стандартам.
Обеспечение населения качественными социальными услугами возможно только на основе здоровой, динамично развивающейся экономики. Меры поддержки экономики стимулируют экономический рост, ведущий к подъему качества жизни. Муниципальное образование должно создавать условия для эффективного функционирования и развития на своей территории предприятий, способных привлекать инвестиционные ресурсы, обеспечивать рост объемов производства продуктов и услуг, создание новых рабочих мест, расширение рынков сбыта, пополнение местного бюджета.
Обеспечение благоприятных условий для проживания, труда и отдыха населения, повышение качества социальных услуг напрямую связаны также с улучшением деятельности органов местного самоуправления и предприятий муниципального сектора, с ростом собственных доходов бюджета, рациональным распределением бюджетных средств, их эффективным использованием.
Таким образом, главная стратегическая цель развития Томского района состоит в обеспечении стабильного повышения качества жизни населения посредством устойчивого развития экономики и повышения эффективности муниципального управления.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд стратегических задач, а именно:
- развитие экономической и налоговой базы района, а также сельских поселений, расположенных на его территории, привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов;
- содействие осуществлению предпринимательской деятельности на территории района, создание новых рабочих мест;
- развитие государственно-частного партнерства и межмуниципального экономического сотрудничества;
- развитие рыночной, информационной и социальной инфраструктуры;
- рост благосостояния, повышение уровня и качества жизни населения района;
- повышение образовательного, культурного и духовного уровня населения района;
- создание условий для рациональной самозанятости населения, развития личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств;
- реализация на территории района агропромышленных, предпринимательских и других проектов с участием внешнего капитала.
Кроме стратегических существует также ряд общих задач территории, которые муниципалитету необходимо решать постоянно и оперативно. К числу таких задач относится, прежде всего, решение важнейших социальных проблем: обеспечение стабильного функционирования жилищно-коммунального хозяйства, системы здравоохранения и образования, охрана правопорядка, благоустройство территории и т.п.

2.2. Потенциал развития Томского района

Потенциал района - это обладание им специфичными свойствами, возможностями, ресурсами, которые позволяют успешно достигать его основную цель - обеспечение стабильного повышения качества жизни местного населения. Чем сильнее выражены эти свойства, тем выше потенциал района, тем больше у него возможностей по развитию экономической базы, привлечению инвестиций, развитию и совершенствованию основных сфер жизнедеятельности.
Потенциал района реализуется в процессе его функционирования и развития, эффективного использования доступных ресурсов. Потенциал характеризует конкурентоспособность района, позволяя оценивать его положение относительно других муниципальных образований, конкурирующих с ним за инвестиционные ресурсы, рынки сбыта и т.п.
В процессе выявления исходной социально-экономической ситуации в Томском районе, анализа его стратегических возможностей и перспектив в первую очередь оценивался потенциал экономической устойчивости района, т.к. только на основе эффективной, устойчиво функционирующей экономики могут успешно развиваться все другие сферы его жизнедеятельности.
Потенциал экономической устойчивости района - это характеристика его способности к изменениям, которые делают возможным переход экономики района из одного качественного состояния в другое, более устойчивое, ведущее к прогрессу во всех других сферах его деятельности.
Потенциал экономической устойчивости района характеризует его совокупный потенциал, обеспечивающий реализацию основных функций и достижение стратегических целей развития. Он включает в себя другие виды потенциала района, такие как рыночный, ресурсный, инвестиционный, трудовой и т.п.
Развитие потенциала экономической устойчивости является фактором обеспечения жизнеспособности района, его эффективного функционирования и развития в выбранном направлении.
Таким образом, анализ социально-экономической ситуации, стратегических возможностей и перспектив Томского района позволил сделать выводы о том, что составляющими потенциала экономической устойчивости района являются:
- ресурсный потенциал (район богат природными ресурсами, он располагает значительными водными, минерально-сырьевыми, земельными, охотничье-промысловыми, рыбными ресурсами, а также древесными и недревесными ресурсами леса);
- производственный потенциал (наличие крупных уникальных производств: аграрных, промышленных, перерабатывающих; хорошо развитая магистральная транспортная сеть);
- технологический потенциал (использование современных аграрных и промышленных технологий, современной техники последних поколений крупными сельхозпроизводителями и промышленными предприятиями);
- самоорганизационный потенциал (наличие системы государственно-частного партнерства, элементов гражданского общества, некоммерческих и общественных организаций и объединений);
- инвестиционный потенциал (ежегодный рост объемов инвестиций в основной капитал в крупных сельскохозяйственных и промышленных предприятиях, повышение инвестиционной активности субъектов малого предпринимательства);
- инновационный потенциал (наличие производственных мощностей для выпуска инновационной продукции, возможностей освоения и производства новых видов продукции и услуг, а также потенциальных рынков сбыта);
- информационный потенциал (наличие услуг IP-телефонии, интернет-услуг, возможности развития рынка информационных услуг и услуг связи);
- трудовой потенциал (район относится к группе муниципальных образований с благополучной ситуацией на рынке труда, наблюдается мобильность экономически активной части населения, активная маятниковая миграция трудоспособного населения);
- рыночный потенциал (многие предприятия района имеют реальную возможность увеличения рыночных долей, роста конкурентоспособности и расширения рыночных сегментов).
Кроме того, важной составляющей потенциала экономической устойчивости района является предпринимательская инициатива, а также готовность местной администрации активно сотрудничать с бизнесом, поддерживать предпринимательские проекты.
Следует отметить, что муниципальное управление, его стиль и применяемые технологии могут либо способствовать развитию потенциала устойчивости района, либо тормозить позитивные процессы, происходящие в сельских поселениях, что приводит к снижению их возможностей эффективно функционировать и развиваться. Поэтому совершенствование системы муниципального управления является важнейшим стратегическим направлением развития района.

