Решение Томского УФАС России от 30.10.2013 N 06-11/127-13 <О нарушении антимонопольного законодательства в сфере размещения рекламы алкогольной продукции>



ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2013 г. № 06-11/127-13

Оглашена резолютивная часть 25 октября 2013 года.
Изготовлено в полном объеме 30 октября 2013 года.
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: В.И.Шевченко, руководитель Томского УФАС России,
члены Комиссии: М.Н.Петрова - специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; Н.Н.Наумова - старший специалист 2 разряда отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
рассмотрев дело № 06-11/127-13 по признакам нарушения требований п. 5 ч. 2, ч. 2.1 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", по факту распространения рекламы алкогольной продукции в г. Томске Томской обл. на входной двери магазина-кулинарии "Н", без участия заявителя, в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - общества с ограниченной ответственностью "Н", представитель О., действующая на основании Устава, установила:
В Томское УФАС России поступило заявление (вх. № 5634 от 16.09.2013), в котором указывается о фактах распространения рекламы алкогольной продукции в г. Томске на входной двери магазина-кулинарии "Н" с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В ходе осуществления полномочий по надзору за соблюдением законодательства о рекламе сотрудниками отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования был произведен осмотр места размещения указанной рекламной конструкции, выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, которые выразились в следующем.
В г. Томске на входной двери в магазин-кулинарию "Н", расположенный по адресу: <...>, размещается реклама с информацией следующего содержания: "Веселью ВРЕМЯ! Velkopopovicky Kozel. Предупреждаем о вреде чрезмерного потребления пива", содержащая изображение бутылки пива рекламируемой торговой марки. А также на данной входной двери размещается реклама, содержащая изображение двух бутылок водки торговой марки "Пять озер".
Данные факты зафиксированы в акте осмотра наружной рекламы от 23.09.2013, составленном должностными лицами Томского УФАС России.
В связи с изложенным определением от 14.10.2013 исх. № НН/6124 возбуждено производство по делу № 06-11/127-13 по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении ООО "Н".
На заседании Комиссии по рассмотрению данного дела 25.10.2013 представитель Общества пояснила, что рассматриваемую рекламу алкогольной продукции общество не изготавливало и не размещало. ООО "Н" осуществляет деятельность торгового магазина по адресу: <...> на основании договора аренды нежилого помещения от 20.12.2012.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе", Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация обладает перечисленными признаками, следовательно, является рекламой.
Объектом рекламирования в указанной рекламе является алкогольная продукция - пиво торговой марки "Velkopopovicky Kozel", водка торговой марки "Пять озер".
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
В соответствии пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
В соответствии с частью 2.1 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.
Указанная реклама размещена на входной двери в магазин-кулинарию "Н" с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций - плаката), что свидетельствует о нарушении п. 5 ч. 2, ч. 2.1 ст. 21 ФЗ "О рекламе".
Согласно ч. 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение указанных требований Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель.
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является Общество с ограниченной ответственностью "Н", что подтверждается договором аренды нежилого помещения от 20.12.2012, письменными и устными пояснениями представителя ООО "Н", протоколом заседания Комиссии от 25 октября 2013 г.
Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", п. 37 - п. 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции, распространяемую на входной двери в магазин-кулинарию "Н", расположенный по адресу: <...>, следующего содержания: "Веселью ВРЕМЯ! Velkopopovicky Kozel. Предупреждаем о вреде чрезмерного потребления пива", содержащей изображение бутылки пива рекламируемой торговой марки. А также рекламы водки торговой марки "Пять озер", содержащую изображение двух бутылок водки рекламируемой торговой марки, поскольку в ней нарушены требования п. 5 ч. 2, ч. 2.1 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Н" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
В.И.ШЕВЧЕНКО

Члены Комиссии:
М.Н.ПЕТРОВА
Н.Н.НАУМОВА





ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 30 октября 2013 г. № 06-11/127-13

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ № 06-11/127-13

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
члены Комиссии: М.Н.Петрова - специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; Н.Н.Наумова - старший специалист 2 разряда отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; на основании своего решения от 30 октября 2013 г. по делу № 06-11/127-13 о признании ненадлежащей наружной рекламы алкогольной продукции, размещенной с использованием рекламных конструкций, с нарушением требований п. 5 ч. 2, ч. 2.1 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33, частей 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Н" в течение 10 дней со дня получения настоящего предписания прекратить распространение ненадлежащей рекламы, распространяемой на входной двери в магазин-кулинарию "Н", расположенный по адресу: <...>, а с информацией следующего содержания: "Веселью ВРЕМЯ! Velkopopovicky Kozel. Предупреждаем о вреде чрезмерного потребления пива", содержащей изображение бутылки пива рекламируемой торговой марки. А также рекламы алкогольной продукции - водки торговой марки "Пять озер", содержащей изображение двух бутылок водки рекламируемой торговой марки, поскольку в ней нарушены требования п. 5 ч. 2, ч. 2.1 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
2. ООО "Н" представить в Томское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в пятнадцатидневный срок с момента получения предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Томское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить штраф на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
В.И.ШЕВЧЕНКО

Члены Комиссии:
Н.Н.НАУМОВА
М.Н.ПЕТРОВА


------------------------------------------------------------------