Решение Томского УФАС России от 25.10.2013 N 06-11/117-13 <О нарушении законодательства в сфере рекламы медицинских услуг, выразившемся в отсутствии лицензии и предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию>



ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 25 октября 2013 г. № 06-11/117-13

Резолютивная часть оглашена 11 октября 2013 года.
Изготовлено в полном объеме 25 октября 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: В.И.Шевченко - руководитель Томского УФАС России; члены Комиссии: Е.В.Чуклина - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; Н.Н.Наумова - старший специалист 2 разряда отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
рассмотрев дело № 06-11/117-13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения наружной рекламы медицинских услуг, в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - индивидуального предпринимателя А., установила:
В Томское УФАС России поступило обращение гражданина (вх. № 5057), в котором указывается на признаки нарушения законодательства о рекламе. В ходе рассмотрения заявления установлено, что в г. Томске на наружной стене здания, расположенного по адресу: <...>, размещена конструкция с рекламой следующего содержания: "N" салон красоты парикмахерские услуги, Маникюр, Педикюр, Наращивание ногтей, оформление бровей, ресниц, визаж, массаж, депиляция <...>".
Данный факт зафиксирован в акте осмотра наружной рекламы от 22.08.2013, составленном должностными лицами Томского УФАС России с участием двух незаинтересованных лиц.
В связи с изложенным определением от 18.09.2013 возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении ИП А.
В письменных пояснениях по делу ИП А. указала, что при изготовлении и размещении рассматриваемой рекламы не знала, что нарушаются положения законодательства о рекламе. Заявленные в рекламе медицинские услуги фактически индивидуальным предпринимателем не оказываются.
На рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе 11.10.2013 ИП А. подтвердила доводы, изложенные в письменных пояснениях, дополнительно пояснила, что реклама распространяется в течение двух лет, изменения в содержание рекламы не вносились.
Рассмотрев материалы дела и выслушав объяснения индивидуального предпринимателя, Комиссия приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (ст. 3) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация, распространяемая в г. Томске на наружной стене здания, расположенного по адресу: <...>, обладает перечисленными признаками, следовательно, является рекламой.
Объектом рекламирования являются салон красоты "N", парикмахерские услуги, услуги маникюра, педикюра, услуги по наращиванию ногтей, оформлению бровей, ресниц, визажа, а также услуги массажа и депиляции.
Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, с Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении (утв. Минздравсоцразвития РФ 12.07.2004), Номенклатурой медицинских услуг (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 № 1664н) указанные в рекламе услуги - массаж, депиляция - являются медицинскими.
В салоне красоты "N" по адресу: <...> осуществляет деятельность индивидуальный предприниматель А., лицензия на осуществление медицинской деятельности по указанному адресу и на оказание медицинских услуг у индивидуального предпринимателя отсутствует, что подтверждается письменными пояснениями ИП А. от 08.10.2013, устными пояснениями ИП А. (протокол заседания комиссии от 11.10.2013).
Согласно пункту 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
В части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" определено, что реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
С учетом изложенного реклама салона красоты "N", размещенная в г. Томске на наружной стене здания по адресу: <...>, нарушает пункт 7 статьи 7, часть 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно п. 4 ст. 3 указанного Закона реклама, не соответствующая требованиям законодательства, является ненадлежащей.
Согласно чч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований п. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 указанного Закона несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является индивидуальный предприниматель А., что подтверждается договором на изготовление рекламной продукции от 14.01.2011, письменными пояснениями ИП А. от 08.10.2013, устными пояснениями ИП А. (протокол заседания комиссии от 11.10.2013).
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в г. Томске на наружной стене здания по адресу: <...>, следующего содержания: "N" салон красоты парикмахерские услуги, Маникюр, Педикюр, Наращивание ногтей, оформление бровей, ресниц, визаж, массаж, депиляция <...>", поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП А. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
В.И.ШЕВЧЕНКО

Члены Комиссии:
Е.В.ЧУКЛИНА
Н.Н.НАУМОВА





ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 25 октября 2013 г. № 06-11/117-13

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ № 06-11/117-13

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: В.И.Шевченко - руководитель Томского УФАС России; члены Комиссии: Е.В.Чуклина - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; Н.Н.Наумова - старший специалист 2 разряда отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; на основании своего решения от 25 октября 2013 г. по делу № 06-11/117-13 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной в г. Томске на наружной стене здания по адресу: <...> с нарушением требований п. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю А. в течение 10 дней со дня получения настоящего предписания прекратить распространение рекламы следующего содержания: "N" салон красоты парикмахерские услуги, Маникюр, Педикюр, Наращивание ногтей, оформление бровей, ресниц, визаж, массаж, депиляция <...>", размещенной в г. Томске на наружной стене здания по адресу: <...>, с нарушением требований п. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
2. ИП А. представить в Томское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в десятидневный срок с момента исполнения настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Томское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
В.И.ШЕВЧЕНКО

Члены Комиссии:
Е.В.ЧУКЛИНА
Н.Н.НАУМОВА


------------------------------------------------------------------