2.3. Основные стратегические направления
развития Томского района

Стратегией развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года) Томский район отнесен к Южной зоне Томской области и включен в состав зоны опережающего развития "Центр образования, исследований и разработок" совместно с г. Томск и г. Северск в рамках формирования томской агломерации. В целях достижения стратегической цели и решения основных задач Томского района были выделены приоритетные направления его социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (до 2015 года), обеспечивающие развитие района в соответствии с выделенными приоритетами.
В качестве основных приоритетных направлений развития района на среднесрочную перспективу следует рассматривать следующие:
1. Развитие экономической базы района и привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов.
1.1. Формирование условий для повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных и промышленных предприятий.
1.2. Реализация мероприятий программы "Развитие личных подсобных хозяйств граждан в Томском районе на 2011 - 2015 годы".
1.3. Реализация мероприятий программы "Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Томского района Томской области на 2013 - 2017 годы".
2. Улучшение качества жизни, повышение доступности и качества жилищно-коммунальных услуг, улучшение жилищных условий:
2.1. Улучшение качества жизни, повышение доступности и качества жилищно-коммунальных услуг.
2.2. Реализация мероприятий программы "Устойчивое развитие сельских территорий муниципального образования "Томский район" на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (до 2014 года программы "Социальное развитие села Томского района на 2013 - 2014 годы").
3. Развитие социальной сферы:
3.1. Развитие системы образования в районе, укрепление ее материальной базы (в том числе мероприятия по содействию занятости).
3.2. Формирование необходимых условий для физического и культурного развития населения.
3.3. Реализация мероприятий по сохранению здоровья и обеспечению безопасности населения Томского района.
4. Развитие малого и среднего предпринимательства:
4.1. Реализация мероприятий программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Томском районе на 2011 - 2014 годы".
4.2. Разработка программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Томском районе на 2015 - 2017 годы".
5. Совершенствование системы природопользования на территории района:
5.1. Разработка и реализация политики сохранения и воспроизводства ресурсной базы района, обеспечения экологической безопасности.
5.2. Разработка и реализация политики эффективного использования земельного фонда сельских поселений.
5.3. Вовлечение в хозяйственный оборот минерально-сырьевых, водных, древесных, биологических и рекреационных ресурсов района.
6. Повышение эффективности муниципального управления:
6.1. Совершенствование управления муниципальной собственностью.
6.2. Разработка и реализация комплекса мер по формированию положительного имиджа района, активное использование методов и технологий муниципального маркетинга, повышение информационной открытости района с целью привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов.
6.3. Совершенствование кадровой политики в сфере муниципального управления.
6.4. Развитие системы межмуниципального сотрудничества.
6.5. Развитие системы государственно-частного партнерства.
6.6. Проведение мероприятий в области бюджетной политики.

3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Реализацию комплексной программы социально-экономического развития Томского района планируется осуществлять в рамках основных стратегических направлений, каждое из которых представлено и будет реализовано через систему специальных программ и входящих в их состав основных программных мероприятий.
Перечень направлений и основных программных мероприятий на период 2013 - 2015 гг., а также ожидаемых результатов от их реализации с указанием объемов и источников финансирования, ответственных исполнителей, сроков и этапов выполнения приведен ниже.

3.1. Развитие экономической базы района и повышение
его инвестиционной привлекательности

Основными целями реализации данного направления являются поддержка и развитие сельскохозяйственного производства, развитие промышленного сектора экономики района, обеспечивающего стабильные рабочие места, повышение инвестиционной привлекательности и развитие экономической базы района. Основные мероприятия (таблица 1) предполагают опережающее развитие ряда производств, способных стать "полюсами экономического роста и развития", расширить экономическое ядро и налоговую базу района, а также способствовать привлечению внешнего капитала на территорию района.
Актуальность реализации данного направления определяется тем, что сложившаяся структура экономики с преобладанием сельскохозяйственной отрасли не соответствует целям и задачам стратегического комплексного социально-экономического развития Томского района. Сырьевая направленность экономики района не способствует сбалансированному развитию, формированию стабильной налоговой базы ввиду отсутствия отраслей с высокой добавленной стоимостью, созданию положительного имиджа района и росту его конкурентоспособности. Реализация стратегического выбора района связана с изменениями в структуре его экономики. Ликвидация структурных диспропорций позволит эффективно решать широкий спектр социально-экономических проблем развития муниципального образования, в том числе создание новых рабочих мест, увеличение доходов местного бюджета, снижение уровня безработицы, увеличение доходов и уровня жизни населения.

Таблица 1. Состав мероприятий по развитию экономической базы
района и привлечению дополнительных инвестиционных ресурсов


Объем и источники финансирования
Сроки (тыс. руб.)
№ Поднаправление Содержание Ответственный выпол- Ожидаемые
мероприятия исполнитель нения феде- област- местный прочие результаты
всего ральный ной бюджет источ-
бюджет бюджет ники

1 Формирование Подготовка Администрация 2013 г. 21827,6 20831,9 995,7 Возможности
условий для генеральных Томского планирования
повышения планов и правил района застройки
эффективности землепользования Администрации сельских
деятельности и застройки сельских поселений,
сельско- сельских поселений (по выделения
хозяйственных поселений согласованию) земельных
и промышленных Томского района участков под
предприятий застройку

Строительство и Администрация 2013 г. 32577,7 30247,7 2330 Обеспечение
капитальный Томского транспортной
ремонт внутри- и района 2014 г. 49000 10000 39000 доступности
межпоселковых Администрации населенных
дорог сельских 2015 г. 49000 10000 39000 пунктов
поселений (по сельских
согласованию) поселений

Инженерное Администрация 2014 г. 1950 1200 750 Возможность
проектирование и Томской развития
подведение к области (по 2015 г. 4050 1800 2250 новых
границам согласованию) производств и
участков новых Администрация строительства
микрорайонов Томского жилых домов в
п. Мирный, района п. Мирный,
п. Трубачево Администрации п. Трубачево
необходимых сельских
инженерных поселений (по
коммуникаций согласованию)

Создание условий Администрация 2013 - Рост объемов
для привлечения Томского 2015 производства,
стратегических района гг. создание
инвесторов в Администрации новых рабочих
целях реализации сельских мест,
на территории поселений (по увеличение
района согласованию) потока
инвестиционных инвесторы (по инвестиций на
проектов в сфере согласованию) территорию
сельского Томского
хозяйства и района
промышленности
(Перечень
инвестиционных
проектов
приведен в
таблице 1.1)

2 Реализация Реализация Администрация 2013 г. 1000 1000 Стимулирова-
мероприятий мероприятий Томского ние развития
программы задачи района 2014 г. 1000 1000 личных
"Развитие "Увеличение подсобных
личных производства и 2015 г. 1000 1000 хозяйств
подсобных уровня граждан
хозяйств доходности
граждан в продукции
Томском районе растениеводства
на 2011 - 2015 и животноводства
годы" в личных
подсобных
хозяйствах
граждан"

3 Реализация Реализация Администрация 2013 г. 400 400 Развитие
мероприятий мероприятий Томского экономической
программы задачи "Создание района 2014 г. 300 300 базы района
"Развитие организационно- путем
внутреннего и экономических и 2015 г. 100 100 привлечения
въездного правовых условий инвестиций в
туризма на формирования сферу туризма
территории районного
Томского туристско-
района Томской рекреационного
области на кластера"
2013 - 2017
годы" Реализация Администрация 2013 г. 25700 350 25350
мероприятий Томского
задачи района 2014 г. 74700 15000 8100 1300 50300
"Увеличение Администрации
объема оказанных сельских 2015 г. 717900 250000 15200 2350 450350
населению поселений (по
туристских согласованию)
услуг"

Реализация Администрация 2013 г. 60 60
мероприятий Томского
задачи района 2014 г. 160 160
"Продвижение
районного 2015 г. 160 160
туристского
продукта на
мировом и
внутреннем
туристских
рынках"


Таблица 1.1. Перечень крупных инвестиционных проектов


Наименование
№ Наименование проекта организации,
пп реализующей проект/
инвестор/инициатор

1 Завершение строительства Кисловского молочного ЗАО "Овощевод"
комплекса на 1200 голов КРС в Заречном сельском
поселении

2 Строительство фермы КРС молочного направления в СПК (колхоз)
д. Кудринский Участок Зоркальцевского сельского "Нелюбино"
поселения

3 Строительство второй очереди тепличного ООО "Трубачево"
комбината ООО "Трубачево" площадью 6 га в
Мирненском сельском поселении

4 Строительство картофелехранилища на 3 тыс. тонн КФХ Белозеров С.Н.
картофеля в с. Лучаново Богашевского сельского
поселения

5 Создание животноводческого хозяйства по КФХ "Томский кролик"
выращиванию кроликов и производству мяса
кролика на базе КФХ "Томский кролик" с. Калтай

6 "Моряковский НПЗ с причалом разгрузки/погрузки ООО "Научно-
нефтепродуктов" производственное
объединение ЭТН"

7 Томский логистический центр в Зоркальцевском ЗАО "Терминал"
сельском поселении

8 Промышленно-складской комплекс в Калтайском ООО "Артлайф"
сельском поселении

9 Размещение объекта "Промышленный парк (с
размещением стеклозавода)", планируемого к
созданию в окрестностях железной дороги
п. Копылово Томского района

10 Размещение производственных площадей для ЗАО "НПФ "Микран"
осуществления государственного оборонного
заказа в Зоркальцевском сельском поселении

11 Первый сельский парк "Околица" ООО МФК "Праздник
Топора" совместно с
Зоркальцевским
сельским поселением


3.2. Улучшение качества жизни, повышение
доступности и качества жилищно-коммунальных услуг,
улучшение жилищных условий

Неотъемлемой частью достижения главной стратегической цели развития района - повышения качества жизни населения является повышение доступности и качества жилищно-коммунальных услуг, улучшение жилищных условий. В рамках реализации данного направления предполагается повышение уровня развития инженерного обустройства населенных пунктов района, модернизация коммунальной инфраструктуры сельских территорий Томского района для обеспечения надежности и эффективности поставок коммунальных ресурсов и обеспечения потребителей Томского района коммунальными услугами нормативного качества, в том числе повышение уровня и качества водоотведения, водо-, тепло- и газоснабжения в населенных пунктах района и приведение объектов коммунальной инфраструктуры в соответствие с современными требованиями, а также улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.
Актуальным направлением развития Томского района является газификация объектов жилищно-коммунального комплекса. За счет поставок для коммунальных нужд природного газа вместо угля, нефти и сжиженного газа появляется возможность снизить затраты населения на оплату коммунальных услуг, повысить уровень жизни людей, приблизить условия жизни сельского населения к условиям жизни городского населения. Одновременно снижаются затраты промышленных и сельскохозяйственных предприятий на производство продукции, повышается ее конкурентоспособность за счет снижения энергетической составляющей в себестоимости продукции, а также повышается производительность труда, внедряются новые ресурсосберегающие технологии и появляется возможность внедрения высокоавтоматизированных процессов в промышленности и сельскохозяйственном производстве.
Реализация направления улучшения качества жизни, повышения доступности и качества жилищно-коммунальных услуг, улучшения жилищных условий включает следующие мероприятия (таблица 2).

Таблица 2. Состав мероприятий по улучшению качества жизни,
повышению доступности и качества жилищно-коммунальных услуг,
улучшению жилищных условий


Объем и источники финансирования
Сроки (тыс. руб.)
№ Поднаправление Содержание Ответственный выпол- Ожидаемые
мероприятия исполнитель нения феде- област- местный прочие результаты
всего ральный ной бюджет источ-
бюджет бюджет ники

1 Улучшение Создание условий Администрация 2013 - Создание
качества для Томского 2015 условий для
жизни, строительства и района гг. улучшения
повышение развития Администрации социально-
доступности и микрорайонов сельских демографической
качества жилищной поселений (по ситуации в
жилищно- застройки на согласованию) сельской
коммунальных территории Инвесторы (по местности
услуг Томского района согласованию)

Реализация Администрация 2014 г. 150000 120000 25000 5000 Повышение
мероприятий Томской качества
программ области (по 2015 г. 110000 80000 25000 5000 оказываемых
комплексного согласованию) населению услуг
развития Администрация жилищно-
жилищно- Томского коммунальным
коммунального района комплексом
комплекса Администрации района
сельских сельских
поселений района поселений (по
до 2020 г. согласованию)
Инвесторы (по
согласованию)

Реализация Администрация 2014 г. 374200 355470 15540 3190 Снижение
мероприятий в Томской расходов
рамках программы области (по 2015 г. 218640 207720 10920 населения на
"Газификация согласованию) теплоснабжение,
муниципального Администрация повышение
образования Томского уровня
"Томский район" района благоустройства
на период 2013 - Администрации домов
2015 годы" сельских
поселений (по
согласованию)

Реализация Администрация 2013 г. 52638,6 12593,9 13246,7 26798 Обеспечение
мероприятий в Томской бесперебойности
рамках программы области (по 2014 г. 193966 57760 98128 38078 и повышение
"Развитие согласованию) качества
социальной и Администрация предоставляемых
инженерной Томского населению
инфраструктуры района коммунальных
Томского района Администрации услуг (в том
на 2011 - 2014 сельских числе качества
годы", в том поселений (по питьевой воды)
числе: согласованию)

Газификация 2013 г. 5000 5000
микрорайона
"Южный" с.
Тахтамышево
Томского района

Капитальный 2013 г. 4250 4250
ремонт
производственно-
технологического
комплекса
"Котельная в
п. Зональная
Станция"

Реконструкция 2013 г. 4000 4000
наружных
водопроводных
сетей в
с. Моряковский
Затон Томского
района Томской
области

Газоснабжение 2013 г. 7034,3 2300 4734,3
микрорайона
индивидуальной
застройки
"Радужный" в
п. Зональная
Станция Томского
района Томской
области

Газоснабжение 2013 г. 11806,3 1293,9 8512,4 2000
с. Рыбалово
Томского района
Томской области.
II очередь

Разработка 2013 г. 1000 1000
проектно-сметной
документации на 2014 г. 500 500
строительство
станций
водоподготовки в
п. Копылово,
реконструкции
станций
п. Зональная
Станция,
с. Томское

Строительство 2014 г. 75000 52500 15000 7500
станций
водоподготовки в
п. Копылово,
реконструкции
станций
п. Зональная
Станции,
с. Томское

Реконструкция 2014 г. 60966 5260 31378 24328
котельных в
п. Зональная
Станция,
д. Петрово,
с. Нелюбино,
с. Зоркальцево,
п. Восход,
п. Аэропорт

Приобретение Администрация 2013 г. 64675,8 64675,8 Улучшение
жилых помещений Томского жилищных
для детей-сирот района 2014 г. 6251 6251 условий
и детей, Администрации отдельных
оставшихся без сельских 2015 г. 6251 6251 категорий
попечения поселений (по граждан
родителей согласованию)

2 Реализация Реализация Администрация 2013 г. 66788 18841 21023 7000 19924 Создание
мероприятий мероприятий Томской условий для
программы программы области (по улучшения
"Устойчивое "Социальное согласованию) социально-
развитие развитие села Администрация демографической
сельских Томского района Томского ситуации в
территорий на 2013 - 2014 района сельской
муниципального годы" местности
образования
"Томский Модернизация Администрация 2014 г. 29183,1 9960 14323 4900,1 Обеспечение
район" на системы Томской бесперебойности
2014 - 2017 газоснабжения в области (по 2015 г. 48876,4 17760 21161 9955,4 и повышение
годы и на сельских согласованию) качества
период до 2020 поселениях Администрация предоставляемых
года" (до 2014 Томского района Томского населению услуг
года программы района газоснабжения
"Социальное Администрации
развитие села сельских
Томского поселений (по
района на согласованию)
2013 - 2014
годы") Благоустройство Администрация 2014 г. 49809 40409 9400 Обеспечение
улично-дорожной Томской транспортной
сети мкр. области (по доступности
"Мирный" согласованию) населенных
п. Мирный Администрация пунктов
Мирненского Томского сельских
сельского района поселений
поселения Администрации
Томского района сельских
Томской области поселений (по
согласованию)

Строительство Администрация 2014 г. 46300 43300 3000
улично-дорожной Томской
сети и области (по 2015 г. 59300 51300 8000
благоустройство согласованию)
микрорайона Администрация
индивидуальной Томского
застройки района
"Радужный" Администрации
п. Зональная сельских
Станция Томского поселений (по
района Томской согласованию)
области

Комплексная Администрация 2015 г. 75000 35000 30000 10000
компактная Томской
застройка и области (по
благоустройство согласованию)
п. Трубачево Администрация
Мирненского Томского
сельского района
поселения Администрации
Томского района сельских
Томской области поселений (по
согласованию)

Модернизация Администрация 2014 г. 41642,6 16654 18548 6440,6 Обеспечение
системы Томской бесперебойности
водоснабжения в области (по 2015 г. 86800 35618 36882 14300 и повышение
сельских согласованию) качества
поселениях Администрация предоставляемых
Томского района Томского населению услуг
района водоснабжения
Администрации
сельских
поселений (по
согласованию)

Реконструкция Администрация 2014 г. 12900 5700 5200 2000 Обеспечение
здания Томской безопасности
"Копыловская области (по 2015 г. 17800 5600 10200 2000 учебного
СОШ" Томского согласованию) процесса и
района и Администрация жизнедеятель-
строительство Томского ности учащихся
пристройки к района и дошкольников
существующему Администрации
зданию для сельских
организации поселений (по
учебного согласованию)
процесса в одну
смену

Реализация Администрация 2014 г. 66788 18841 21023 7000 19924 Создание
мероприятия по Томской условий для
обеспечению области (по 2015 г. 66788 18841 21023 7000 19924 улучшения
жильем граждан, согласованию) социально-
проживающих в Администрация демографической
сельской Томского ситуации в
местности, района сельской
молодых семей и местности
молодых
специалистов


3.3. Развитие социальной сферы

Целями реализации данного направления являются совершенствование системы обеспечения населения социальными услугами, а также разработка и реализация мероприятий, направленных на поддержание и развитие социальной сферы Томского района для формирования благоприятных условий проживания на его территории. Осуществление комплекса мероприятий по данному направлению будет способствовать успешной реализации муниципальной социальной политики, к основным направлениям которой относятся: развитие системы образования в районе, укрепление ее материальной базы (в том числе мероприятия по содействию занятости), формирование необходимых условий для физического и культурного развития населения, реализация мероприятий по сохранению здоровья и обеспечению безопасности населения Томского района.
Актуальность реализации направления определяется необходимостью решения целого комплекса важных социальных проблем для достижения главной стратегической цели развития района - повышения качества жизни населения. Реализация направления развития социальной сферы позволит повысить уровень доступности социальных услуг для населения района, мероприятиями предусмотрено не только поддержание состояния учреждений социальной сферы в надлежащем состоянии, но и финансирование приобретения и строительства объектов социальной сферы (образовательные учреждения, спортивные сооружения).
Мероприятия реализации направления развития социальной сферы представлены в таблице 3.

Таблица 3. Состав мероприятий по развитию социальной сферы


Объем и источники финансирования
Сроки (тыс. руб.)
№ Поднаправле- Содержание Ответственный выпол- Ожидаемые
ние мероприятия исполнитель нения всего феде- област- местный прочие результаты
ральный ной бюджет источ-
бюджет бюджет ники

1 Развитие Проведение работ Управление 2013 г. 68840 21500 28787 18553 Создание
системы по капитальному образования безопасных,
образования ремонту Администрации 2014 г. 24125 24125 благоприятных
в районе, образовательных Томского условий для
укрепление учреждений района 2015 г. 11900 11900 организации
ее образователь-
материальной ного процесса
базы (в том
числе Приобретение Управление 2013 г. 82000 82000 Обеспечение
мероприятия здания для образования населения
по размещения Администрации образователь-
содействию общеобразова- Томского ными услугами
занятости) тельного района
учреждения в
с. Вершинино
Томского района

Создание условий Управление 2013 г. Обеспечение
для размещения образования населения
дошкольного Администрации 2014 г. образователь-
образовательного Томского ными услугами
учреждения в района 2015 г. 118000 118000
п. Зональная
Станция
Зональненского
сельского
поселения
посредством
реализации
государственно-
частного
партнерства

Поддержание Управление 2013 г. 164500 41691 67677 55132 Обеспечение
материально- образования населения
технической базы Администрации 2014 г. 130000 72000 58000 образователь-
учреждений Томского ными услугами
образования района 2015 г. 130000 72000 58000 на
(школ и детских современном
садов) в уровне
надлежащем для
использования
состоянии

Организация Управление 2013 г. 893 893 Рост доли
каникулярного образования занятых в
отдыха, Администрации 2014 г. 950 950 экономически
оздоровления, Томского активном
занятости детей района 2015 г. 950 950 населении
и подростков Томского
Томского района района уровне

Реализация Управление 2013 г. 111418 68650 34132 8636 Введение до
программы образования 2015 года 670
"Обеспечение Администрации 2014 г. 65900 60700 5200 дополнитель-
доступности и Томского ных
развития района 2015 г. 113000 110400 2600 дошкольных
дошкольного мест
образования в
Томской области
на 2013 - 2017
годы",
предусматриваю-
щей увеличение
количества мест
в дошкольных
образовательных
учреждениях за
счет свободных
площадей МДОУ,
свободных
площадей
образовательных
учреждений,
строительства
пристроек к
существующим
МДОУ и
строительства
новых площадей

Реализация Управление 2013 г. 7528 3440 4088 Улучшение
программы образования ситуации с
"Школьный Администрации 2014 г. 7000 3500 3500 транспорти-
автобус", Томского ровкой детей
обновление парка района 2015 г. 7700 3850 3850 в образо-
школьных вательные
автобусов учреждения, в
том числе
повышение
безопасности

2 Формирование Выполнение Администрация 2013 г. 1285 1285 Удовлетворе-
необходимых мероприятий по Томского ние
условий для развитию района 2014 г. 1285 1285 потребности
физического культурно- населения в
и досуговой и 2015 г. 1285 1285 творческой
культурного профессиональной самореализа-
развития деятельности, ции
населения направленной на
творческую
самореализацию
населения
Томского района

Выполнение Администрация 2013 г. 1340 1340 Приобщение
мероприятий, Томского населения
направленных на района 2014 г. 1340 1340 Томского
формирование района к
здорового образа 2015 г. 1340 1340 здоровому
жизни жителей образу жизни
Томского района,
развитие
физической
культуры и
массового спорта

Проведение Администрация 2015 г. 500 500 Участие
мероприятий, Томского населения
посвященных района Томского
90-летию района в
Томского района культурно-
массовых
мероприятиях

Реализация Администрация 2014 г. 19890 16390 3500 Увеличение
мероприятий Томской уровня
программы области (по 2015 г. 72200 30000 34250 7950 обеспеченно-
"Развитие согласованию) сти населения
физической Администрация Томского
культуры и Томского района
спорта в Томском района объектами для
районе на 2014 - Администрации занятий
2016 годы" сельских физической
поселений (по культурой и
согласованию) спортом

3 Реализация Выполнение Департамент 2013 г. 8193,1 8193,1 Обеспечение
мероприятий мероприятий и здравоохране- населения
по задач ния Томской Томского
сохранению региональной области (по района
здоровья и Программы согласованию) медицинскими
обеспечению модернизации Администрация услугами на
безопасности здравоохранения Томского уровне,
населения Томской области района соответствую-
Томского на 2011 - 2013 МБУЗ Томского щем
района годы района современным
стандартам

Укрепление Департамент 2013 г. 1900,2 1282,2 618 Повышение
материально- здравоохране- качества
технической базы ния Томской медицинских
учреждений области (по услуг
здравоохранения, согласованию)
доукомплектова- Администрация
ние медицинским Томского
оборудованием района
учреждений МБУЗ Томского
здравоохранения района

Проведение Департамент 2013 г. 2926,4 302 2024,4 600 Повышение
капитальных здравоохране- качества
ремонтов зданий ния Томской медицинских
МБУЗ, отделений области (по услуг
ОВП и ФАПов согласованию)
Администрация
Томского
района
МБУЗ Томского
района

Оснащение МБУЗ Департамент 2013 г. 25511,2 25511,2 Повышение
автомобилями здравоохране- качества
скорой ния Томской медицинских
медицинской области (по услуг
помощи согласованию)
Администрация
Томского
района
МБУЗ Томского
района

Реализация Администрация 2013 г. 300 300 Снижение
мероприятий Томского количества
программы района 2014 г. 313 313 правонаруше-
"Профилактика Администрации ний в Томском
правонарушений сельских 2015 г. 617 617 районе
на территории поселений (по
Томского района согласованию)
на 2013 - 2015 Отдел МВД РФ
годы" по Томскому
району (по
согласованию)
Отдел УФМС РФ
по Томской
области в
Томском
районе (по
согласованию)

Реализация Администрация 2013 г. 2672,5 1665 1007,5 Повышение
мероприятий Томского уровня
программы района 2014 г. 4285 3265 1020 культуры и
"Профилактика Администрации самосознания
террористической сельских 2015 г. 2855 2675 180 молодежи
и экстремистской поселений (по района
деятельности в согласованию)
МО "Томский Отдел МВД РФ
район" на 2013 - по Томскому
2015 годы" району (по
согласованию)
ГУ МЧС РФ по
Томской
области (по
согласованию)

Реализация Администрация 2013 г. 741,4 741,4 Сохранение
мероприятий Томского здоровья
программы района и ее 2014 г. 827,4 827,4 и жизни
"Улучшение органы, работников в
условий и охраны Дума Томского 2015 г. 670,4 670,4 процессе
труда в Томском района, трудовой
районе на 2013 - организации деятельности
2017 годы", в (по
том числе согласованию)
проведение
аттестации
рабочих мест


3.4. Развитие малого и среднего предпринимательства

Целью реализации настоящего направления является создание в Томском районе благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, появления новых хозяйствующих субъектов, в том числе малых производственных предприятий и предприятий сферы услуг.
Актуальность реализации данного направления определяется тем, что для Томского района развитие малого предпринимательства имеет большое значение. Малый бизнес - это дополнительные рабочие места, выпуск необходимой для местных нужд продукции, оказание бытовых и других видов услуг населению, налоговые платежи в бюджет, самозанятость населения. Таким образом, основной задачей является не только поддержание сложившегося количественного уровня субъектов малого и среднего предпринимательства, но и осуществление мер, направленных на повышение эффективности их деятельности, реализацию в полной мере предпринимательского ресурса, повышение статуса предпринимателя. Основные преимущества малых предприятий - быстрое реагирование на изменение конъюнктуры рынка и более низкие издержки производства.
Состав мероприятий по реализации направления развития малого и среднего предпринимательства приведен в таблице 4.

Таблица 4. Состав мероприятий по развитию
малого и среднего предпринимательства


Объем и источники финансирования
Сроки (тыс. руб.)
№ Поднаправ- Содержание Ответственный выпол- Ожидаемые
ление мероприятия исполнитель нения феде- област- мест- прочие результаты
всего ральный ной ный источ-
бюджет бюджет бюджет ники

1 Реализация Реализаций Администрация 2013 г. 4781 4401 380 Стимулирование
мероприятий мероприятий Томского развития и
программы задачи района 2014 г. 4781 4401 380 освоения новых
"Развитие "Создание направлений
малого и благоприятных 2015 г. 4781 4401 380 предпринима-
среднего условий и тельства
предприни- устранение Дополнительные
мательства барьеров для источники
в Томском развития финансовых
районе на бизнеса ресурсов для
2011 - 2014 (условия для развития
годы" (с ведения бизнеса малого и
прогнозом по финансовому, среднего
на 2015 кадровому, предпринима-
год) правовому тельства
информационному Дополнительные
обеспечению источники
деятельности информации для
субъектов субъектов
малого и малого и
среднего среднего
предпринима- предпринима-
тельства на тельства
местном
уровне)"

Реализация Администрация 2013 г. 240 120 120
мероприятий Томского
задачи района 2014 г. 240 120 120
"Формирование
позитивного 2015 г. 240 120 120
образа
предпринима-
тельской
деятельности",
в том числе
проведение
сезонных
ярмарок
выходного дня,
а также Дня
российского
предпринима-
тельства

2 Разработка Проведение Администрация 2014 г.
программы анализа Томского
"Развитие достигнутых района
малого и результатов
среднего реализации
предприни- программы
мательства "Развитие
в Томском малого и
районе на среднего
2015 - 2017 предпринима-
годы" тельства в
Томском районе
на 2011 - 2014
годы",
подготовка
проекта
программы
"Развитие
малого и
среднего
предпринима-
тельства в
Томском районе
на 2015 - 2017
годы"


3.5. Совершенствование системы природопользования
на территории района

Целью реализации настоящего направления является разработка и реализация мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для сохранения и развития природно-ресурсной базы Томского района, вовлечение в хозяйственный оборот различных видов ресурсов, имеющихся на территории района. Социально-экономическая отдача и потенциальные выгоды от развития добывающих отраслей экономики района очевидны, поскольку по мере их развития у жителей района будут появляться новые рабочие места, а местный бюджет будет пополняться дополнительными налоговыми поступлениями. В процессе развития добывающих отраслей экономики может преобразиться в лучшую сторону и инфраструктура района.
Актуальность реализации направления определяется необходимостью создания условий для реализации имеющегося на территории района значительного ресурсного потенциала, вовлечения минерально-сырьевых, земельных и других видов ресурсов в хозяйственную деятельность. Известно, что Томский район имеет уникальные запасы некоторых видов минерально-сырьевых ресурсов (циркониево-ильменитовые пески, песчано-гравийные смеси и др.) и обладает высоким потенциалом развития добывающих отраслей. Чтобы превратить этот потенциал в реальный бизнес-сектор, необходимо реализовать в планируемом периоде следующие основные мероприятия (таблица 5).

Таблица 5. Состав мероприятий по совершенствованию системы
природопользования на территории района


Объем и источники финансирования
Сроки (тыс. руб.)
№ Поднаправление Содержание Ответственный выпол- Ожидаемые
мероприятия исполнитель нения феде- област- мест- прочие результаты
всего ральный ной ный источ-
бюджет бюджет бюджет ники

1 Разработка и Разработка Администрация 2014 г. 2500 1500 1000 Улучшение
реализация проектно- Томского качества
политики сметной района 2015 г. 2500 1500 1000 жизни
сохранения и документации на Администрации населения,
воспроизводства строительство сельских экологической
ресурсной базы полигонов поселений (по обстановки в
района, твердых бытовых согласованию) населенных
обеспечения отходов пунктах
экологической района
безопасности
Строительство Администрация 2015 г. 7500 5250 2250 Улучшение
полигонов Томского качества
твердых бытовых района жизни
отходов Администрации населения,
сельских экологической
поселений (по обстановки в
согласованию) населенных
пунктах
района

Реконструкция Администрация 2014 г. 115000 103500 11500 Снижение
канализационных Томской антропогенной
очистных области (по 2015 г. 115000 103500 11500 нагрузки на
сооружений в согласованию) водные
д. Кисловка, Администрация объекты
с. Рыбалово, Томского Томского
с. Моряковский района района
Затон, Администрации
с. Лучаново, сельских
п. Мирный, поселений (по
п. Рассвет, согласованию)
с. Томское

2 Разработка и Проведение Администрация 2013 г. 590 590 Установление
реализация комплекса Томского и закрепление
политики работ по района 2014 г. 600 600 на местности
эффективного эффективному границ
использования использованию 2015 г. 700 700 земельных
земельного земельных участков
фонда сельских ресурсов путем
поселений реализации
земельных
участков с
торгов (право
на заключение
договора аренды
или право
собственности),
а также
проведение
оценочных работ

Внедрение Администрация 2013 г. 500 500 Повышение
автоматизиро- Томского эффективности
ванной гео- района 2014 г. 100 100 использования
информационной земельных
системы, 2015 г. 100 100 ресурсов
обеспечивающей
создание единой
базы данных
земельных
участков на
территории
муниципального
образования
Томский район

Разработка и Администрация 2014 г. 250 250 Повышение
внедрение Томского эффективности
автоматизиро- района 2015 г. 100 100 использования
ванной системы земельных
регистрации ресурсов
обращений
заявителей в
операционный
сектор "Единое
окно"
Разработка и
внедрение
автоматизиро-
ванной системы
регистрации
обращений
заявителей в
операционный
сектор "Единое
окно"

Разработка и Администрация 2013 г. 200 200 Повышение
реализация Томского эффективности
мероприятий по района 2014 г. 200 200 использования
определению земельных
границ, 2015 г. 300 300 ресурсов
утверждению
проектов
планировки
территорий,
проектов
инженерного
обустройства
для размещения
участков для
индивидуального
жилищного
строительства в
целях
дальнейшего
предоставления
льготным
категориям
граждан

3 Вовлечение в Предоставление Администрация 2015 г. Прогнозирова-
хозяйственный полезных Томского ние уровня
оборот ископаемых для района добычи
минерально- промышленной общераспрост-
сырьевых, добычи. раненных
водных, Участие в полезных
древесных, утверждении ископаемых и
биологических и перечня налога на
рекреационных объектов по добычу
ресурсов района доразведке полезных
полезных ископаемых
ископаемых

Реализация Администрация 2015 г. Повышение
комплекса мер Томского рациональ-
по повышению района ности
экологичности использования
использования природных
рекреационных ресурсов
ресурсов района


3.6. Повышение эффективности муниципального управления

Целями реализации настоящего направления являются создание в Томском районе условий для повышения эффективности и качества муниципального управления на основе использования современных информационных и управленческих технологий, а также совершенствования механизмов государственно-частного и социального партнерства.
Актуальность реализации данного направления определяется тем, что в сфере муниципального управления существует объективная необходимость комплексного подхода к совершенствованию технологий и механизмов управления, проведению эффективной инвестиционной, бюджетной и кадровой политики, формированию положительного имиджа района, развитию муниципального маркетинга.
Значимость процесса совершенствования муниципального управления трудно переоценить, так как именно от качества принимаемых управленческих решений зависит социально-экономическая ситуация в районе, реализация целей, стратегических установок и программ развития отдельных направлений и сфер жизнедеятельности территории.
Состав мероприятий, направленных на повышение эффективности муниципального управления, представлен в таблице 6.

Таблица 6. Состав мероприятий по повышению
эффективности муниципального управления


Объем и источники финансирования
Сроки (тыс. руб.)
№ Поднаправление Содержание Ответственный выпол- Ожидаемые
мероприятия исполнитель нения феде- област- мест- прочие результаты
всего ральный ной ный источ-
бюджет бюджет бюджет ники

1 Совершенствова- Ведение реестра Администрация 2013 - Повышение
ние управления муниципальной Томского 2015 доходной части
муниципальной собственности, района гг. бюджета,
собственностью совершенствование оптимизация
приватизационной, использования
арендной земельного
политики, а также фонда
политики
использования
земельного фонда
Томского района

Осуществление Администрация 2013 - Выявление факта
контроля за Томского 2015 выполнения
реализацией района гг. мероприятий
Программы Программы
социально- социально-
экономического экономического
развития района развития района
и достижения
значений
индикаторов
Программы
ответственными
исполнителями

2 Разработка и Организация Администрация 2013 - Реализация
реализация художественных Томского 2015 творческого
комплекса мер мастерских, района гг. потенциала
по формированию выставок и населения
положительного ярмарок народного Томского
имиджа района, творчества района,
активное воспитание
использование молодежи в
методов и патриотическом
технологий духе,
муниципального формирование
маркетинга, положительного
повышение имиджа района
информационной
открытости Участие в Администрация 2013 - Повышение
района с целью инвестиционных Томского 2015 конкуренто-
привлечения форумах и района гг. способности и
дополнительных ярмарках, улучшение
инвестиционных конференциях и имиджа Томского
ресурсов семинарах, района
фестивалях и
праздниках,
направленных на
улучшение имиджа
Томского района

Наполнение Администрация 2013 г. 10 10 Повышение
официального Томского инвестиционной
сайта района района 2014 г. 10,7 10,7 привлекатель-
информацией, ности Томского
направленной на 2015 г. 11,5 11,5 района
привлечение
потенциальных
инвесторов.
Организация
системной
поддержки сайта,
подключение
интерактивных
модулей,
позволяющих
воспользоваться
муниципальными
услугами в
электронном виде

Организация Администрация 2013 г. 200 200 Содействие
пресс-тура по Томского продвижению
"точкам роста" района 2015 г. 230 200 30 инвестиционно
привлекательных
объектов,
улучшение
имиджа Томского
района

3 Совершенствова- Проведение Администрация 2013 - Выявление
ние кадровой аттестации Томского 2015 необходимости
политики в муниципальных района гг. повышения
сфере служащих квалификации
муниципального муниципальных
управления служащих

Анализ Администрация 2013 г. 300 300 Повышение
профессионально- Томского квалификации и
образовательных района, 2014 г. 100 100 переподготовка
потребностей Департамент муниципальных
кадров по работе с 2015 г. 100 100 служащих,
муниципальной органами улучшение
службы и местного качества
осуществление самоуправле- принимаемых
переподготовки и ния решений
повышения Администрации
квалификации Томской
муниципальных области (по
служащих согласованию)

Оптимизация Органы 2013 - Повышение
структуры и местного 2015 эффективности
штатной самоуправле- гг. муниципального
численности ния муници- управления
органов местного пального
самоуправления образования
муниципального "Томский
образования район"
"Томский район"

Совершенствование Органы 2013 г. Стимулирование
системы оплаты местного труда
труда самоуправле- муниципальных
муниципальных ния муници- служащих в
служащих, переход пального целях улучшения
на новую систему образования качества
оплаты труда "Томский принимаемых
район" решений

4 Развитие Взаимодействие с Администрация 2013 - Возможности
системы меж- г. Томск и ЗАТО Томского 2015 установления
муниципального Северск в рамках района гг. взаимовыгодных
сотрудничества формирования экономических,
томской партнерских
агломерации отношений с
г. Томск и ЗАТО
Северск

Участие в круглых Администрация 2013 - Возможности
столах, семинарах Томского 2015 установления
и совещаниях по района гг. взаимовыгодных
вопросам отношений
межмуниципального муниципалитета
сотрудничества с другими
муниципальными
образованиями

5 Развитие Заключение Администрация 2013 - Создание и
системы соглашений о Томского 2015 закрепление
государственно- социально- района гг. взаимовыгодных
частного экономическом Администрации условий
партнерства партнерстве/ сельских сотрудничества
сотрудничестве с поселений (по муниципалитета
организациями, в согласованию) с организациями
том числе Организации
предприятиями - (по
недропользовате- согласованию)
лями

6 Проведение Своевременная и Управление 2013 - Обеспечение
мероприятий в качественная финансов 2015 деятельности
области подготовка Администрации гг. получателей
бюджетной проекта бюджета Томского бюджетных
политики Томского района района средств
на очередной Администрация
финансовый год, а Томского
также организация района
его исполнения

Внедрение Управление 2013 - Улучшение
механизмов финансов 2015 качества
бюджетирования, Администрации гг. принимаемых
ориентированного Томского решений в
на результат района области
Администрация бюджетной
Томского политики
района


4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ И ОЦЕНКА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

4.1. Общая потребность в финансировании Программы

тыс. руб.

Направление 2013 2014 2015

Развитие экономической базы и привлечение 81565,3 127110 772210
дополнительных инвестиционных ресурсов

Улучшение качества жизни, повышение 217193 1107505,7 689455,4
доступности и качества жилищно-коммунальных
услуг, улучшение жилищных условий

Развитие социальной сферы 480048,8 255915,4 461017,4

Развитие малого предпринимательства 5021 5021 5021

Совершенствование системы природопользования 1290 118650 126200
на территории района

Повышение эффективности муниципального 510 110,7 341,5
управления

Итого 785628,1 1614312,8 2054245,3


4.2. Потребность в финансировании мероприятий
Программы по источникам

тыс. руб.

Источники 2013 2014 2015

Местный бюджет 141477,6 300517,8 238469,3

Областной бюджет 414511,6 1053706 947683

Федеральный бюджет 184364,9 181675 392819

Прочие источники 45274 78414 475274

ВСЕГО: 785628,1 1614312,8 2054245,3


4.3. Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация основных программных мероприятий при средних условиях (наиболее вероятный сценарий) развития позволит достичь следующих показателей социально-экономического развития Томского района в 2015 году по отношению к 2012 году.
За счет развития промышленного сектора экономики, создания предприятий по производству строительных материалов, переработке сельскохозяйственной продукции, наращивания производственных мощностей предприятий по производству продуктов питания, развития предприятий добывающего сектора ежегодный рост объемов промышленного производства в районе прогнозируется в размере 3,3 - 3,4%, ежегодный рост объема инвестиций в основной капитал - в размере 5,8 - 6,8%.
За счет реализации мероприятий программы планируется ежегодное увеличение оборота розничной торговли на 4,7 - 5,7% за счет создания новых торговых точек и расширения действующих, а также за счет роста реальных доходов населения. Ежегодное увеличение объема платных услуг населению прогнозируется в размере 6,5 - 7,5%.
По основным социальным показателям прогнозируются следующие результаты: ежегодный рост заработной платы на 2 - 3%, ежегодный рост объема вводимого в эксплуатацию жилья на 8 - 10%.
Мероприятия программы по реализации бюджетной и налоговой политики позволят достичь ежегодного роста объема неналоговых доходов бюджета Томского района от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, на 10 - 12%.

5. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

5.1. Организация управления Программой

Организационная структура управления Программой базируется на существующей схеме органов местного самоуправления Томского района.
Общее руководство Программой осуществляет Глава Томского района, в функции которого в рамках реализации Программы входят:
- определение приоритетов, постановка оперативных и краткосрочных целей Программы;
- представление проекта программы в Думу Томского района.
Функции представительного органа власти района в системе управления Программой включают:
- утверждение Программы социально-экономического развития района;
- контроль за ходом реализации Программы.
Ответственные исполнители мероприятий Программы Томского района осуществляют следующие функции:
- подготовка проектов нормативных правовых актов по подведомственной сфере по соответствующим разделам Программы;
- подготовка проектов муниципальных программ по приоритетным направлениям Программы;
- подготовка предложений, связанных с корректировкой сроков, исполнителей и объемов ресурсов по мероприятиям Программы;
- прием заявок предприятий и организаций, участвующих в Программе, на получение поддержки для реализации разработанных ими мероприятий или инвестиционных проектов;
- предварительное рассмотрение предложений и бизнес-планов, представленных участниками Программы для получения поддержки, на предмет экономической и социальной значимости;
- осуществление текущего контроля за реализацией мероприятий Программы, рациональным и целевым использованием централизованных капитальных вложений, финансовых и кредитных ресурсов, выделяемых на выполнение мероприятий Программы;
- подготовка и направление в Управление по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района ежегодных отчетов о ходе реализации Программы, выполнении мероприятий Программы, а также достижении значений индикаторов Программы.

5.2. Мониторинг и оценка Программы

Мониторинг программы социально-экономического развития муниципального образования представляет собой процесс сбора и анализа данных о фактических результатах выполнения мероприятий и достижении значений индикаторов. Информация, полученная в ходе мониторинга, используется для определения степени выполнения поставленных целей, а также необходимости корректировки Программы для их достижения.
Мониторинг Программы осуществляется ответственными исполнителями мероприятий Программы.
Мониторинг Программы осуществляется с помощью системы индикаторов. Данный метод обеспечивает согласование планов района через согласование программных целей и основных стратегических направлений, заложенных в Программу. Основные индикаторы определяются для каждого стратегического направления.
В процессе реализации Программы осуществляется сбор информации о достижении результатов и выполнении программных процессов в целях проведения комплекса мероприятий по оценке и мониторингу Программы. Эти данные позволяют определить, эффективны ли стратегии и методы реализации Программы, выбрать корректирующие или регулирующие меры.
Контрольные индикаторы по основным стратегическим направлениям развития Томского района приведены в таблице 7.

Таблица 7. Контрольные индикаторы социально-экономического
развития Томского района на период реализации Программы


№ Название индикатора Единицы Источник информации Периодичность
пп измерения для расчета расчета

Стратегическое направление 1. Развитие экономической базы и привлечение
дополнительных инвестиционных ресурсов

1.1 Рост объемов % Статистическая 1 раз в год
промышленного отчетность
производства

1.2 Рост объема инвестиций в % Статистическая 1 раз в год
основной капитал отчетность

1.3 Рост оборота розничной % Статистическая 1 раз в год
торговли отчетность

1.4 Рост объема платных услуг % Статистическая 1 раз в год
населению отчетность

1.5 Рост заработной платы % Статистическая 1 раз в год
отчетность

1.6 Рост объема туристского % Данные Управления 1 раз в год
потока в районе по социальной
политике
Администрации
Томского района

1.7 Рост количества дворов, % Данные Управления 1 раз в год
ведущих ЛПХ по социально-
экономическому
развитию села
Администрации
Томского района

1.8 Рост объема % Данные Управления 1 раз в год
сельскохозяйственной по социально-
продукции ЛПХ экономическому
развитию села
Администрации
Томского района

Стратегическое направление 2. Улучшение качества жизни, повышение
доступности и качества жилищно-коммунальных услуг, улучшение жилищных
условий

2.1 Уровень газификации домов % Данные Управления 1 раз в год
(квартир) сетевым газом ЖКХ, строительства,
транспорта и связи
Администрации
Томского района

2.2 Уровень обеспеченности % Данные Управления 1 раз в год
населения питьевой водой ЖКХ, строительства,
нормативного качества транспорта и связи
Администрации
Томского района

2.3 Степень износа инженерных % Данные Управления 1 раз в год
коммуникаций ЖКХ, строительства,
транспорта и связи
Администрации
Томского района

2.3 Количество семей, ед. Данные Управления 1 раз в год
улучшивших жилищные по социально-
условия экономическому
развитию села
Администрации
Томского района

2.4 Количество молодых чел. Данные Управления 1 раз в год
специалистов, улучшивших по социально-
жилищные условия экономическому
развитию села
Администрации
Томского района

2.5 Ввод в эксплуатацию жилых тыс. кв. Статистическая 1 раз в год
домов за счет всех м общей отчетность
источников финансирования площади

Стратегическое направление 3. Развитие социальной сферы

3.1 Доля детей в возрасте от % Данные Управления 1 раз в год
3 до 7 лет, охваченных образования
дошкольным образованием Администрации
Томского района

3.2 Доля педагогических % Данные Управления 1 раз в год
работников, прошедших образования
курсы повышения Администрации
квалификации Томского района

3.3 Количество ед. Данные Управления 1 раз в год
образовательных образования
учреждений, улучшивших Администрации
состояние зданий и Томского района
сооружений в результате
текущего, капитального
ремонтов, реконструкции
или оптимизации площадей

3.4 Доля населения, % Данные 1 раз в год
участвующего в культурной Администрации
жизни Томского района, в Томского района
численности населения
Томского района

3.5 Доля населения, % Данные 1 раз в год
занимающегося физической Администрации
культурой, в численности Томского района
населения Томского района

3.6 Количество спортивных ед. Данные 1 раз в год
сооружений Администрации
Томского района

3.7 Обеспеченность кв. м Данные 1 раз в год
плавательными бассейнами зеркала Администрации
воды Томского района

3.8 Обеспеченность кв. м Данные 1 раз в год
плоскостными спортивными Администрации
сооружениями Томского района

3.9 Количество правонарушений ед. Статистическая 1 раз в год
отчетность

3. Количество актов ед. Статистическая 1 раз в год
10 терроризма и экстремизма отчетность

Стратегическое направление 4. Развитие малого и среднего
предпринимательства

4.1 Количество субъектов ед. Статистическая 1 раз в год
малого и среднего отчетность
предпринимательства

4.2 Число рабочих мест в ед. Статистическая 1 раз в год
малом и среднем отчетность
предпринимательстве

Стратегическое направление 5. Совершенствование системы
природопользования на территории района

5.1 Количество земельных ед. Данные 1 раз в год
участков, предоставленных Администрации
в собственность Томского района

5.2 Объем доходов от арендных тыс. руб. Отчет об исполнении 1 раз в год
платежей за землю бюджета района

5.3 Количество действующих ед. Данные 1 раз в год
договоров аренды Администрации
земельных участков Томского района

5.4 Количество поданных ед. Данные 1 раз в год
судебных исков о Администрации
взыскании задолженности Томского района
по арендной плате

5.5 Объемы добычи полезных млн руб. Статистическая 1 раз в год
ископаемых отчетность

Стратегическое направление 6. Повышение эффективности муниципального
управления

6.1 Объем неналоговых доходов тыс. руб. Отчет об исполнении 1 раз в год
бюджета Томского бюджета района
района от использования
имущества, находящегося в
муниципальной
собственности

6.2 Количество соглашений о ед. Данные 1 раз в год
социально-экономическом Администрации
партнерстве/ Томского района
сотрудничестве,
заключенных с
организациями,
работающими на территории
района

6.3 Доля муниципальных % Данные 1 раз в год
служащих, успешно Администрации
прошедших аттестацию, Томского района
переподготовку и
повышение квалификации

6.4 Доля расходов бюджета % Данные Финансового 1 раз в год
района, формируемых в управления
рамках программ, в общем Администрации
объеме расходов районного района
бюджета (без субвенций)

6.5 Отклонение фактических % Отчет об исполнении 1 раз в год
параметров исполнения бюджета района
бюджета от первоначально
запланированных в решении
о бюджете на очередной
финансовый год


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Программа комплексного социально-экономического развития Томского района на 2013 - 2015 годы представляет собой прогнозно-проектный документ, обосновывающий направления среднесрочного развития района, содержащий совокупность важнейших мероприятий и проектов, направленных на достижение стратегических целей социально-экономического развития района.
Настоящая Программа разработана на основе проведенного анализа социально-экономической ситуации в муниципальном образовании "Томский район" за последние три года, выявленных среднесрочных и краткосрочных тенденций и прогнозов его развития. В ходе проведенного исследования осуществлен среднесрочный прогноз развития ситуации в Томском районе. Основные контуры прогнозных сценариев отражены в ожидаемых результатах по каждому из включенных в стратегию направлений и в оценке социально-экономических последствий реализации Программы.
Программа комплексного развития Томского района содержит аргументированное обоснование его стратегического выбора, реализация которого и должна обеспечить в конечном итоге достижение главной цели социально-экономического развития района.


------------------------------------------------------------------